Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"
методическая разработка по теме
Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zn.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по ВР Директор школы-интерната _________ Е.Ю.Бардышева __________И.Г.Константинова
«02» марта 2013 г. «02» марта 2013 г.
Экологическая игра-путешествие
«В гостях у природы»
Составитель:
воспитатель 3 класса
Леонтьева Зинаида Николаевна
Цивильск 2013
Ход занятия
- Организационный момент
Каждый день –всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Вступительная беседа
-Ребята, посмотрите вокруг. Как всё красиво и удивительно. Это наша Земля. Природа Земля едина. В эпоху научно-технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов. В результате гибнут растения, животные. Наша общая задача - беречь природу.
- А сегодня мы с вами отправляемся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, в мир природы.
- Станция «Лесная»
Звучит запись «Шум леса».
Ученик: (лисичка) Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовую?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твой таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои.
- Мы оказались в лесу. Лес-это наш зелёный друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, двери, учебники и тетради сделаны из дерева. Лес-это свежий воздух, насыщенный кислородом, витамины, пищевые продукты, строительный материал, корм для скота.
-Пока мы гуляем по лесу, я хочу проверить, что вы знаете о деревьях.
Кроссворд (показ слайдов)
- В народе это дерево называют «сладким». Из его цветков пьют целебный чай при простуде. (Липа)
- Какое «кудрявое чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору? (Берёза)
- Название этого дерева происходит от самого слова «лист», а вот листьев как раз на нём и нет. (Лиственница)
- Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
- Про это дерево в народе говорят: «листок колючий, а ствол липучий». (Сосна)
- Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». (Дуб)
- Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут. (Рябина)
Ключевое слово: природа.
- Не всегда мы бережно относимся к деревьям. Послушайте стихотворение З.Александровой «Белая черёмуха». (Девочка идёт и читает, показывая на дерево)
Расцвела черёмуха около ручья
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней
И могла цвести она много-много дней.
2-ая девочка: (любуясь черёмухой)
Чья эта черёмуха?
3-яя девочка: Да она ничья
Белая снегурочка
Около ручья.
(Идёт группа мальчиков. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки)
1-ая девочка: Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Воспитатель: Все знают, что в гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда мы к ним приходим. Есть такие хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что посчитал бы неприличным сделать в гостях». Помните, что в лесу мы гости. Необходимо соблюдать правила культуры поведения. (Показ слайдов)
- Не режь кору деревьев!
Стоит сделать в коре крохотную ранку, как туда поселятся вредные насекомые, или попадут споры грибов-трутовиков. Дерево теряет много сока, оно может ослабнуть и погибнуть.
- Не оставляй мусор в природе!
Знаете, что брошенная бумага будет лежать более двух лет, консервные банки=30 лет, пакеты-200 лет, стекло-1000 лет.
- Не разжигай костров в лесу!
Это может вызвать лесной пожар. Место под костром не зарастает 5-7 лет. Можно разводить костры вдали от деревьев, используя старые кострища.
- Не разоряй муравейники!
Муравьи нужны лесу. Они лесные санитары. Лес, в котором живут муравьи, чист и свеж. В нём много ягод и грибов.
Воспитатель: соблюдайте эти правила и вы будете желанными гостями в любом лесу.
- Физкультминутка.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой
К нам пришёл волшебный Ной
Он руками замахал
Всех детей заколдовал.
Дети руки вверх подняли
И деревьями вдруг стали.
Шумят деревья от ветра-фу-фу-фу
Шуршат ветками-ш-ш-ш
Шелестят листочками-с-с-с
Тут же птицы прилетели
На деревья дружно сели.
- Станция «Цветочная»
Зайчик: Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
И не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Воспитатель: Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни. Словом, растения - это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах много цветов. Много стихов о цветах написаны нашими поэтами. Сейчас ребята прочтут некоторые из них. (Выходят дети в шапочках, изображающих цветов)
Дети: Мы-цветы, и наша доля
Расти, цвести в окружении поля.
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
Подснежник: Выглянул подснежник
В полутьме лесной-
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Ландыш: Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим - я и ты?
Ромашка: Нарядные платьица
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежде.
Такие весёлые
Эти ромашки.
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки.
Колокольчик: Колокольчики мои,
Цветики степные
Что глядите на меня
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошанной травы
Головой качая?
Фиалка: На солнечной опушке
Фиалка расцвела-
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд
Но кто-то ей поклонится
И бережно возьмёт.
Анютины глазки: По утрам, умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой
И спросил я: «А как назывались?»
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке
Слишком грустно и нежно они
Назывались-«анютины глазки»
Воспитатель: Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас природа. И все они просятся в букет. И если собрать все, что попадётся на пути, получится огромный разнопёстрый букет, который скоро повянет, и вы его выбросите. Так что сорвать в букет можно совсем немного цветов. Но. Помните, всё меньше и меньше остаётся красивых цветов на наших лугах и полях, в лесах из-за бездумного их сбора. Поэтому старайтесь любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать по пути домой.
Ученик: Если ты сорвёшь цветок,
Если он сорвёт цветок,
Если все: и он, и ты
На земле сорвут цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты
И не будет красоты.
(Показывает иллюстрацию с изображением правила поведения: не губи цветы в природе. Чтобы зацвёл ландыш, надо ждать 6 лет, а чтобы зацвела брусника, надо ждать 9 лет. Если вырвешь с корнем, непременно, загубишь растение на долгие годы).
- Станция «Лекарственные растения»
Белочка: Лес, как сказочное царство
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки
Ну а чем и как лечить.
Я могу вас научить
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться.
Нужно только научиться
Находить в лесу растения
Что пригодны для лечения!
Я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Задание для вас вот какое: загадаю загадку, вы должны назвать лекарственное растение, да ещё и объяснить, от каких болезней они помогают.(Показ слайдов)
- Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя-тёплая и нежная, как родная мать. Помогает при болях сердца, лёгких, почек. (мать-и-мачеха)
- Вдоль дорог, тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь тому, кто поранит ногу или руку. Семена подорожника помогают при дизентерии. Листья этого растения кладут на ранки. (подорожник)
- Это жгучее растение при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. Это растение улучшает состав крови, работу сердца. (крапива)
- Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина с? (шиповник)
- Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. Отвар пьют как успокоительный чай. (мята)
- Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки. Отвар принимают при болях в животе. (одуванчик)
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш)
Воспитатель: Вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. Больших проблем нам пока не решить, но кое-что вы уже можете сделать: посадить деревья вместе с родителями, делать скворечники, кормушки, посадить цветы. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.
Есть просто храм.
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцам и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический праздник "В гостях у природы"
Материалы мероприятия могут быть использованы на уроках окружающего мира, математики, классных часах. возраст участников - 2-4 класс....
Игра-путешествие: «В гости к старичку - лесовичку».
Занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры.Цель:уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, дать знания о простейших сп...
экологическая игра-путешествие
внеклассное мероприятие по экологии...
Игра-путешествие "В гостях у Мороза Ивановича"
Организованная образовательная деятельность «В гостях у Мороза Ивановича»проводится в форме игры-путешествия в старшей логопедической группе в рамках тематической недели «Новый год»...
Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"
Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...
Игра-путешествие "В гости к К. И.Чуковскому"
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и баб...
Экологическая викторина: «В гостях у природы»
-Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой.- Животные и растения окружают нас повсеместно. Они да...