рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
7 КЛАСС
(базовый уровень)
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_geografiya_7.doc | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122
Рассмотрено Утверждено
на заседании Методического совета приказом директора
МБС(К)ОУ №122 № 64 от 01.09.2014 г.
Протокол № 1 от «1» от 01.09.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
7 КЛАСС
(базовый уровень)
2014-2015 учебный год
ПРОГРАММА:
Примерная программа по географии.
Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М.: Дрофа, 2013.
Составитель программы И.Ю. Ружникова
Учитель, реализующий программу И.Ю. Ружникова
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «География» за курс 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2007 года, с учетом примерной программы основного общего образования по географии, на основе примерной программы по географии основного общего образования. - В книге сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
1) нормативно-правовые документы, на основе которых разработана РП:
нормативного обеспечения включает:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
- Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Примерная программа по географии// Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.
нормативного обеспечения включает:
- Приказ ГУО и Н Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02-/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 15 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в 2014-2015 учебном году»)
нормативного обеспечения включает:
- Учебный план МБС(К)ОУ №122 на 2014-2015 учебный год (приказ от 01.09.2014 №64 ОД)
- Об утверждении годового календарного учебного графика МБС(К)ОУ № 122 на 2014-2015 учебный год (приказ № 58 от 01.09.2014)
2) общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой концепции географического образования. В основу содержания предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в рабочую программу федерального компонента связано с тем, что изучение "малой" Родины, её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результаты обучения приведены в конце в графе "требования к уровню подготовки семиклассников", которые сформированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с их расположением в перечне практических работ являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя, некоторые оцениваются у каждого учащегося (см. дальше список оцениваемых практических работ) или же у некоторых учащихся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
При распределении учебных часов в рабочей программе для 7 класса из резерва 1 час я отвела на тему "Введений", на тему "Природа Земли и человека" было отведено 5 часов, я добавила из резерва 8 часов, таким образом, эта тема будет рассчитана на 13 часов.
3) цели и задачи:
Изучение географии в 7 класса направлено на достижение следующих целей;
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Коррекция:
Рабочая программа составлена для учащихся специального коррекционного образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями IIV вида.
Принцип коррекционной направленности обучения определяет наличие в методике преподавания специальных коррекционных методов и приемов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением развития (напр., дозированность учебной нагрузки).
Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.).
Логические приемы переработки информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).
Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что методически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики. Любой из общедидактических приемов с включением в него специальных приемов обучения приобретает коррекционную направленность. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения, от их взаимного проникновения.
Программа курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Обучение происходит в тесной взаимосвязи с овладением учащимися приемами анализирующего наблюдения, сравнения и обобщения. Коррекционная направленность обучения определяется тем, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций.
Методы и приемы работы, способствующие развитию познавательных интересов, направлены также на активизацию их мышления – это непосредственные наблюдения, простейшие опыты, анализ и сравнение предметов для выявления их сходства и отличия, предметно-практическая деятельность учащихся. Для эффективного использования программного материала важно направить деятельность учащихся на самостоятельный анализ отмеченных фактов, на поиск решений, выводов, умозаключений. Привлечение учащихся к самостоятельному поиску выхода из созданной ситуации, а также к самостоятельному приобретению недостающих знаний способствует воспитанию интереса к явлениям ближайшего окружения.
4) место предмета в учебном плане.
Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения учебного предмета «География» 70 часов в 7 классе, из расчёта 2 часа в неделю. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащиеся 7 классов обучаются 34 недели в учебном году (по 3 часа в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 7 классе отводится 102 часа.
5) ведущие формы и методы обучения.
Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках географии включают три формы учебной работы школьников – фронтальную, индивидуальную и групповую.
При фронтальной форме обучения используются объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод (рассказ, беседа, объяснения, лекция) организуется работа с экранными средствами обучения.
В рамках дифференцированного подхода к обучению школьников испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ используется индивидуальная работа, именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. При этом используется репродуктивный метод. Школьники выполняют задания на сравнение объектов, составляют схемы и таблицы по тексту учебника, заполняют контурную карту, вычерчивают профиль по синоптической карте и т.д. Для организации этой формы работы широко используется раздаточный дидактический материал.
Коллективная форма работы школьников, которая сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся с учетом индивидуальных особенностей учитывает особенности возраста учащихся, которые расположены к различным видам совместной деятельности. Работа в парах, малых группах, ролевая игра, дискуссия. Применяется групповая работа на обобщающих уроках, семинарах, при проведении учебных игр.
6) контроль образовательных достижений.
Проверка и оценка усвоения содержания образования достигнутого учащимися является неотъемлемой составной частью процесса обучения географии. Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Основные виды проверки: индивидуальная и фронтальная форма. Способы проверки знаний учащихся: устный и письменный.
Индивидуальный устный опрос – ответ у карты. Школьник имеет возможность доказательно и логично построить свой ответ, развивается его речь, умение работать с картой.
Фронтальный устный опрос – работают большинство учащихся. За урок школьники успевают ответить несколько раз, задаваемые вопросы не требуют глубоких развернутых ответов, учитывается общая активность учащегося.
Индивидуальная письменная работа – учащийся имеет возможность использовать самые разнообразные источники информации (сообщения, доклады, рефераты и т.д.). Этот этап предусматривает защиту работы, ее пересказ.
Фронтальная письменная работа – достигается максимальный охват учащихся проверкой, каждая работа может быть детально проанализирована (ответы на вопросы, тесты и т.д.).
Также на уроках используется переходный вид контроля, сочетающий индивидуальную и фронтальную форму работы.
7) критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Допущены незначительные нарушения последовательности изложения;
Знание карты и умение ею пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка проверочных, письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических работ по географии.
Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5»
- правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»
- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3»
- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»
- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.
Раздел II. Содержание учебного предмета.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Источники географической информации | 4 |
3 | Природа Земли и человек | 16 |
4 | Материки, океаны, народы и страны | 79 |
5 | Резервное время | 2 |
итого | 102 |
- Содержание учебного предмета.
Введение. Что изучают в курсе "География материков и океанов" – 1 ч.
Раздел. Источники географической информации (4 ч).
Географическая карта – особый источник информации.
Методы изучения Земли.
Практические работы.
Составление характеристики карты.
Чтение карты.
Раздел. Природа Земли и человек (16 часов)
Земля – планета Солнечной системы.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.
Развитие географических знаний человека о Земле. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире.
Земная кора и литосфера.
Литосфера – твердая оболочка Земли.
Основные зоны землетрясений на Земле.
Рельеф Земли. Неоднократность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Гидросфера. Океаны. Части Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.
Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.
Атмосфера. Значение атмосферы для жизни на Земле. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Климат. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господства ветров.
Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка Земли, её составные части, взаимосвязь между нами. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Раздел. Maтерики, океаны, народы и стран (79 часов)
Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.
Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.
Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.
Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы, География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.
Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.
Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.
Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической специфики:
- Африки:
- Австралии;
- Южной Америки;
- Северной Америки;
- Евразии;
- Антарктиды.
Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.
Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.
Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков.
Политическая карта Евразии. Северной и Южной Америки, Африки. Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Практические работы
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка». «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.
Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер, городов, ландшафтов, культуры народов.
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой,
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам,
Составление картосхем, соответствующих тематике разделов; «Открытия и исследования материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов и стран материка» и др.
Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической карты мира, карты народов мира.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
3) Национально-региональный компонент (НРК). Цель реализации НРК:
Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами:
№ урока (по календарно-тематическому планированию) | Тема урока (по календарно-тематическому планированию) | Национально-региональный компонент (тема) | Содержание |
4 | Карты Челябинской области. | Карты Челябинской области. | Работа с картами Челябинской области Составление характеристики карты. |
11 | Климат Челябинской области. | Климат Челябинской области. | Составление географических описаний климатов Челябинской области |
19 | Природные зоны Челябинской области. | Природные зоны Челябинской области. | Разнообразие природных зон Челябинской области. Анализ карт природных зон с целью определения взаимосвязей геогр. компонентов прир. комплексов между собой |
71 | Местоположение Челябинской Области. | Местоположение Челябинской Области. | Особенности географического положения Челябинской Области. |
73 | Рельеф и полезные ископаемые Челябинской области. | Рельеф и полезные ископаемые Челябинской области. | Особенности рельефа и полезных ископаемых Челябинской области. |
76 | Внутренние воды Челябинской области. | Внутренние воды Челябинской области. | Характеристика по картам и плану внутренних вод Челябинской области. |
78 | Природные зоны Челябинской области. | Природные зоны Челябинской области. | Особенности природных зон Челябинской области. |
80 | Население и политическая карта Челябинской области. | Население Челябинской области. | Работа с политической картой Челябинской области |
Раздел III. Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основные цели | Знания умения навыки | Контроль образовательных достижений учащихся | Домашнее задание № параграфа/пункта учебника | ||
план | факт | |||||||
Введение (1 час) | ||||||||
1 | Что изучают в курсе "География материков и океанов". | Дать понимание уч-ся того, что изучают в курсе "География материков и океанов" | Называть: предмет изучения курса, особенности построения учебника. Показывать: материки, части света, океаны, острова | §1 Задания. стр. 7 (1-3) | ||||
2. Источники географической информации (4 часа) | ||||||||
2 | Как люди открывали мир. | Называть: основные группы карт и их свойства. Определять: роль карт в науке и жизни людей. Описывать: способы изобра-жения, применяемые на картах. Объяснять: построение градусной сетки | §2 Задания. стр. 17 (1-5) | |||||
3 | Карта – особый источник географических знаний.
| §3 Стр. 18 рис.7 | ||||||
4 | Карты Челябинской области. (НРК) Пр.р. № 1 | Пр.р. № 1 "Составление характеристики карты" | §3 Конспект в тетради | |||||
5 | Разномасштабность картографического изображения. | §3 Задания. стр. 20 (1-5) | ||||||
Природа Земли и человек (16 часов) | ||||||||
6 | Состав и строение литосферы. | Отличать: Землю от других планет Установить: Закономерности размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры Показывать: Океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана Описывать: Природу Земли | Называть: Отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличие материковой карты от океанической. Показывать: литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса. Приводить примеры: антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли | §4 Задания. стр. 28 (1-5) | ||||
7 | Рельеф Земли. | §5 Задания. стр. 31 (1-3) | ||||||
8 | Роль атмосферы в жизни Земли. | §6 Задания. стр. 36 (1-3) | ||||||
9 | Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле. | §7 Задания. стр. 41 (1-4) | ||||||
10 | Климатические пояса Земли – различные условия жизни людей.
| §8 Задания. стр. 44 (1-7) | ||||||
11 | Климат Челябинской области. (НРК) Пр.р. № 2 | Пр.р. № 2 "Составление географических описаний климатов Земли". | §8 Конспект в тетради | |||||
12 | Климатические карты. Пр.р. № 3 | Пр.р. № 3 "Чтение климатической карты мира". | §8 Работа со словарем. | |||||
13 | Мировой океан – главная часть гидросферы. | §9 Задания. стр. 50 (1-4) | ||||||
14 | Схема поверхностных течений. | §10 Задания. стр. 52 (1; 2) | ||||||
15 | Жизнь в океане. | §11; Индивидуальное задание | ||||||
16 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | §12 Конспект в тетради | ||||||
17 | Географическая оболочка. Строение и свойства. | §13 Схема. Стр. 60 рис. 30 | ||||||
18 | Природные комплексы. Географическая зональ-ность. | §14; Схема. Стр. 64 рис. 32 | ||||||
19 | Природные зоны Челябинской области. (НРК) Пр.р. № 4 | Пр.р. № 4 Анализ карт природных зон с целью определения взаимосвязей геогр. компонентов прир. комплексов между собой | §15 Конспект в тетради | |||||
20 | Расселение человека по материкам. | §16 Задания. стр. 77 (1-5) | ||||||
21 | Страны мира. Пр.р. № 5 | Пр.р. № 5 «Изучение политической карты мира». | Конспект в тетради. Индивидуальное задание. | |||||
Материки и океаны – (79 часов) Африка – (10 часов) | ||||||||
22 | Географическое положение. | Уметь давать физико-географическую характеристику материка, его природу, население и страны. | Называть: имена исследователей континента и результаты их работы. Показывать: элементы береговой линии. Определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка | §24 Задания. стр. 114 (1) | ||||
23 | История исследования. Пр.р. № 6 | Пр.р. № 6 "Нанесение на к/к Африки кр.точек океанов, морей, заливов, проливов, островов". | §24 Задания. стр. 114 (1;2) | |||||
24 | Рельеф. Пр.р. № 7 | Пр.р. № 7 "Нанесение на к/к Африки гор, вулканов, равнин, плоскогорий,возвышенностей" | §25 Задания. стр. 117 (1; 2 | |||||
25 | Климат. | §26 Задания. стр. 120 (2) | ||||||
26 | Внутренние воды. Пр.р. № 8 | Пр.р. № 8 "Нанесение на к/к рек, озер, водопадов" | §27 Задания. стр. 123 (1;2) | |||||
27 | Природные зоны. | §28; 29 Таблица в тетради | ||||||
28 | Население и политическая карта. | §30 Задания. стр. 135 (1;2) | ||||||
29 | Страны Северной и Центральной Африки. | §31; 32 Сообщение | ||||||
30 | Страны Южной Африки. Пр.р. № 9 | Пр.р. № 9 "Комплексная характеристика ЮАР" | §33; 34 Сообщение | |||||
31 | Обобщающее повторение по теме "Африка". | Индивидуальное задание. | ||||||
Австралия (8 часов) | ||||||||
32 | Географическое положе- ние. | Познакомиться с географическим положением Австралии и Океании, природой этих территорий | Определять: географическое положение материка. Сравнивать: его с положением Африки. Объяснять: влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. | §35 Задания. стр. 150 (1;2) | ||||
33 | История открытия и исследования. | §35 Конспект в тетради | ||||||
34 | Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р. № 10 | Пр.р. № 10 "Нанесение на к/к Австралии крайних точек, морей, заливов, проливов, островов". | §35 Индивидуальное задание | |||||
35 | Климат. | §36 Таблица в тетради | ||||||
36 | Внутренние воды | §37 Конспект в тетради | ||||||
37 | Органический мир, Природные зоны. Пр.р. № 11 | Пр.р. № 11 "Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам". | §36; 37 Таблица в тетради | |||||
38 | Австралийский союз. | §38 сообщение | ||||||
39 | Океания. Пр.р. № 12 | Пр.р. № 12 "Составление географической характеристики Океании" | §39 Индивидуальное задание. | |||||
Южная Америка (10 часов) | ||||||||
40 | Географическое положение. Пр.р. № 13 | Познакомить учащихся с географическим положением Южной Америки, природой, населением, странами Южной Америки | Называть: и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии. Определять: черты сходства и различия в географическом положении Южн. Амер. и Африки. Описывать: географическое положение континента. Объяснять влияние географического положения на особенности природы континента. | Пр.р. № 13 "Нанесение на к/к Южной Америки крайних точек, морей, заливов, проливов, островов". | §40 Задания. стр. 168 (1-4) | |||
41 | История открытия и исследования материка. | §40 Сообщение | ||||||
42 | Рельеф. Пр.р. № 14 | Пр.р. № 14 "Нанесение на к/к Южн. Америки гор, вулканов, равнин, плоскогорий, возвышенностей" | §41 Задания. стр. 170 (1-4) | |||||
43 | Климат. | §42; Задания. стр. 174 (1) | ||||||
44 | Внутренние воды. | §43 Задания. стр. 174 (2-3) | ||||||
45 | Природные зоны. | §44 Таблица в тетради. | ||||||
46 | Изменение природы человеком. | §44 Таблица в тетради. | ||||||
47 | Население и политическая карта. | §45 Задания. стр. 183 (1-4) | ||||||
48 | Страны Южной Америки. | §46; 47 Сообщение | ||||||
49 | Обобщающее повторение по теме "Южная Америка". Пр.р. № 15 | Пр.р. № 15 "Составление комплексной географической характеристики Бразилии" | Индивидуальное задание. | |||||
Океаны (3 часа) | ||||||||
50 | Тихий океан. . | Уметь давать физикогеографической характеристики океанов | Называть: и показывать важнейшие географ. объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хоз.деятельности человека, меры по охране воды, крупные порты. Объяснять: особенности рельефа дна океанов, образование течений. | §17 Характеристика океана по плану | ||||
51 | Индийский океан. | §18 Характеристика океана по плану | ||||||
52 | Атлантический океан. | §19 Характеристика океана по плану | ||||||
Полярные области Земли (4 часа) | ||||||||
53 | Антарктида. Географическое положение. Пр.р. № 16 | Уметь давать физико-географ. характер. полярных областей Земли. | Называть и показывать: имена путеш. и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности геогр. полож. основные географич. объекты Особенности компонентов природы Антарктиды и Сев.Ледовитого океана. Координаты полярных станций, природные ресурсы, природу. | Пр.р. № 16 "Нанесение на к/к Антарктиды морей, заливов, проливов, островов". | §48; Конспект в тетради. | |||
54 | Открытие и исследование Антарктиды. | §48; Сообщение | ||||||
55 | Природа материка. | §49 Конспект в тетради | ||||||
56 | Северный Ледовитый океан. | §20 Характеристика океана по плану | ||||||
Северная Америка (12 часов) | ||||||||
57 | Географического положение. Пр.р. № 17 | Уметь давать физико-географ. характер. Северной Америки, политич.карте Северной Америки, | Называть и показывать: имена путеш. и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии. определить: географическое положение материка объяснять: влияние географического положения материка на его природу | Пр.р. № 17 "Нанесение на к/к Сев. Амер. морей, заливов, проливов, островов". | §50 Задания. стр. 208 (1) | |||
58 | История открытия и исследования. | §51 Задания. стр. 208 (2) | ||||||
59 | Рельеф. Пр.р. № 18 | Пр.р. № 18 "Нанесение на к/к рельефа" | §52 Задания. стр. 210 (1-4) | |||||
60 | Климат. | §53 Индивидуальное задание. | ||||||
61 | Внутренние воды. | §54 Индивидуальное задание. | ||||||
62 | Природные зоны. | §55 Таблица в тетради. | ||||||
63 | Изменение природы человеком. | §55 Индивидуальное задание. | ||||||
64 | Население и политическая карта. | §56 Индивидуальное задание. | ||||||
65 | Канада. | §57 сообщение | ||||||
66 | США. Пр.р. № 19 | Пр.р. № 19 "Комплексная характеристики США и Канады" | §57 сообщение | |||||
67 | Страны Средней Америки. | §58 сообщение | ||||||
68 | Мексика. | §58 сообщение | ||||||
Евразия (32 часа) | ||||||||
69 | Географическое положение. Пр.р. № 20 | Уметь давать физико-географическую характерист. Евразии, полит. карту, страны. | Называть и показывать: имена путеш. и исследователей материка, элементы береговой линии. определить: географическое положение материка описывать: особенности географ. полож. в сравнении с др. материками. Объяснять: роль географ. исследований русских путешественников | Пр.р. № 20 "Нанесение на к/к географич. объектов по береговой линии Евразии" | §59 Задания. стр. 233 (1-2) | |||
70 | Отечественные имена на карте Евразии. | §59 Задания. стр. 233 (3-4) | ||||||
71 | Местоположение Челябинской области. (НРК) | §59 Конспект в тетради | ||||||
72 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Пр.р. № 21 | Пр.р. № 21 "Нанесение на к/к рельефа" | §60 Таблица в тетради | |||||
73 | Рельеф и полезные ископаемые Челябинской области. (НРК) | §61 Таблица в тетради | ||||||
74 | Климат. | §62 Климатограммы поясов Евразии | ||||||
75 | Внутренние воды Евразии. | §63 Характеристика по картам и плану | ||||||
76 | Внутренние воды Челябинской области. (НРК) | §63 Характеристика по картам и плану | ||||||
77 | Природные зоны Евразии. | §64 Таблица в тетради | ||||||
78 | Природные зоны Челябинской области. (НРК) | §65 Таблица в тетради | ||||||
79 | Население и политическая карта Евразии. Пр.р. № 22 | Пр.р. № 22 "Изучение политической карты Евразии" | §66 Индивидуальное задание. | |||||
80 | Население и политическая карта Челябинской области. (НРК) | §66 Индивидуальное задание. | ||||||
81 | Страны Северной Европы. | §67 Творческое задание | ||||||
82 | Страны Западной Европы. | §68 Конспект в тетради | ||||||
83 | Великобритания. | §68 сообщение | ||||||
84 | Франция.
| §69 сообщение | ||||||
85 | Германия. Пр.р. № 23 | Пр.р. № 23 "Комплексная характеристика Франции и Германии" | §70 сообщение | |||||
86 | Страны Восточной Европы. | §71 Индивидуальное задание. | ||||||
87 | Страны Балтии. | Конспект в тетради. | ||||||
88 | Белоруссия. | Конспект в тетради. Сообщение | ||||||
89 | Украина. | Конспект в тетради. | ||||||
90 | Молдавия. | Конспект в тетради. | ||||||
91 | Страны Южной Европы. | §72 Индивидуальное задание. | ||||||
92 | Италия. | §72 Индивидуальное задание. | ||||||
93 | Страны Юго-Западной Азии. | §73 Характеристика по плану | ||||||
94 | Страны Центральной Азии. | §74 Характеристика по плану | ||||||
95 | Страны Восточной Азии, , | §75 Индивидуальное задание. | ||||||
96 | Китай | §76 Индивидуальное задание. | ||||||
97 | Япония. Пр.р. № 24 | Пр.р. № 24 "Комплексная характеристика Китая и Японии" | §75; 76 сообщение | |||||
98 | Страны Юго-Восточной Азии. | §78 Индивидуальное задание. | ||||||
99 | Индонезия. | §78 сообщение | ||||||
100 | Обобщающее повторения по теме "Евразия". | Конспект в тетради. Творческое задание | ||||||
101 | Резервное время | |||||||
102 | Резервное время |
Раздел IV Учебно - методический комплекс.
учебно-методический комплект
1. Примерная программа по географии.
Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.
2. Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М.: Дрофа, 2013.
- Атлас для 7 класса. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
- Контурные карты. География. 7 кл. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
- Краткий справочник по Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2006 г.
- Атлас Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2013г.
учебно - методический комплекс
М.А.Андреева, А.С.Маркова, "География Челябинской области", Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2002 г.
Г.Н.Элькин Учебно-методическое пособие для учителя. С.-П Паритет 2000 г
Т.В.Воробцова Учебно-методическое пособие для учителя. Волгоград Учитель-АСТ 2002 И.И.Нагорная Учебно-методическое пособие по географии. Волгоград Учитель-АСТ 2003
Н.И.Шувалов "От Парижа до Берлина по карте Челябинской области", Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989 г.
В.Б.Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии» Москва Дрофа 1998 г.
Краткий справочник. Челябинская область. Познай свой край; Челябинск, Абрис, 2007 г.
*Приложение:
ЦОР «География»
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «География».
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- чтения карт различного содержания;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Раздел VI. Контрольно-измерительные материалы.
- http://www.fipi.ru/
- Географический образовательный портал http://mygeog.ru/
- http://kurokam.ru/load/testirovanie_i_kontrol/geografija
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида г. Ба
Цель проекта:Развитие движения ЮИД в школе, посредством использования современных информационных технологий, электронных ресурсов....
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)
рабочая программа по географии, для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 1226 класс...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...
рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная" (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 9 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...