Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности
статья на тему
Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено, что
народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dekorativno.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности
Декоративно-прикладное творчество – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Педагогика определяет эстетическое воспитание как «процесс целенаправленного формирования вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, к самостоятельному творчеству». Эстетическое воспитание предполагает также формирование всесторонне развитой личности – человека, способного не только к потреблению искусства, но и к творчеству.
Дополнительное образование детей - необходимое звено воспитания многогранной личности, ее образования, ее ранней профессиональной ориентации. Оно создает юному человеку условия для полноценной жизни в пору детства. Ведь если ребенок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений в зрелом возрасте.
Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированное, деятельностное: ребенок действует в ситуации поиска самостоятельно, получает знания в процессе взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. В системе дополнительного образования создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из своего окружения. Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер, поскольку побуждает ребенка находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. Важный элемент в системе дополнительного образования, привлекательный для родителей и детей, творческие виды деятельности.
Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключена в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. В нашей школе дополнительное образование - это сеть кружковой работы: школьные кружки и кружки ЦДТ.
Современность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя волю ребенка, следует воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка. Именно поэтому и к тому же видя, что интересует детей и что им нравится работать с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом я организовала занятия кружка «Умелые ручки».
В основу программы занятий кружка были положены принципы актуальности, реалистичности, систематичности, активности, воспитывающего характера обучения, доступности программного материала и возможность осуществления контроля.
Цель программы - формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, эстетической культуры и духовности, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно - прикладным творчеством.
Занятия в кружке рассчитаны на решение таких задач:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - научить детей владеть различными техниками работы
с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучить технологиям разных видов рукоделия: торцевание, бисероплетение.
- формировать умение самостоятельно решать
познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие:
- создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
- развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание; - развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
• формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
• приобщение детей к эстетической культуре;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- воспитывать уважение к народным культурным ценностям.
Я выбрала следующие направления работы:
- расширенное знакомство детей с изделиями декоративно-прикладного творчества;
- самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
В работе используются различные методы и приемы, которые должны способствовать созданию и сохранению атмосферы творчества, познания, служить осознанию ценности и неповторимости национальной культуры.
Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия, «превращение» детей в мастеров. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику работы с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом.
Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков: ведь, вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей в процессе занятий декоративно-прикладным искусством развиваются в разных направлениях: дети создают эскизы, продумывают и создают предметы декоративного характера, учатся находить способы изображения и оформления предмета, переносить задуманный декоративный предмет на изделие.
На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова и музыки - все это помогает детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре, делает занятия живыми и интересными.
Большое внимание я уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, во время консультаций. В качестве творческого отчета перед родителями дети готовили подарки к различным праздникам.
Итогом работы кружка служат выставки детского творчества в школе, в районе.
Декоративно-прикладное творчество создает эффект духовного общения, знакомит детей с направлениями искусства разных исторических эпох и культур.
Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, когда до конечного результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы ежедневно, повышать результативность работы путем подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий одного дня. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Существенно активизируют творческую деятельность учащихся промежуточные просмотры их работ. На текущих промежуточных просмотрах я как руководитель кружка отмечаю достижения кружковцев, ставлю перед ними новые задачи. К общему промежуточному просмотру я прибегаю в тех случаях, когда выполняется трудное задание. При этом ученики, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Здесь же выражаю одобрение, если что-то детям удалось. Это поднимает настроение учащихся, стимулирует их дальнейшую работу, дает им прилив новых сил. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы школьников, развиваются их творческое мышление и речь.
В конце года мы устраиваем отчетную итоговую выставку работ кружковцев. Умелая организация и проведение выставки становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Наряду с итоговой выставкой творческих работ проводим конкурс на лучшее изделие, выделяем и отмечаем наиболее удавшиеся работы. Это способствует привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых школьников.
Сегодня непозволительно пускать на самотек эмоционально-нравственное развитие, ибо это чревато воспитанием черствости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добра и зла. Занятия декоративно-прикладным искусством дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы юного мастера. Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка. Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования отношения к действительности, духовно-нравственного развития и саморазвития личности опирается на постижение художественной гармонии. Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Роль декоративно- прикладного искусства в развитии личности
Роль декоративно- прикладного искусства в развитии личности Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы залож...
"РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ "
Занятие декоративно-прикладным творчеством способствует гармоничному развитию личности, воспитанию трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам...
Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».
В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...
Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"
В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...
«Роль декоративно-прикладного творчества в воспитании детей интерната».
Отчет по теме самообразования...
«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...
Уроки декоративно-прикладного искусства в контексте эстетического развития личности
Изобразительное искусство воспитывает внутренний мир человека, развивает воображение, чувство, воспитывает вкус, рождает эмоции, поддерживает эстетический интерес к природе....