Главные вкладки
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Результат самообразования
Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе?
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
- разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Примерные темы самообразования
для педагогов дополнительного образования
1.Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе.....
2. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей.
3. Использование потенциала хореографического искусства в воспитании школьников
4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной образовательной программы…., как средство повышения мотивации обучающихся.
5. Использование элементов педагогики сотрудничества в детском творческом объединении …дополнительного образования.
6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе……
7. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.
8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.
9. Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях по программе…, через личностно-ориентированные подходы в обучении.
10. Дифференцированное обучение на занятиях в детском объединении … как один из способов
развития интеллектуальных способностей воспитанников.
11. Интеграция образовательных областей в художественном творчестве детей младшего школьного возраста.
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3.Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании.
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел, что
обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей
жизни и знает способ и средства, как
он это может осуществить.»
А. Дистервег
Самообразование
как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов
Февраль 2017 г.
Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
Главное в самообразовании – мотив!
Мотивы, побуждающие педагога к
самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, занятию, выступлению у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху техники негоже пользоваться телегой
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”, отставшего от жизни. Стоит задуматься, будет ли детям интересно с таким педагогом?
• Конкуренция. Если педагог на хорошем счету у администрации, метод. совета, УО, он имеет больше прав в выборе программы, нагрузки и др.
•Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
•Материальное стимулирование. Категория, мнение аттестационной комиссии, премии, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда учить других, воспитывать, развивать?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
- Газеты, журналы
- Телевидение
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Мероприятия по обмену опытом.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Составляющие процесса самообразования учителя:
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
- Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
- Организация внеурочной деятельности по предмету
- Изучение информационно-компьютерных технологий
- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
- Общение с коллегами в школе, городе и в Интернете.
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Алгоритм работы над темой самообразования
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на разных уровнях
Составление плана самообразования.
В плане указываются:
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов
Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...
«Мастер-класс как один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства педагога»
рекомендации по проведению мастер - класса....
Выступление « Самообразование учителя английского языка как один из путей повышения профессионального мастерства»
Выступление « Самообразование учителя английского языка как один из путей повышения профессионального мастерства» на секции учителей английского языка в рамках августовской кон...
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жиз...
Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.Педагогу, самостоятельная работа по самообразованию поз...
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
Доклад о саморазвитии педагога....