рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

 

рабочая программа по географии,  для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_geografiya_6.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

Рассмотрено                                                                Утверждено

на заседании Методического совета                                приказом директора

МБС(К)ОУ №122                                                        № 64 от 01.09.2014 г.

Протокол № 1 от «1» от 01.09.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ГЕОГРАФИЯ»

6 КЛАСС

(базовый уровень)

2014-2015 учебный год

ПРОГРАММА:

Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

Учебник: География. Начальный курс. 6 кл..:учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 174, [2] с.: ил., карт.

                                        Составитель программы: И.Ю. Ружникова

                                        Учитель, реализующий программу: И.Ю. Ружникова

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «География» за курс 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2007 года, с учетом примерной программы основного общего образования по географии, на основе примерной программы по географии основного общего образования. -  В книге сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

1) нормативно-правовые документы, на основе которых разработана РП:

нормативного обеспечения включает:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
  •  Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  •  Примерная программа по географии// Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров,  А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

нормативного обеспечения включает:

  • Приказ ГУО и Н Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02-/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 15     к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в 2014-2015 учебном году»)

нормативного обеспечения включает:

  • Учебный план МБС(К)ОУ №122 на 2014-2015 учебный год (приказ от 01.09.2014 №64 ОД)
  • Об утверждении годового календарного учебного графика МБС(К)ОУ № 122 на 2014-2015 учебный год (приказ № 58 от 01.09.2014)

2) общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой концепции географического образования. В основу содержания предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в рабочую программу федерального компонента связано с тем, что изучение "малой" Родины, её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Примерная программа основного общего образования по предмету « География » рассчитана на 245 учебных часов и предполагает изучение предмета в 6-9 классах. На изучение географии Земли  в 6 классе федеральным базисным учебным планом рекомендовано 35 учебных часов. В соответствии с учебным планом МБСКОУ № 122 на изучение географии в 6 классе выделено 68 учебных часов. Таким образом, для обязательного изучения учебного предмета «География Земли» в 6 классе отведено 68 учебных часов, из них на практическую (лабораторную) часть отведено 15 учебных  часов,  в том числе оценочных практических  работ – 9.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Результаты обучения приведены в графе "требования к уровню подготовки шестиклассников", которые сформированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с их расположением в перечне практических работ  являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя, некоторые оцениваются у каждого учащегося  (см. дальше список оцениваемых практических работ) или же у некоторых учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

3) цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным компонентом государственного стандарта начального общего основного общего образования и с учетом особенностей образовательного учреждения, 6 класса (коррекция).

Изучение географии в 6 классах направленно на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Коррекция:

        Рабочая программа составлена для учащихся специального коррекционного образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями IIV вида.

Принцип коррекционной направленности обучения определяет наличие в методике преподавания специальных коррекционных методов и приемов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением развития (напр., дозированность учебной нагрузки).

Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.).

Логические приемы переработки информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).

Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что методически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики. Любой из общедидактических приемов с включением в него специальных приемов обучения приобретает коррекционную направленность. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения, от их взаимного проникновения.

Программа курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Обучение происходит в тесной взаимосвязи с овладением учащимися приемами анализирующего наблюдения, сравнения и обобщения. Коррекционная направленность обучения определяется тем, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций.

Методы и приемы работы, способствующие развитию познавательных интересов, направлены также на активизацию их мышления – это непосредственные наблюдения, простейшие опыты, анализ и сравнение предметов для выявления их сходства и отличия, предметно-практическая деятельность учащихся. Для эффективного использования программного материала важно направить деятельность учащихся на самостоятельный анализ отмеченных фактов, на поиск решений, выводов, умозаключений. Привлечение учащихся к самостоятельному поиску выхода из созданной ситуации, а также к самостоятельному приобретению недостающих знаний способствует воспитанию интереса к явлениям ближайшего окружения.

4) место учебного предмета.

        Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения учебного предмета «География Земли» 35 часов в 6 классе, из расчёта 1 час в неделю. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащиеся 6 классов обучаются 34 недели в учебном году (по 2 часа в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 6 классе отводится 68 часов.

5) ведущие формы и методы обучения.

Школьники выполняют задания на сравнение объектов, составляют схемы и таблицы по тексту учебника, заполняют контурную карту. Для организации этой формы работы широко используется раздаточный дидактический материал.

        Коллективная форма работы школьников, которая сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся с учетом индивидуальных особенностей учитывает особенности возраста учащихся, которые расположены к различным видам совместной деятельности. Работа в парах, малых группах, ролевая игра, дискуссия. Применяется групповая работа на обобщающих уроках, семинарах, при проведении учебных игр.

6) контроль образовательных достижений.

        Проверка и оценка усвоения содержания образования достигнутого учащимися является неотъемлемой составной частью процесса обучения географии. Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Основные виды проверки: индивидуальная и фронтальная форма. Способы проверки знаний учащихся: устный и письменный.

        Индивидуальный устный опрос – ответ у карты. Школьник имеет возможность доказательно и логично построить свой ответ, развивается его речь, умение работать с картой.

        Фронтальный устный опрос – работают большинство учащихся. За урок школьники успевают ответить несколько раз, задаваемые вопросы не требуют глубоких развернутых ответов, учитывается общая активность учащегося.

        Индивидуальная письменная работа –  учащийся имеет возможность использовать самые разнообразные источники информации (сообщения, доклады, рефераты и т.д.). Этот этап предусматривает защиту работы, ее пересказ.

        Фронтальная письменная работа – достигается максимальный охват учащихся проверкой, каждая работа может быть детально проанализирована (ответы на вопросы, тесты и т.д.).

Также на уроках используется переходный вид контроля, сочетающий индивидуальную и фронтальную форму работы.

7) критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Допущены незначительные нарушения последовательности изложения;

Знание карты и умение ею пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.  

Отметка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка проверочных, письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.

Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.

Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» 

- правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» 

- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» 

- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» 

- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.

Раздел II. Содержание учебного предмета.

1) Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Развитие географических знаний человека о Земле.

4

3

Источники географической информации

19

4

Природа Земли и человек

40

5

Материки, океаны, народы и страны

4

итого

68

2) Содержание учебного предмета.

Источники географической информации

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

Природа Земли и человек.

Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле[1]. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Природопользование и геоэкология.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

3) Национально-региональный компонент (НРК). Цель реализации НРК: (10%)

Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами:

№ урока (по календарно-тематическому планированию)

Тема урока (по календарно-тематическому планированию)

Национально-региональный компонент (тема)

Содержание

1

Что изучает география

Ведение календаря погоды,  обработка собранных материалов, написание вводов

Наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности и водоемов своей местности.

17

Градусная сеть на глобусе и картах

Обозначение на контурной карте географических координат своего населенного пункта, проведение линий меридиана и параллели проходящих через свой населенный пункт

Обозначение на контурной карте географических координат своего населенного пункта, проведение линий меридиана и параллели проходящих через свой населенный пункт

30

Горы суши

Изучение рельефа своей местности

Изучение рельефа г. Снежинска

45

Озера. Болота

Определение гидрологических характеристик озера Синара

Гидрологические характеристики озера Синары

50

Атмосфера. Строение, значение, изучение, охрана

Составление фенологического очерка г.Снежинска по материалам наблюдений за погодой

очерк г.Снежинска по материалам наблюдений за погодой

61

Природные зоны Земли

Определение растений своей местности по гербарию

Определение растений г. Снежинска по гербарию

63

Воздействие организмов на земные оболочки

Описание природного комплекса своей местности

Описание природного комплекса г. Снежинска


Раздел III. Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Основные цели

Знания умения навыки

Контроль образовательных достижений учащихся

Домашнее задание

№ параграфа/пункта учебника

план

факт

Введение (1 час)

1

Что изучает география

Знать: предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

Пр. работа №1

Ведение календаря погоды, .обработка собранных материалов, написание вводов

§1

Ведение календаря погоды,  обработка собранных материалов, написание вводов

Раздел. Развитие географических знаний человека о Земле (4 часа)

2

Развитие географических знаний о Земле в древние века

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства

Знать: основные этапы освоения планеты человеком, имена и фамилии ученых, путешественников и мореплавателей, которые внесли огромный вклад в развитие знаний о Земле

Пр. работа №2

Составление сводной таблицы в тетради

§2

Вопросы и задания стр.7 (1)

3

Развитие географических знаний в средние века

Пр. работа №3

Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба, Васка да Гама, Беллинсгаузена и Лазарева, Дж.Кука. Надписать названия материков и океанов

§2

Вопросы и задания стр.7 (3)

4

Эпоха Великих географических открытий

§2

Индивидуальное задание

5

Географические открытия 18-20 веков

§2

сообщение

Раздел. Источники географической информации (17 часов)

План местности (7 часов)

6

Понятие о плане местности.

План местности. Условные знаки

Масштаб, его виды. Чтение и использование планов местности. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать: содержание понятий: план местности, условные знаки, масштаб

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности

Пр. работа №4

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты

§4

Вопросы и задания стр.11 (1-4)

7

Условные знаки

§4

Вопросы и задания стр.11 (1-4)

8

Масштаб плана

§5

Вопросы и задания стр.14 (1-6)

9

Ориентирование на местности и по плану

§6

Вопросы и задания стр.16 (1-5)

10

Изображение на плане неровностей земной поверхности

§7

Вопросы и задания стр.20 (1-7)

11

Глазомерная съемка местности

§8

Работа со словарем

12

Составление простейших планов местности

§8

Вопросы и задания стр.23 (1-5)

13

Обобщение по теме «План местности»

Индивидуальное задание

Раздел. Географическая карта (10 часов)

14

Форма и размеры Земли.

Земля – планета солнечной системы

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

Обучение определению направлений по картам.

Определение по картам географических координат точек.

Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование.

Знать: форму и размеры Земли.

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор, полушария.

Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Уметь: определять по карте географические координаты и направления сторон горизонта, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот точек земной поверхности.

Пр. работа №5

Оформление контурной карты. Надписи названий объектов. Определение направлений по картам.

Характеристика карты.

§3; 9

Работа со словарем

15

Глобус – уменьшенная модель Земли

§9

Вопросы и задания стр.25 (1-5)

16

План и карта. Виды географических карт

§10

Вопросы и задания стр.27 (1-7)

17

Градусная сеть на глобусе и картах

§11

Вопросы и задания стр.29 (1-6)

18

Географическая широта

§12

Вопросы и задания стр.32 (1-6)

19

Географическая долгота. Географические координаты

Пр. работа №6

Обозначение на контурной карте географических координат своего населенного пункта, проведение линий меридиана и параллели проходящих через свой населенный пункт

§13

Вопросы и задания стр.34 (1-5)

20

Определение географических координат

Решение географических задач

21

Изображение на физических картах высот и глубин

§14

Вопросы и задания стр.36 (1-5)

22

Значение планов местности и графических карт

§15

Вопросы для самооценки стр. 37

23

Обобщение по теме «Географическая карта»

Индивидуальное задание

Раздел. Природа Земли и человек (40 часов)

Литосфера (8 часов)

24

Внутреннее строение Земли

Определение горных пород и минералов (по образцам коллекции) и изучение их свойств. Определение по карте географического положения гор, равнин. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Земли.

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека

Уметь: работать по контурной карте.

§16

Работа со словарем

25

Горные породы и минералы, слагающие земную кору

Пр. работа №7

Определение горных пород и минералов (по образцам коллекции) и изучение их свойств.

§17

сообщение

26

Определение полезных ископаемых по образцам

Конспект в тетради

Работа со словарем

27

Движение земной коры

§18

Вопросы и задания стр.49 (1-6)

28

Вулканы, гейзеры, горячие источники

§19

Вопросы и задания стр.52 (1-5)

29

Горы суши

§20

Вопросы и задания стр.56 (1-6)

30

Равнины суши

§21

Вопросы и задания стр.63 (1-7)

31

Обобщение по теме «Литосфера

Индивидуальное задание

Гидросфера (10)

32

Что такое гидросфера.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание по карте. Оценка обеспеченности

водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы

Знать: состав гидросферы, главные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей. Устанавливать причины, влияющие на показатель солености и направления течений в Мировом океане.

Называть и показывать: части Мирового океана: океаны Земли, моря, заливы, проливы

§23

Работа со словарем

33

Мировой круговорот воды

Конспект в тетради.

Схема стр.70 рис.47

34

Части Мирового океана

§24

Вопросы и задания стр.73 (1-5)

35

Суша в Мировом океане

Конспект в тетради.

Работа со словарем

36

Свойства океанических вод

§25

Вопросы и задания стр.75 (1-6)

37

Волны в Океане

Пр. работа №8

Вычерчивание схематического профиля дна Океана по пути следования судна с запада на восток.

§26

Вопросы и задания стр.79 (1-4)

38

Течения в Океане.

§27

Вопросы и задания стр.81 (1-6)

39

Рельеф дна Мирового океана,

§22

Работа со словарем

40

Изучение Мирового океана

§28

сообщение

41

Обобщение по теме «Гидросфера»

Индивидуальное задание

Воды суши  (8 часов)

42

Понятие «Река», ее части

Определение ГП объектов Земли: реки, озера, водохранилищь, болот, ледников, подземных вод

Знать: состав вод суши,  хозяйственное использование их человеком

Уметь: определять ГП водоемов суши: рек, озер, искусственных водоемов, объяснять причины,  влияющие на направление рек, по форме озерной котловины, устанавливать их происхождение  

Пр. работа №9

Определение ГП объектов Земли: реки, озера, водохранилища

§30

Работа со словарем

43

Питание и режим рек

§30

Вопросы и задания стр.94 (1-4)

44

Озера. Болота

Пр. работа №10

Определение гидрологических характеристик озера Синара

§31

Вопросы и задания стр.98 (1-6)

45

Подземные воды

§29

Вопросы и задания стр.86 (1-5)

46

Ледники.

§32

Вопросы и задания стр.101 (1-6)

47

Искусственные водоемы

§33

Вопросы и задания стр.102 (1-4)

48

Загрязнение гидросферы

§34

сообщение

49

Обобщение по теме «Гидросфера»

Вопросы для самоконтроля стр 104 (1-16)

Атмосфера (11 часов)

50

Атмосфера.

Строение, значение, изучение, охрана

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание атмосферы (по типовому

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять: температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц.

Пр. работа №11

Составление фенологического очерка г.Снежинска по материалам наблюдений за погодой

§35

Работа со словарем

51

Температура воздуха

§36

Вопросы и задания стр.111 (1-5)

52

Годовой и суточный ход температуры воздуха.

§37

Составить график годового хода температуры

53

Атмосферное давление

§38

Вопросы и задания стр.115 (1-5)

54

Ветер. Виды ветров

§39

Роза ветров для Снежинска.

55

Водяной пар в атмосфере. Туман и облака.

§40

Вопросы и задания стр.124 (1-6)

56

Атмосферные осадки

§41

Вопросы и задания стр.127 (1-4)

57

Погода и климат

§42

Календарь погоды.

58

Климатообразующие факторы

§43

Вопросы и задания стр.131 (1-4)

59

Распределение света и тепла на Земле.

§44; 45

Схема.

стр.133 рис. 84, 85

60

Обобщение по теме «Атмосфера»

Индивидуальное задание

Биосфера (5 часов)

61

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Пр. работа №12

Определение растений своей местности по гербарию

§46

Работа со словарем

62

Природные зоны Земли

§47

Таблица в тетради

63

Организмы в Мировом океане

§48

сообщение

64

Воздействие организмов на земные оболочки

§49

Конспект в тетради

65

Обобщение темы «Биосфера»

Индивидуальное задание

Раздел. Материки, океаны, народы и страны (3 часа)

66

Человечество – единый биологический вид.

Человек – часть биосферы.

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Государства на политической карте мира. Человек – часть биосферы.

Знать: численность населения Земли, основные расы. Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

§51; 54

Таблица в тетради

67

Численность населения Земли.

§52

Вопросы и задания стр.159 (1-5)

68

Основные типы населенных пунктов. Государства мира

§53

Индивидуальное задание


Раздел IV. Учебно - методический комплекс.

учебно-методический комплект

1. Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

  1. Герасимова Т.П. География. Начальный курс географии: учебн. для 6 кл. общеобразоват. учреждений./Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. - – М.: Дрофа, 2009г.
  2. Атлас для 6 класса. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
  3. Контурные карты. География. 6 кл. – М.: Дрофа, 2012-13г.

учебно - методический комплекс

Учебные пособия для учащихся:

        1. Рабочая тетрадь, «География. Начальный курс», для 6 класса, Москва, издательство Дрофа, 2013 г.

        2. Краткий справочник по Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2006 г.

        3. Атлас Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2006г.

        4. Контурные карты Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2013 г.

Методические пособия для учителя:

  1.  Журнал «География в школе»
  2. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  3. В.И.Сиротин «Практичкские работы по географии» 6-10 класс. М.; «Аркти» 2000г.
  4.  Е.А. Жижина, «Поурочные разработки по географии.», Москва, издательство ВАКО, 2005 год.
  5. География 6 класс: Технология тематического тестирования / Г.П. Волобуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. М.А. Андреева, А.С. Маркова. «География Челябинской области». Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 2002.
  7. А.С. Маркова, Т.Н. Малышева, Н.М. Чистякова «Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс». Челябинское издательство «Абрис».

*Приложение:

Каталог ЦОР «География»

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «География».

        В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; легенду и математическую основу географических карт и топографических планов; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными  и  человеческими  ресурсами,  хозяйственного  потенциала,  экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;

Раздел VI. Контрольно-измерительные материалы.

  1. Шатных А.В. Начальный курс географии: рабочая тетрадь. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс». – М.: Дрофа, 2004г.
  2. Контурные карты. География. 6 кл. – М.: Дрофа, 2012-13г. (Задания для практических работ на контурной карте)
  3. http://www.fipi.ru/
  4. Географический образовательный портал: http://mygeog.ru/
  5. http://kurokam.ru/load/testirovanie_i_kontrol/geografija
  6. Книги и учебники в электронном виде: http://www.mathsolution.ru/books/:

- Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. –  М.: Экзамен, 2013г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 7 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная" (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 9 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...