Рабочая программа по графике 8-9 класс.
рабочая программа (8 класс) на тему

Новикова Екатерина Александровна
Рабочая программа по графике 8-9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_8-9_kl.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос.Литовко

Амурского муниципального района Хабаровского края

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № ___________           от «____»________ 2015 года

Руководитель ШМО ________/_____________

    роспись             Ф.И.О

Согласовано

Заместитель

 директора по УВР

______/Татарницкая Н.А.

                       

Утверждено

Директор МБОУ СОШ пос. Литовко

_______ Н.Н. Максимец

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                        ПО            ГРАФИКЕ

8-9класс

                         Составитель:                   Новикова Екатерина Александровна

                                                                                                Ф.И.О.

                           учитель           технологии                           МБОУ СОШ пос.Литовко

                                                                     

Принято на педагогическом совете          Протокол  № 6 от 22.05.2015г.

Срок реализации программы 2015 – 2017 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Графика» для 8 -9 классов среднего (полного)  общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ  СОШ пос. Литовко, авторской программы для общеобразовательных учреждений. «Графика», 8-9 классы. Под редакцией  А.А.Павлова, В.Д. Симоненко. М: «Просвещение» и обеспечена линией учебников Графика А.А.Павлова, В.Д.Симоненко  « Графика»  8-9 классы,М:  «Просвещение».

Соответственно действующему  учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: базовый уровень обучения в объеме 68 часов, в неделю 1 час.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Цель:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.

2.   Общая характеристика учебного предмета:

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса графики – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в графики как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи графики с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения графики входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Графика  как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения графики  отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в графике, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса графика используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

3.  Требования к уровню подготовки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;
  • простейшие геометрические построения;
  • приемы построения сопряжений;
  • основные сведения о шрифте;
  • правила выполнения чертежей;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
  • принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
  • анализировать графический состав изображений;
  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

условности изображения и обозначения резьбы.

Учащиеся должны иметь представления:

об изображениях соединений деталей;

об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

выполнять необходимые разрезы и сечения;

правильно выбирать главное изображение и число изображений;

выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2—3 деталей;

читать несложные строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

4.  Содержание предмета

Содержание материала 8 класса

Раздел 1: «Техника выполнения чертежей и правила их оформления» (10 часов)

Что такое графика? Основные виды графических изображений: комплексный чертеж, эскиз, технический рисунок, набросок, техническая иллюстрация, схемы, диаграммы, график, символ, логотип, товарный знак. Краткая история развития графики на нашей планете и в нашей стране. Графика как средство развития творческих способностей человека, а также его эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира. Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях черчения. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.

Понятие о ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации. Шрифт: общие понятия; основные правила выполнения чертежного шрифта. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах. Нанесение размеров на чертежах. Масштабы чертежа. Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружностей на равные части. Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей.

Раздел 2 :   Понятие формы.(4 часа)

 Формы плоские и пространственные. Параметры формы и положения. Образование простейших геометрических тел: многогранников, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. основные элементы плоских и пространственных форм. Образование форм методом сложения и вычитания их составных элементов. Анализ форм. Изготовление форм  из бумаги по готовой развертке, наглядному изображению, инструкции.  

Раздел  3:Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный чертежи. (7 часов)

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

 «Чертежи в системе прямоугольных проекций» (2 часа)

Идея метода проецирования. Ортогональное проецирование. Чертеж предмета на одну плоскость проекции. Чертеж предмета на две и три плоскости проекции – комплексный чертеж. Основные виды – спереди, сверху, слева. Построение третьего вида по двум данным. Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида. Чертежи геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела. Анализ геометрической формы предмета по его комплексного чертежу. Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом свойств его геометрической формы. Последовательность выполнения чертежа предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата. Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия эскиза от чертежа.

Раздел  4:Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм. (2 часа)

Определение понятия «развертка поверхности». Построение полных разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по их комплексным чертежам. Определение предметов по из разверткам. Изготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам. примеры использования разверток в жизни человека и в различных видах индустриального производства.

Раздел  5: «Аксонометрические проекции.  Технический рисунок» (9 часа)

Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и перспектива. Основные понятия и определения аппарата построения перспективы. Параллельные проекции и аксонометрия. Основные понятия и определения аппарата построения аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. построение аксонометрических проекций плоских фигур. Построение изометрической проекции окружности – эллипса или овала. Построение стандартных аксонометрических проекций геометрических тел и объемных моделей несложных форм по их комплексным чертежам и эскизам.

Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от аксонометрических проекций? Передача объема и формы предметов посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба. Техника оттенения. Выполнение технических рисунков геометрических тел. Выполнение набросков.

Форма предметов. Основные геометрические тела. Аксонометрические проекции плоскогранных  предметов. Изображение элементов предметов. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида.

Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным»

Раздел 6: Элементы графического дизайна

Содержание материала 9 класса

Раздел 1: «Чтение и выполнение чертежей» (5 часов)

Повторение теории из курса 1 года обучения

(правила оформления чертежа, проецирование, виды, аксонометрические проекции). Анализ графического состава изображений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров. Чертежи развёрток поверхностей конуса и призмы.

Графическая работа №6 «Чертёж детали»  (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений)

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы»

Раздел 2: «Эскизы» (1 час)

Назначение эскизов. Порядок выполнения эскизов

Раздел 3: «Сечения и разрезы» (4 часа)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

Решение графических задач, в том числе творческих.

Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза»

Раздел 4: «Расширение  сведений об изображениях» (2 часа)

Определение рациональности выполнения чертежа. Изображение одинаковых, равномерно расположенных элементов.

Графическая работа №16 «Эскиз с натуры»

Раздел 5: « Чертежи типовых деталей и их соединений  Сборочные чертежи» (5+ 8часа)

Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.

Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

Графическая работа №17 «Чертежи резьбового соединения»

Раздел  6: «Схемы, графики, диаграммы» Архитектурно – строительные чертежи» (6 часов)

5. Формы и методы организации учебного процесса:

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов  образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

ОЦЕНКА  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  

Нормы оценок при устной проверке знаний

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, не связанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит не связанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Нормы оценок при выполнении графических и практических работ

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Перечень инструментов, принадлежностей и  материалов:

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами  30 и 45 градусов

- Транспортир

- Линейка

- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.

- Ластик

-  Тетрадь в клетку, 12 листов.

- Формат А4 (бумага)

Учебно-методическая литература:                   

  1. Графика 8-9к,  А.А.Павлова, Е.И. Корзинова,  «Мнемозина», 2011г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Компьютерная графика" ФГОС - 3

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям  среднего профессионального образования (далее - С...

Рабочая программа элективного курса в 10 классе«Компьютерная графика»

Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» в 10 классе составлена на основе  программы «Компьютерная графика» автора Л.А.Залоговой, изданной в сборнике «Программы для общеобразова...

Рабочая программа «Компьютерная графика: Adobe Photoshop»

Важной особенностью освоения данной образователь­ной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика. Ее задачи иные: развитие интеллектуальных способно...

Рабочая программа "Компьютерная графика" 10 класс

Учебный курс разработан на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» автора Л.А. Залогова, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс...

Рабочая программа «Инженерная графика» для 8-9 классов

Рабочая программа «Инженерная графика» для 8 -9 классов среднего (полного)  общего образования составлена на основании  следующих нормативно - правовых документов....

Рабочая программа Инженерная графика графика ТО-218

Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального о...