«Мастер-класс как один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства педагога»
статья ( класс) на тему
рекомендации по проведению мастер - класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kak_vid_professionalnogo_obedineniya_pedagogov.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мастер-класс как один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства педагога»
Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к общению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом ошибочно понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. Учитель учится всю жизнь. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс» занимает особое место, так как является эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному росту. Что такое мастер-класс? Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приёмов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приёмам и формам. Мастер-класс сегодня — один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства. Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными. М.М. Поташник даёт следующее определение: мастер-класс- это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учителей-учеников. Мастер-класс- это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам своего опыта, мастерства чаще всего путём прямого и комментированного показа приёмов работы. Мастер-класс проводит учитель, обладающий высокой степенью профессионального мастерства. Мастерство- это высокое искусство в какой-либо области. Мастер-класс является разовой формой работы.
Основными задачами мастер-класса являются
- обобщение опыта работы учителя по определённой проблеме
- передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы
- рефлексия собственногопрофессионального мастерства участниками мастер-класса
- оказание реальной помощи участникам-мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы саморазвития
- популяризация инновационных идей, технологий, находок учителя
- повышение уровня проессиональной компетенции участников мастер-класса
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы участников предполагает использование таких эмперических методов как:
- наблюдение
- изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера
- разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности
Мастер-класс выполняет определённые функции:
- обучение всех участников мастер-класса конкретным навыкам из тех, что составляют основу педагогического опыта
- активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса
- повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей и мотивации осознанной деятельности
Технология подготовки и проведения мастер-класса представляет собой ряд взаимосвязанных блоков:
- цель научной идеи
- последовательные действия учителя и ученика
- критерии оценки и качественно новый результат.
Целью проведения мастер-класса является создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом ошибочно понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.
Мастер-класс — урок, даваемый мастером. Отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других; обычно проводится признанным мастером, имеющим значительные достижения, собственные труды, последователей, школу и т.п. Во-первых, идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы учащихся, что является одним из главным критерием оценивания труда учителя. Во-вторых, мастер-класс- интерактивная форма общения учителей и учащихся, предполагающая активную самостоятельную работу всех слушателей. В-третьих, мастер-класс -это процесс передачи мастером и учащимся, и молодым педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Каков основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса?
1-й шаг. Презентация педагогического опыта:
1) краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся 2) краткое обоснование основной идеи проведения конкретного мастер-класса (технологии) 3) описание достижений в опыте, которыми учитель хотел поделиться с коллегами 4) доказательство результативности деятельности учащихся при применении предполагаемых методов обучения, методических приемов и техник 5) определение проблем и перспектив в работе учителя.
2-й шаг. Представление системы уроков:
1) описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта; 2) определение основных приёмов работы, которые учитель-мастер демонстрирует слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра.
Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
4-й шаг. Моделирование:
1) самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выступает в роли консультанта; 2) обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей.
www.master-klass.spb.ru/index.htm.
При подготовке мастер-класса перед каждым учителем стоят вопросы:
- Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса
- Каким способом лучше сделать это
- Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм"
Сказанное ставит перед готовящимися к мастер-классу реальную практическую задачу найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут познакомиться заранее, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов уроков, факультативов.
Основные ошибки при проведении мастер-класса:
- отсутствие гармонии теоретико-аналитического и описательно-методических начал
- отсутствие письменно оформленных теоретико-аналитических разработок и иллюстративно-методических материалов
- безграмотное методико-педагогическое погружение в изучаемый опыт
- неумение организовать дисскусию
- профессиональная неподготовленность участников мастер-класса к анализу представляемого опыта
В качестве универсальной рабочей схемы можно предложить как минимум четырехзвенную модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:
- уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету,
- уровень общеметодического порядка, который позволяет осуществить перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей, реализуемых в данном образовательном учреждении,
- уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностно-психологических структур ребенка
- уровень собственно педагогический, задающий свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое и многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.
Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов
Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...
Доклад на тему: «Повышение профессионального мастерства педагога на основе использования интернет – технологий».
Использование интернет - технологий в сетях образовательных порталов....
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...
«МАСТЕР – КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ»
Презентация педагогического опыта педагога-мастера, кратко характеризуются основные идеи технологии....
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жиз...
Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.Педагогу, самостоятельная работа по самообразованию поз...