«Новые возможности взаимодействия профессиональной и общеобразовательной школы».
статья ( класс) по теме
Представления молодежи сегодня о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, принятие решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди желают получить профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные».
Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД» призвана ориентировать детей на профессии железнодорожного транспорта, поэтому основная цель педагогического коллектива - формирование положительной мотивации на освоение железнодорожных профессий, воспитание чувства корпоративной принадлежности к ОАО «РЖД» и создание условий для осознанного выбора профессиональной деятельности, способствующая привлечению молодых квалифицированных кадров в ОАО «РЖД».
Данные социологического опроса, социальный заказ для педагогического коллектива школы-интерната от учредителя, родителей, который состоит в подготовке выпускников, конкурентоспособных на рынке учреждений высшего и среднего образования железнодорожной направленности, убедили нас в актуальной необходимости тесного взаимодействия общеобразовательной и высшей школы.
В докладе раскрыты основные направления взаимодействия профессиональной и общеобразовательной школы: учебно-методическое, научно-методическое, профориентационное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Велигор Людмила Борисовна, НОУ «Школа-интернат № 29 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД», педагог-организатор, Приморский край
Аннотация
Представления молодежи сегодня о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности. Принятие решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди желают получить профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные». В докладе раскрыты основные направления взаимодействия профессиональной и общеобразовательной школы, с помощью которых перед педагогическим коллективом открываются более широкие горизонты профориентационной деятельности.
Негосударственное образовательное учреждение «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД» призвана ориентировать детей на профессии железнодорожного транспорта, поэтому основная цель педагогического коллектива - формирование положительной мотивации на освоение железнодорожных профессий, воспитание чувства корпоративной принадлежности к ОАО «РЖД» и создание условий для осознанного выбора профессиональной деятельности, способствующих привлечению молодых квалифицированных кадров в ОАО «РЖД».
Данные социологического опроса, социальный заказ для педагогического коллектива школы-интерната от учредителя, родителей, который состоит в подготовке выпускников, конкурентоспособных на рынке учреждений высшего и среднего образования железнодорожной направленности, убедили нас в актуальной необходимости тесного взаимодействия общеобразовательной и высшей школы.
Результаты социологического исследования, проведенные в школе показали, что:
- 82% учащихся считают железнодорожную профессию престижной из-за высокой и стабильной заработной платы.
Самая популярная железнодорожная профессия (должность) среди респондентов: машинист (15%), начальник станции (17 %), диспетчер (12,5%).
Был сделан вывод, что большинство учащихся школы-интерната № 29 готовы связать свою судьбу с железнодорожным транспортом, однако 18% опрошенных не имеют должного представления о мире железнодорожных профессий и ответили, что железнодорожная профессия не престижна, выбрали профессии интересные: юриста, косметолога, стоматолога.
В общем виде можно выделить следующие направления взаимодействия общеобразовательной и высшей школы: учебно-методическое, научно-методическое, профориентационное.
Учебно-методическое направление содержит в себе деятельность по обновлению и адаптации содержания предпрофильного и профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентации.
В школе введены элективные курсы:
- «Общий курс железных дорог»;
- «Техническое черчение» («Основы инженерной графики»); - «Основы научно-исследовательской деятельности»;
- «Твоя профессиональная карьера»,
которые ведутся преподавателями Приморского института железнодорожного транспорта, Уссурийского профессионального лицея № 16.
С 1 по 8 класс ведется спецкурс «Моя железная дорога», целью которого является формирование корпоративной причастности к деятельности ОАО «РЖД».
В результате организации работы по спецкурсам закладывается основа для формирования первого звена непрерывной цепочки «ребенок-учащийся-профессионал».
В рамках предмета «Технология» выделены спецкурсы:
- токарная обработка металлов;
- слесарь по ремонту промышленного оборудования.
Программы этих курсов составлены совместно с Уссурийским Учебным центром - образовательным структурным подразделением ДВЖД и Уссурийским профессиональным лицеем № 16. В комиссию по сдаче квалификационных экзаменов по этим специальностям приглашаются представители данных учебных заведений.
С июня 2009 г. в токарных и слесарных мастерских Уссурийского профессионального лицея № 16 ведется учебно-производственная практика учащихся нашей школы. В программе: ознакомление с рабочими профессиями, проведение слесарных работ, сборка и разборка узловых деталей, регулировка и ремонт оборудования.
С 2011 года начала свою работу пятая профессиональная четверть. Выпускники 9-х классов прошли с экскурсиями по предприятиям железнодорожного транспорта г.Уссурийска. Основной упор делался на знакомство с рабочими профессиями. Одновременно была организована диагностика, проведены совместно с педагогом-психологом тренинги.
Научно-методическое направление характеризуется следующими видами деятельности:
- разработка учебно-методических материалов для реализации прикладных программ и программ элективных курсов;
- проведение установочных консультаций, выездных сессий для учащихся, курсов для учителей школы по предметам вступительных экзаменов. С 2008 г. такая практика уже апробируется среди 9 и 11 классов школ-интернатов;
- с 2010 года наша школа-интернат имеет возможность проведения видеоконференций. Была проведена конференция учителей физики и математики совместно с преподавателями ДВГУПС и его филиалов, на которой обсуждались вопросы качественной подготовки выпускников к поступлению в вузы и сузы;
- с прошлого учебного года выпускники школы получают возможность прослушать дополнительно по 40 часов учебных занятий физики и математики, которые проводятся преподавателями высшей школы в специально отведенное время;
- введены в практику олимпиады для воспитанников школы-интерната, изъявивших желание учиться в профильном вузе. В 2010 г. по результатам олимпиады два выпускника нашего интерната получили возможность без экзаменов поступить в железнодорожный институт. В 2011 году по результатам региональной олимпиады школьников Хабаровской заочной физико-математической школы и Совета ректоров вузов 5 наших учеников прошли заочный тур, и одна из них – Семенько Виктория, стала призером олимпиады 2 степени по математике;
- обучение железнодорожным специальностям в кружке «Юный железнодорожник», «Техническое моделирование».
Профориентационное направление включает в себя:
- создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий, по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения;
- выступление представителей ДВГУПС в школе с лекциями о специальностях, по которым готовят студентов;
- проведение дней открытых дверей и т.д.
Довузовское образование, на наш взгляд, должно служить дополнительным ресурсом воздействия на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузах и сузах.
Как показывает практика, механическое перенесение в школу вузовских методик обучения невозможно. Однако усиливающийся разрыв между научной деятельностью и учебным процессом побуждает нас уже в школе искать образовательные технологии для раннего привлечения учащихся к научно-исследовательской деятельности. Это, прежде всего защита детских проектов, как коллективных, так и индивидуальных. Широко вводим в практику обучения школьников семинары, тематические зачеты, олимпиады, предметные сессии. Кроме того, создается необходимый психологический настрой на продолжение обучения.
В рамках учебно-воспитательной работы учащиеся школы-интерната № 29 проходят производственную практику на Малой Железной дороге г.Хабаровска, где в реальных условиях можно ознакомиться со многими железнодорожными профессиями. За последние три года практику на МЖД прошли 75 учащихся, многие из которых поступили и успешно учатся в ДВГУПС и других железнодорожных учреждениях.
ДВГУПС - вуз, который является одним из самых востребованных среди учащихся школы-интерната № 29. Ежегодно до 30 выпускников школы-интерната становятся его студентами.
Для решения кадровых проблем Дальневосточной железной дороги школа-интернат № 29 разработала программу и план мероприятий совместно с ДВГУПС, Уссурийским профессиональным лицеем № 16, где предусмотрен комплексный подход к системе непрерывной подготовки специалистов различных уровней для предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Школа-интернат заключила договора о сотрудничестве с ДВГУПС, ПримИЖТ, МЖД, с предприятиями железнодорожного транспорта ДВЖД об организации совместных мероприятий, социальных практик, профессиональных проб и других форм деятельности. Школа оказывает большую поддержку и сотрудничает с предприятиями, которые выдают целевые направления для будущих студентов. За последние три года учащимися нашей школы было получено 44 целевых направления.
Согласно концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010 - 2015 годы, существенную роль в достижении нового качества профориентационной работы на профессии железнодорожного транспорта играет школьная психологическая служба. Её роль заключается в профессиональном просвещении, в ознакомлении учащихся и воспитанников нашей школы-интерната с социально–экономическими и психофизиологическими особенностями профессий железнодорожного транспорта, требованиями, предъявляемыми данными профессиями к человеку. Все это реализуется через работу учащихся и воспитанников с профессиограммами. Кроме этого школьный педагог-психолог проводит профессиональные консультации по оказанию помощи учащимся и воспитанникам в выборе конкретной профессии железнодорожного транспорта с учетом психологических, психофизиологических, физиологических особенностей, а также индивидуальных интересов. Также психолог организует тренинги с целью психологической поддержки, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В результате всей этой деятельности выпускники нашей школы-интерната уже на первом курсе оказываются более готовыми к активной учебе и научной работе по сравнению с учащимися других школ.
Система непрерывного образования «школа-вуз» создает возможности для разностороннего развития личности, для раскрытия её творческого потенциала в особом образовательном пространстве, для соприкосновения с традициями высшей школы. Раннее «погружение» в университетскую среду позволяет избежать выбора профессии по ложным мотивам, сделать процесс адаптации начинающих студентов менее болезненным.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010 – 2015 гг.), утвержденная Распоряжением ОАО «РЖД» от 13.05.2010 г. № 1019р. - 12 с.
- Профессиональная ориентация в системе образовательных учреждений ВСЖД - филиала ОАО «РЖД»: Материалы научно-методического регионального семинара/под общ. ред. Дубровской Г.В. - Иркутск: типография, 2006.
- Активные методы профконсультаций, профориентационные игры и мероприятия железнодорожной направленности/сост. Заместитель директора по УВР школы-интерната № 10 ОАО «РЖД». Л.Г.Юдина.
- Сборник материалов школы передового опыта по организации профессиональной ориентации на железнодорожные профессии в образовательных учреждениях ОАО «РЖД». - Хабаровск, 2007.
- Юдина Л.Г. Диагностика профессиональных ориентаций воспитанников общеобразовательной школы-интерната. - Нижний Тагил, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на коррекционных часах....
по итогам контролям использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведена проверка использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоров...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида г. Ба
Цель проекта:Развитие движения ЮИД в школе, посредством использования современных информационных технологий, электронных ресурсов....
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)
рабочая программа по географии, для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 1226 класс...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 7 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...