Конспект занятия "Путешествие в Мастерскую Природы"
методическая разработка по теме

Сидельникова Елена Викторовна

Методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с природным материалом, на развитие интереса к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»                     Ставропольский край, г. Благодарный

Автор: Сидельникова Елена  Викторовна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

                               КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Путешествие  в Мастерскую Природы»

(«Введение в образовательную  область» программы «Природа и фантазия» для младшего школьного возраста)

                                   

                             г. Благодарный, 2012 г.       

                                   

                                     АННОТАЦИЯ

           Данная методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с разными видами природного материала, на развитие интереса к миру природы.

          Опыт работы автора данной методической разработки по программе «Природа и фантазия» - 15 лет.

          Возможно использование данного занятия педагогическими работниками других образовательных учреждений как вводного для кружков аналогичной направленности, а также как отдельного массового мероприятия.

        

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много интересного и удивительного.

          Для реализации этой идеи служит программа «Природа и фантазия».  Название очень точно отражает суть содержания: материал для поделок берется в природе, а также природа подсказывает темы занятий и сюжеты для изготовления изделий. Чтобы познакомить  детей  с содержанием программы «Природа и фантазия»  и привлечь к работе с природным материалом, составлена данная методическая разработка. Учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность, желание сделать что-нибудь своими руками.

          В ходе занятия происходит последовательное знакомство детей с разными видами природных материалов и изделиями из них. Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, исследовать  каждый вид природных материалов,  сделать выводы об их внешнем виде и свойствах.  Большое значение имеет  то, что все виды природных материалов можно найти в пределах своего родного города, а значит, есть место для проведения природоохранных экскурсий.

          Физминутка проводится в игровой форме с использованием природного материала – шишек и позволяет не только реализовать  двигательную активность, но и проявить чувство сопереживания – помочь белке собрать запас на зиму.

          Практическая работа по изготовлению поделки «Лесовичка»  соответствует уровню умений детей данного возраста: все операции просты и сопровождаются показом слайдов. Педагогу надо только следить за четким последовательным выполнением этапов работы.

          Рефлексия, проводимая в конце занятия, позволяет отследить результативность данного мероприятия: сколько детей привлекла работа по изготовлению поделок, а сколько  только проявили интерес к этим занятиям.

           Важно, чтобы дети не только сами загорелись идеей изготовления поделок из природных материалов, но и привлекали к этому своих родителей. Ведь совместная работа над поделками создает теплую  обстановку для общения, помогает  поддержать  тесную эмоциональную связь в кругу семьи.

           К тому же, детям предоставляется возможность увидеть полезность и необходимость Интернета для поиска разных видов поделок.   

Тема: «Путешествие в Мастерскую Природы». (Введение в образовательную программу).

Цель: пробудить интерес детей к работе с разными видами природного материала.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с разными видами природного материала;

- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;

- научить изготавливать простейшее изделие из шишки;

развивающие: 

- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;

  1. развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
  2. развивать и формировать трудовые навыки;

воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;

  1. воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: мультимедиа, наборы с видами природных материалов( на каждый стол), наборы для изготовления «Лесовичка» каждому ребенку (описание в Приложении), шишки для физ. минутки, наглядное пособие  «дерево с дуплом» для игры, рисунок «Ёлка» для рефлексии.

Форма проведения: заочное путешествие.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация образцов и слайдов), практический (практическая работа по изготовлению поделки).

Возраст: младший школьный возраст (2 класс), 10 человек.

                               

                                         Ход занятия.

1.Орг. момент. Приветствие. Представление. 

 (На экране заставка – виды природы. Появляется педагог в костюме Природы. Если нет возможности изготовить костюм, занятие можно построить таким образом, что педагог выступает в роли  посланника Природы).

            Здравствуйте, мои юные друзья, всезнайки и почемучки! Я – Природа, я окружаю вас с самого раннего детства и всю жизнь. Я рядом с вами, когда вам хорошо и радостно, для вас светит солнце и поют птицы, я рядом, когда вам грустно, я поддерживаю вас  легким ободряющим ветерком, ласково касаюсь плеча веточкой дерева.

        - Ребята, вы замечали, что природа сопереживает вашим чувствам?  (Ответ детей).

           Да, ребята, я всегда рядом с вами. Но сегодня у меня на душе тревожно, потому что дети стали забывать обо мне, много времени они тратят на компьютерные игры, Интернет, телевизор. Меня это очень огорчает. Я пришла к вам, чтобы обрести новых настоящих друзей природы. Скажите, ребята, а вы любите природу? (Ответ детей).

  2. Основная часть.

 1.   Знакомство. Сообщение цели занятия. 

          Тогда давайте с вами знакомиться! Меня вы уже знаете, а теперь я попрошу вас вставать по очереди, называть свое имя и коротко рассказать, что в природе вам нравится.  (Дети отвечают коротко, 1-2 предложениями).

          Я очень рада нашему знакомству,  теперь я знаю о вас больше и вижу, что вы действительно любите природу в разные времена  года.   Каждое из них – чудесно и неповторимо, и дарит вам простор для фантазии и творчества.  Сегодня я  хочу познакомить вас с разнообразными видами своих природных даров, показать, как фантазия людей превращает их в прекрасные творения искусства, и научить делать поделки. Я приглашаю вас посетить мою Мастерскую – Мастерскую Природы. (Показ соответствующего слайда). Я буду мастером, а вы сегодня будете моими подмастерьями? Согласны?

2.     Игра «Если я приду в лесок».        

         Но только провести вас я смогу, если буду уверена, что вы умеете беречь природу. Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе.  Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!

                     Игра «Если я приду в лесок».

- Если я приду в лесок и сорву ромашку?    (Нет).

- Если съем я пирожок, выброшу бумажку?    (Нет).

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?     (Да).

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).

- Если разведу костер, а тушить не буду?     (Нет).

- Если сильно насорю, а убрать забуду?    (Нет).

- Если мусор уберу, банку закопаю?   (Да).

- Я люблю свою природу, я ей помогаю!  (Да).

          Молодцы! Порадовали меня! За то, что вы  знаете, как вести себя в природе, я хочу подарить вам подарки из моего волшебного сундучка. Мои легкокрылые бабочки помогут нам в  путешествии.  (Раздаёт бабочек, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне которых приклеены загадки о природных материалах).  

 3. Путешествие в Мастерскую Природы.

          Итак, мы отправляемся в Мастерскую природы. А моя Мастерская находится везде, где  есть я. (Показ слайдов). Это и дремучие леса, и высокие горы, и широкие равнины, и глубокие моря и озера. Всюду много моих творений – природных даров. Но сегодня мы отправимся не так далеко - вы увидите, что даже в своем родном городе можно встретить много интересного.

          В каждой бабочке спрятана загадка. Я попрошу вас по очереди прочитать их и назвать отгадку. Если ответ верный -  в моей волшебной книге  Природы откроется нужная страничка, и вы увидите отгадку.  (После каждого ответа на загадку открывается слайд с видом природного материала, а после  изучения материала – слайд с показом поделок из него).

    Знакомство с природным материалом и поделками из него.

  1. Падают с ветки золотые монетки.         (Листья). (Показ слайда).

          Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе и достаньте пакетик с засушенными листьями. Листья разных деревьев – замечательный материал для изготовления аппликаций. Листья лучше собирать и засушивать осенью. Опишите  свойства этого природного материала.

         Какого цвета листья? Каковы их форма и размер? Попробуйте согнуть листик. Что происходит? Какое это качество? (Ответы детей). Собирать листья можно в любом уголке нашего города.

         Из  листьев можно делать интересные аппликации-картины. (Показ слайда).

  1. Без окон, без дверей, полна горница людей.  (Семена). (Показ слайда).

         Рассмотрим семена, которые лежат в коробке. Семена образуются в плодах растений. После созревания их можно собирать и использовать для создания оригинальных работ. Опишите качества этого природного материала.

        Что вы можете сказать о цвете, форме и размерах семян? (Ответы детей). Нужно ли далеко ходить, чтобы найти и собрать семена?

         Посмотрите, какие интересные композиции получаются из семян. (Показ слайда).

  1. Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (Орехи). (Показ слайда).

        Орехи бывают разные – грецкие, лесные (фундук), фисташки. А ещё есть плоды, имеющие  похожие свойства. Это желуди и каштаны. Давайте рассмотрим ближе этот природный материал.  Каковы их отличительные особенности? Попробуйте их на ощупь. (Ответы детей). Где  можно найти эти плоды?

         Из скорлупок орехов, каштанов и желудей можно выполнить игрушки, украшения, оформить декоративные панно.   Посмотрите, какие поделки получаются из этих природных материалов. (Показ слайда).

  1. Каждой весною лапы еловые

     Старые лампы меняют на новые.    (Шишки). (Показ слайда).

        Достаньте пакетик с шишками. Шишки – это плоды хвойных деревьев. Они тоже отличаются по внешнему виду и размерам. Давайте рассмотрим их поближе. Кто знает, с каких деревьев каждая шишка? (Сосновая и еловая).       Это прекрасный материал для объемных игрушек. Где вы можете найти шишки?

       Посмотрите, во что могут превратить шишки умелые ручки. (Показ слайда).

  1. Весною – травкой шелковистой,

летом – нивой колосистой,

Сухая, очень ломка, зовут её …….   (Соломка). (Показ слайда).

          Соломка – это сухие стебли колосьев зерновых культур: пшеницы, овса, ячменя, ржи. Найти её можно летом на полях в окрестностях нашего города. Достаньте пакетик, откройте его и попробуйте стебли соломки на ощупь.

           Какие они? Опишите их внешний вид. Внутри стебли – полые, пустые. Народ издавна применяет её для изготовления легких, прочных вещей.  Из соломки делают шляпы, корзинки, мебель, предметы быта, игрушки.

         А ещё очень красивы картины из соломки. (Показ слайда).

       

  1. Желтый маленький цыпленок

Пробивает клювом домик.  (Яйцо). (Показ слайда).

         Яичная скорлупа – прекрасный материал для детского творчества. Давайте рассмотрим этот материал. Достаньте пакетик со скорлупой.

         Какого она цвета? Какие свойства имеет скорлупа?  Она хрупкая и легко раскалывается на кусочки. Собирать  скорлупу можно, не выходя из дома. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и приклеивается.

         Посмотрите, как выглядят аппликации, выполненные в мозаичной технике. (Показ слайда).

  1.     Легкое, воздушное, 

   Всем птицам очень нужное.      (Перо). (Показ слайда).

            Перья птиц – это очень нежный и красивый материал. Как разнообразны виды птиц в природе, также разнообразны и их перья.

            Достаньте  перья, которые  лежат в  коробочке. Откройте пакетик и  попробуйте их на ощупь. Опишите свойства перьев. Какие они?  Перья можно собирать в природе и использовать для объемных работ и плоских аппликаций.

           Посмотрите, какие картины помогает создавать фантазия. (Показ слайда).

  1. Домик для улитки, домик для моллюска,

Очень необычной может стать игрушкой.  (Ракушки). (Показ слайда).

          Это действительно, пустые домики улиток и моллюсков. Давайте посмотрим, какие ракушки лежат в ваших коробочках. Где можно их найти? (На море, а также много улиток в огороде). Откройте пакетик, потрогайте ракушки. Какие свойства у этого природного материала?  

          Это удивительно красивый, разнообразный по цвету и форме природный материал. Из ракушек получаются необычные игрушки и украшения.  (Показ слайда).

  1. Желтый, белый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть.   (Песок). (Показ слайда).

         Достаньте пакетик с песком. Этот материал всем вам знаком с детства. Песок - это нужный человеку материал. Он необходим для изготовления строительных материалов, бетона, стекла. Какое основное свойство имеет песок?

           Песок можно окрашивать красками в разные цвета. На картон наносят  рисунок клеем и затем посыпают его песком. Можно использовать и мелкие камушки.

        Получаются отличные картины. Посмотрите, как это красиво. (Показ слайда).

   

  1.   В земле скрывается,

  В руках преображается.

  Огнем закаляется,

  В посуду превращается.   (Глина). (Показ слайда).

           Это тоже природный материал. На картинке  показаны пласты глины. А вы когда-нибудь находили глину? Давайте рассмотрим её свойства. Какого цвета глина? А ещё бывает красная, белая, желтая. Помните кусочек глины. Что с ней происходит?

       Люди издавна использовали это свойство глины – пластичность - для изготовления посуды. После обжига изделия становились  твердыми и не пропускали воду. Такие изделия называются керамикой.  

         Много полезных и красивых вещей можно вылепить из глины.  (Показ слайда).

         Ну, вот, мои милые подмастерья, вы и познакомились с моими природными дарами. Понравились ли вам поделки из них? Изделия из каких материалов вам понравились больше других? (Беседа с ребятами).

         Все пакетики сложите обратно в коробку и отодвиньте её в сторону. (Показ слайда-заставки).

         Мы с вами долго путешествовали по моей Мастерской. Пора и передохнуть.

Физ. минутка. Игры с шишками. (Звучит легкая веселая музыка).

         Поднимайтесь с мест, становитесь рядом со мной. Возьмите в руки сосновую шишку. Покатайте её в руках. Раскрытые чешуйки твердые и острые, они колют вам ладошки, но это не вредно, а наоборот – полезно. На ладонях и пальцах находится много важных  точек. Такой массаж поможет улучшить состояние всего организма. А ещё с шишками можно поиграть.

        Игра «Помоги белке!»  (Ребята по очереди должны закинуть шишку в дупло. Если шишка попадает -  все прыгают, если шишка не попадает в дупло - все топают ногами. После окончания игры,  рассыпавшиеся шишки собирают и складывают белке в дупло).

  1. Изготовление Лесовичка.

          Вы много увидели  и узнали сегодня, мои подмастерья. Пришло время  кое-чему научиться. Мы с вами будем делать одного лесного сказочного персонажа, который следит  в лесу за порядком и знает все его тайны. Кто это? (Лесовичок). Да, ребята, это старичок-лесовичок. (Демонстрация образца).

          Перед каждым из вас стоит набор для работы. Посмотрите, что в нем находится: две еловые шишки, веточки для рук, скорлупки от фисташек для ног, детали лица с глазами, носом и бородой, подставка для изделия, пластилин. Работать мы будем по этапам, каждый из которых вы увидите на экране. (Каждый этап сопровождается показом слайда).

а) Прикрепление туловища на подставку.

б) Прикрепление ног.

в) Прикрепление рук.

г) Прикрепление головы к туловищу.

д) Прикрепление детали лица.

е) Изготовление и прикрепление шляпки.  

            Вот и готовы лесовички!  Вам нравится ваша работа? Мне тоже очень нравится! И каждому из вас я вручаю знак своего помощника – медаль  юного друга природы. (Медали из картона на ленточке, картинка – в Приложении. При желании можно найти любую понравившуюся картинку).

          После работы салфеткой вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте. Соберите и сложите все в коробку. И помните, всегда после работы с природным материалом и пластилином, руки нужно вымыть с мылом.            

3. Заключение. Рефлексия.

             Вот наше путешествие и подошло к концу. Я была очень рада познакомиться и пообщаться с такими способными, веселыми и добрыми ребятами, как вы. Надеюсь, наша  встреча была вам полезна. Скажите, с какими природными дарами вы сегодня познакомились? Назовите. (Ответы ребят). Теперь вы знаете, что из них можно делать  красивые и интересные изделия.

            Ребята, посмотрите, какая пушистая ёлочка у нас здесь находится.  Чего на ней не хватает?  (Ответы ребят). Давайте  украсим её!  Я раздам вам по три шишки. Выберите только одну.

          -   Если вам понравилось общение с природой и работа над поделками – выберите золотую шишку,

        - если вам  больше понравилось смотреть на поделки – выберите серебряную шишку,

        -  если наше путешествие  не понравилось и делать поделки вы просто не любите – выберите белую шишку.  

          Теперь подойдите к елочке и прикрепите шишку. (Дети приклеивают на ёлочку шишки, на обратной стороне которых приклеен кусочек двустороннего скотча. Цвета для шишек можно взять любые).

          Я смотрю на эту елочку и вижу, что у меня прибавилось друзей. Мне очень хочется, чтобы таких друзей у меня с каждым годом становилось все больше и  больше.  А Интернет и компьютер используйте для дела: там всегда можно найти интересный материал по изготовлению разных  поделок. Занимайтесь сами и приглашайте мам, пап, бабушек и дедушек себе в помощники.  Ведь в хорошей компании любое дело лучше спорится.

          До свидания, мои юные друзья! До новых встреч в мире природы! 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Сборник «В союзе с природой», Москва-Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 1999 г.
  2. М.И.Нагибина, «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

   ПРИЛОЖЕНИЕ

            ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ЛЕСОВИЧКА»

Набор для изготовления: основа - спил дерева (диаметр около 10 см), с приклеенной посередине кнопкой острием вверх,  две сосновые шишки (побольше и поменьше), две скорлупки от фисташек с прикрепленными снизу кусочками пластилина, две палочки для рук длиной 5-6 см, 2 шарика коричневого пластилина  (размер 3 см), 1 шарик красного пластилина  (размер 3 см), кусочек белого пластилина около 1 см, деталь лица (на кружке картона (около 2,5 см) нарисованы глазки, вместо носа приклеено семечко гледичии и борода из кусочка лишайника, крепится на кусочек пластилина).

  1. Прикрепление туловища.

          Берем подставку-основу. На неё сверху крепим шарик коричневого пластилина и немного придавливаем его. Сверху на шарик пластилина надеваем шишку большего размера верхушкой вниз. Хорошо придавливаем.

  1. Прикрепление ног.

           Две скорлупки от фисташек прикрепляем как ступни около шишки, вкладывая в каждую скорлупку кусочек пластилина и придавливая  к спилу. Ножки готовы.

  1. Прикрепление рук.

            Берем второй шарик пластилина и надеваем его на шишку-туловище сверху, придавливая. Палочки для рук по очереди вдавливаем  в этот шарик по бокам.

  1. Прикрепление головы.

            Берем вторую шишку и прикрепляем её на шарик пластилина  верхушкой вниз, как голову. Хорошо придавливаем.

  1. Прикрепление детали лица.

            Берем готовую деталь лица, с обратной стороны прикрепляем кусочек пластилина и, придавливая, крепим  на шишку.

  1. Изготовление и прикрепление шляпки.

            Берем шарик пластилина красного цвета, делаем из него лепешечку и надеваем на Лесовичка как шляпку.  Украшаем шляпку, приклеивая 6-7 маленьких кусочков белого пластилина  как  на мухоморе. Изделие готово!  

                                        ЗАГАДКИ.

Падают с ветки

золотые монетки.

Без окон, без дверей,

полна горница людей.  

Каждой весною лапы еловые

Старые лампы меняют на новые.    

Желтый маленький цыпленок

Пробивает клювом домик.

Белый, желтый и сыпучий,

во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

и в «куличики» играть.

В земле скрывается,

в руках преображается.

Огнем закаляется,

в посуду превращается.  

Легкое, воздушное,

Всем птицам очень нужное.

Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками.    

Домик для улитки,

домик для моллюска,

Очень необычной

может стать игрушкой

Весною – травкой шелковистой,

летом – нивой колосистой,

Сухая, очень ломка, зовут её …….  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по биологии для 5 класса "Мастерская природы"

Авторская программа факультатива разработана для учащихся 5 класса с целью привлечения внимания и развития познавательного интереса у учащихся к природе вообще и предметам, изучающим природу в частнос...

Урок - мастерская "Природа - красота и гармония"

Урок - мастерская - интегрированный урок литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства. Урок позволяет развивать креативные, творческие способности учащихся, раскрыть их внутренний ми...

План-конспект урока-творческой мастерской

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса ОУ / 1 курса ссузов, колледжей. Проводится перед изучение темы "Серебряный век русской поэзии"Цель урока: создать установку на дальнейшее аналитическое ...

Элективный курс Мастерская природы" 6 класс

Элективный курс «Мастерская природы» рассчитан на 35 часов, включает в себя занятия по прикладной ботанике, бионики, а также направлен на расширение знаний о взаимосвязи растений с жизнью человека....

Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"

Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и  рассчитана на три года.В программу включены   разделы:I Основы фло...