«Роль декоративно-прикладного творчества в воспитании детей интерната».
статья на тему
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
Ворновицкой Е.В., воспитателя 2 семьи
Моей темой по самообразованию является «Роль декоративно-прикладного творчества в воспитании детей интерната».
Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В.Г. Белинский
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
В своей работе большое внимание уделяю приобщению детей к истокам народной культуры. Дети коренной национальности с детства привыкли шить, вырезать, что-то изготавливать своими руками. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, сохранять свои традиции через декоративно-прикладное творчество. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала тему самообразования «Роль декоративно-прикладного творчества в воспитании детей».
Поставила перед собой задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых композиций;
- Развитие мелкой моторики рук детей;
- Обогащать словарный запас детей.
Выбрала следующие направления в работе:
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности, метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.
Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников и др. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Детей знакомила с образами, характерными для национального изделия. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные умельцы, звучанием ненецкой музыки, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е. использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, животных птиц Севера. Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». Декоративно-прикладное искусство На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.
Параллельно велась работа с коллегами. Знакомила педагогический коллектив с историей развития народных промыслов, а так же закрепление умений и навыков педагогов в лепке и декоративном рисовании. Являюсь руководителем семинаров-практикумов для педагогов, где педагоги получают практические и теоретические знания о народных промыслах, с удовольствием сами лепят игрушки, расписывают их, создают свои изделия. Для педагогов разработала листки-памятки по руководству самостоятельной изобразительной деятельностью детей. Провела консультацию-диалог на тему: «Устное народное творчество в становлении традиционных видов художественного труда». Подготовила и провела консультацию: «Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение». Для педагогов района провела «Мастер-класс» на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю. Организовала проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников. Провела ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Знакомство с различными техниками шитья орнаментов» и др. Для педагогов района должна была провести «Мастер-класс», но в связи с отъездом на сессию и защитой диплома не провела.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в в поселке; развлечениях, досугах, праздниках.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Роль декоративно- прикладного искусства в развитии личности
Роль декоративно- прикладного искусства в развитии личности Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы залож...
"РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ "
Занятие декоративно-прикладным творчеством способствует гармоничному развитию личности, воспитанию трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам...
Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности
Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, ...
Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста
Клуб - один из видов культурно-досуговых мероприятий, которые посещают младшие школьники...
Роль традиций народного творчества в воспитании нового поколения.
Статья о роли народного творчества в воспитании...
Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция
Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...
Роль учителя физической культуры в воспитании детей играет важную роль
Роль учителя физической культуры в воспитании детей играет важную роль, особенно когда активности проходят на свежем воздухе. В данной статье мы рассмотрим, как учитель физкультуры работает с детьми н...