Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
статья

Афанасьева Светлана Николаевна

Доклад о саморазвитии педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kak_odin_iz_putey_2.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование как один из путей

повышения профессионального

мастерства педагогов.

Афанасьева С. Н.

преподаватель химии и биологии.

Я чувствую себя вправе сказать: 

да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны,

которые вы добывали сами, 

побуждаемые собственной страстью.  

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

Разные источник дают различные определения термину «самообразование»:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

С. Ю. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. 

Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления,  лености ума  небезызвестной всем прокрастинации, так как самосовершенствование, прежде всего, должно стать неотъемлемой потребностью.

Для решения этих проблем необходимо выявить мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию  и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества,  формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в образовательное учреждение, озабочены  тем, что за преподаватель будет работать с их ребенком. 

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Кроме определения мотивов самообразования, следует понимать, где сегодня педагог сможет самостоятельно добывать знания и использовать их в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.  Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самоподготовке. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: 

- не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность, 

-не могут правильно сформулировать тему самообразования,

- при подборе литературы теряются в ее изобилии, затрудняются в правильном выборе,

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал (табл.1).

Таблица 1.

Проблемы самообразования педагогов и пути их решения

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования.

  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

  • формулируйте  темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.

   Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей обучающихся».

  • формулируйте от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый 

процесс

Предмет исследования

Условия

  • Изучение
  • Исследование
  • Развитие
  • Формирование  

(Становление)

  • Воспитание
  • Анализ
  • Разработка
  • Организация
  • Влияние
  • и т.п.
  • Познавательные способности
  • Познавательная активность
  • Умение что-то делать
  • Личностные качества
  • Любознательность
  • Самостоятельность 
  • Наблюдательность

и.т.п.

 

  • На музыкальных занятиях
  • На экскурсиях
  • В процессе изучения чего-либо
  • В процессе знакомства с чем-либо
  • В игровой деятельности
  • и т.п.

Например: 
«Развитие наблюдательности у обучающихся первого курса во время экскурсий »

  • определите актуальность:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе.

  • подбор литературы осуществляйте следующим образом:

 - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

- ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;

- изучите современные взгляды на проблему;

- используйте опыт других педагогов и ОУ.

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Результаты самообразования.

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. 

Результат.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий;
  • Доклады, выступления;
  • Разработка дидактических материалов, наглядности;
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям;
  • Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов;
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога, что, несомненно, отвечает современным требованиям в системе образования.

Литература:

  1. Вертилецкая, И. Г. Самообразование как источник индивидуального роста педагога / И. Г. Вертилецкая // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 6.
  2. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова. – М., 1994.
  3. Селевко, Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко // Центр “Педагогический поиск”. – 2006. – 20 с.
  4. Юдакова, С. В. Профессионально-педагогическое самообразование: учебное пособие / С. В. Юдакова. – Владимир, 2011.
  5. Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё ЭССЕ "Один день из жизни педагога"

Эссе учителя - дефектолога.Один день из жизни педагога....

ИГРА - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

Статья о значении игры для развития и воспитания учашихся в школе-интернате....

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жиз...

Чуйко А.Н. Эссе "Возвращение к себе". Сборник "Вселенная Учитель. Один день из жизни педагога"

Чуйко А.Н. - победитель Конкурса «Вселенная Учитель. Один день из жизни педагога» (учредитель: Pedsovet.org. 13-й Всероссийский интернет-педсовет). Страница 143 - эссе "Возвращение к ...

Консультация для воспитателей «Самообразование, как один из путей повышения мастерства педагогов».

Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:1.Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.2.О...

Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов

          Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.Педагогу, самостоятельная работа по самообразованию поз...