Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) на тему

Жерело Любовь Валентиновна

Содержание программы+планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_grafike_i_pismu.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционных школ 8 вида.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по графике и письму для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

   Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 3ч в неделю).

   Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками. Виды графики: станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная, газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и др.

   На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребёнка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.

   Важнейшая задача учителя в ходе обучения предмету «Графика и письмо» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

   Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи – одна из главных задач обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим. Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимися отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

   Исходя из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной умственной отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в основу программы положено использование невербальных приёмов. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.

   В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Графика и письмо» активно применяются различные упражнения. Упражнение – это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения.

   В процессе работы по предмету «Графика и письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:

  • практические упражнения
  • упражнения с картинками
  • упражнения с пиктограммами (символами)
  • «письменные» упражнения
  • упражнения с буквами, слогами и словами.

   Таким образом, предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

  • рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
  • рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (чёрно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
  • рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
  • обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого – двухмерное изображение предмета;
  • писанию печатных букв – «печатанию» букв;
  • писанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы;
  • составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) – вместе с учителем;
  • рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование их природного и бросового материала);
  • списывание букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
  • письму букв, слогов, слов и коротких предложений.

Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики, с учётом специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.

Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения чётких правил. Максимальная цель обучения предмету «Графика и письмо» данной категории учащихся заключается в том, чтобы научить их писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.

 

Содержание программы.

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

4

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

«Рисуночное письмо».

Жестово-образные игры.

«Письменные упражнения».

- Понятия «сильный – слабый», «право-лево», «верх-низ», «громкий – тихий».

- Знание приёмов рисования.

- Знание и распознавание эмоций человека.

- Письмо букв, слогов и слов по трафаретам.

- Письмо букв, слогов и слов по контурным линиям.

- Умение правильно держать в руке ручку, карандаш.

- Умение контролировать нажим на ручку во время письма.

- Умение выполнять упражнения для расслабления уставших рук.

- Умение выполнять предметную аппликацию из частей с использованием готового контура.

- Умение изготавливать книжку-самоделку с изученными буквами.

- Умение выполнять рисунки на основе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественным произведением.

- Умение узнавать эмоции в процессе игровых этюдов.

- Умение по заданию учителя дорисовывать пиктограмму и называть её.

- Умение написать свои ФИО по трафаретам, контурным линиям, самостоятельно.

- Умение подписывать открытки.

- Умение писать число и название месяца, дату рождения.

- Умение списывать с печатного и рукописного текста букв, слогов и слов.

- Умение писать буквы, слоги и слова под диктовку.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук.

2

«Волшебный цветок». Рисование по точкам-ориентирам.

3

Звук и буква А. Написание буквы А по контурным линиям. Упражнения на зрительную ориентировку на листе.

4

Звук и буква А. Написание по образцу. Нахождение и вычленение в тексте.

5

Буква А. Написание по образцу. Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе.

6

Буква А. Различный шрифт (узнавание). Написание заглавной и строчной, печатной и письменной буквы.

7

Звук и буква У. Написание по контурным линиям. Выполнение узора в круге.

8

Буква У. Нахождение в тексте, вычленение. Написание по точкам. Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе.

9

Узор в круге. Буква У (различные шрифты). Узнавание, написание заглавной и строчной, печатной и письменной буквы.

10

Написание по точкам слогов УА, АУ. Узор в круге. Звуки [а] и [у].

11

Звук и буква М. Написание по контурным линиям. Узор в полосе.

12

Буква М: нахождение и вычленение в тексте. Написание по образцу. Перенос симметричного рисунка.

13

Написание по точкам МА, МУ, УМ, АМ. Перенос симметричного рисунка.

14

Написание слогов по образцу. Рисунок в круге. Нахождение и выделение слогов в словах.

15

Звук и буква О. Написание по образцу. «Осеннее настроение» - рисование пятен под музыку.

16

Буквы А и О. Написание. Нахождение в тексте, выделение.

17

Написание слогов МА, МО, МУ. Узор в полосе.

18

Буквенный диктант. «Чудный сон» - цветные пятна под музыку.

19

«Загадочная картинка» - рисование по точкам.

20

Звук и буква С. Написание по контурным линиям. Нахождение в тексте, выделение. Игра-пантомима «Ветер-ветер».

21

Написание буквы С по точкам. «Море волнуется» - рисование линий под музыку.

22

Буква С: заглавная, строчная. Написание по точкам. Нахождение и выделение в тексте.

23

Написание слогов СА, СО, СУ по контурным линиям. Узор в круге.

24

Написание слогов. Нахождение и выделение их в словах. «Дождь» - рисование линий под музыку.

25

Буква и звук Х. Написание по контурным линиям. Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе.

26

Написание буквы Х по точкам. Нахождение и выделение в тексте. Копирование рисунка.

27

Слоги ХА, ХО, ХУ (написание по контурным линиям). Пальчиковая игра «Пламя». Узор в полосе.

28

Написание по точкам С, Х. Заглавная и строчная буквы. Дидактическая игра «Лишняя буква».

29

Слоги. Написание по точкам. Рисование замкнутых линий под музыку «Облака».

30

Написание слогов по точкам (ха, хо, ху). Нахождение в словах, выделение. Узор в полосе.

31

Буква и звук Ш. Написание Ш по контурным линиям. Упражнения для пальцев рук.

32

Написание Ш по точкам. Нахождение и выделение в тексте. Перенос симметричного узора.

33

Слоги ша, шо, шу по контурным линиям. Рисование по трафаретам.

34

Слоги ша, шо, шу по контурным линиям. Игра «Солнечные зайчики».

35

Написание по точкам С, Х, Ш. Заглавная и строчная Ш.

36

Слоги. Написание по точкам.

37

Игра-пантомима «Солнце в разное время года».

38

Звук и буква Л. Написание Л по контурным линиям. Понятия «длинный – короткий».

39

Написание Л по точкам. Нахождение и выделение в тексте. Понятия «длинный – короткий».

40

Слоги ла, ло, лу. Написание слогов по контурным линиям. Понятия «длинный – короткий».

41

Нахождение и выделение слогов в словах. Понятия «громкий – тихий».

42

Звук и буква Ы. Написание по контурным линиям. Понятия «громкий – тихий».

43

Слоги с Ы. Нахождение и выделение слогов в словах. Игра «Дождик».

44

Звук и буква Н. Написание по контуру. Узор в полосе.

45

Слогу на, но, ну, ны. Нахождение в тексте, выделение. Написание по точкам.

46

Буквенный диктант.

47

Звук и буква Р. Нахождение и выделение в словах. Написание по контурным линиям.

48

Слоги ра, ро, ру, ры. Нахождение в словах и в тексте. Написание по точкам.

49

Слоги ар, ор, ур, ыр. Написание по точкам и по образцу.

50

Слоги ла – ра, ло – ро, лу – ру, лы – ры. Нахождение и выделение в тексте.

51

Слуховой диктант.

52

Списывание букв, слогов, слов с печатного и рукописного текста.

53

Звук и буква К. Написание по трафарету. Рисование линий под музыку.

54

Слоги ка, ко, ку. Нахождение в словах. Узор в полосе.

55

Игра на нахождение слогов и слов с буквой К в тексте.

56

Нахождение и выделение слогов в тексте. Рисование пятен под музыку.

57

Написание слогов по образцу. Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук.

58

Звук и буква П. Написание по трафарету в сопровождении музыкальных произведений.

59

Слоги с П. Нахождение и выделение в словах и в тексте.

60

Игра на нахождение слогов и слов с буквой Н в тексте.

61

Написание слогов по образцу.

62

Написание слогов. Игра-пантомима «Пламя».

63

Звук и буква Т. Написание по точкам. Нахождение в словах.

64

Слоги с Т. Написание по трафарету.

65

Игра на нахождение слогов и слов с буквой Т в тексте.

66

Слоги. Нахождение в словах, в тексте. Узор в круге.

67

Написание слогов по образцу. Игра «Паровозик».

68

Изготовление книжки-самоделки с пройденными буквами.

69

Звук и буква И. Нахождение в словах. Написание по точкам.

70

Слоги с И. Нахождение и выделение в тексте, в словах.

71

Игра на нахождение слогов и слов с буквой И в тексте.

72

Написание букв по трафарету.

73

Написание слогов по трафарету.

74

Написание слогов и слов по трафарету.

75

Работа с трафаретом – буквы, слоги, слова.

76

Работа с манкой и песком. Релаксационные упражнения для рук.

77

Звук и буква З. Нахождение в словах. Написание по контурным линиям.

78

Слоги с З. Нахождение и выделение в словах, в тексте. Написание по трафарету.

79

Слоги с З. Написание по образцу. Игра «Солнышко и тучка».

80

Слоги за – са, зо – со, зу – су. Нахождение и выделение в тексте.

81

Игра на нахождение слогов и слов с буквой З в тексте.

82

Игра на нахождение слогов и слов с буквой С в тексте.

83

Звук и буква В. Нахождение в словах. Написание по точкам. Рисование пятен под музыку.

84

Слоги с В. Нахождение и выделение в словах, в тексте. Узор в полосе.

85

Слоги с В. Написание по образцу. Перенос симметричного рисунка.

86

Игра на нахождение слогов и слов с буквой В в тексте.

87

Звук и буква Ж. Написание буквы Ж по точкам.  

88

Слоги с Ж. Нахождение в словах, в тексте. Написание по трафарету.

89

Слоги ша – жа, ши – жи, шу – жу. Нахождение и выделение в тексте.

90

Игра на нахождение слогов и слов с буквой Ш в тексте.

91

Игра на нахождение слогов и слов с буквой Ж в тексте.

92

Звук и буква Б. Написание по контурным линиям. Узор в круге.

93

Слоги с Б. Нахождение и выделение в словах, в тексте. Перенос симметричного рисунка.

94

Слоги с Б. Написание по образцу. Перенос симметричного рисунка.

95

Игра на нахождение слогов и слов с буквой Б в тексте.

96

Игра-пантомима «Ходят в море корабли».

97

Буквенный диктант.

98

Слоговой диктант.

99

Контрольное списывание с рукописного текста.

100

Контрольное списывание с печатного текста.

101

Слуховой диктант.

102

Повторение изученного материала.

   Учебно-методический комплекс по предмету «Графика и письмо», 9 класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

1)Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 3 класса спец.(коррекц.)образоват.учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007.

2) Аксёнова А.К. Русский язык: учеб.для 4 класса спец.(коррекц.)образоват.учреждений 8 вида/ А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2007.

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для ученика.- СПб.: СОЮЗ, 2004.

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: СОЮЗ, 2004.

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.- М.: ДРОФА, 2007.

4. Музыкальная гимнастика для пальчиков/Сост. М. Ковалевская, худ. А.Веселов.- СПб.: Союз художников, 2007.

5. Пак Чжэ Ву. Пальцетерапия.- М.: Су Джок Академия, 2001.

6. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксто-Пресс, 2001.

7. Хилтунен Е.А. Звук и буква: Первая тетрадь для свободного письма.- М.: Генезис, 2006.

8. Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори.- М.: Генезис, 2009.

9. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев.- М.: Генезис, 2008.

10. Соколова Ю. Игры с пальчиками. –М.: Эксмо, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....