Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) на тему
Содержание программы+планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_grafike_i_pismu.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционных школ 8 вида.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по графике и письму для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 3ч в неделю).
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками. Виды графики: станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная, газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и др.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребёнка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.
Важнейшая задача учителя в ходе обучения предмету «Графика и письмо» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи – одна из главных задач обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим. Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимися отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.
Исходя из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной умственной отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в основу программы положено использование невербальных приёмов. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.
В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Графика и письмо» активно применяются различные упражнения. Упражнение – это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения.
В процессе работы по предмету «Графика и письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:
- практические упражнения
- упражнения с картинками
- упражнения с пиктограммами (символами)
- «письменные» упражнения
- упражнения с буквами, слогами и словами.
Таким образом, предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (чёрно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
- рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого – двухмерное изображение предмета;
- писанию печатных букв – «печатанию» букв;
- писанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы;
- составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) – вместе с учителем;
- рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование их природного и бросового материала);
- списывание букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- письму букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики, с учётом специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения чётких правил. Максимальная цель обучения предмету «Графика и письмо» данной категории учащихся заключается в том, чтобы научить их писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.
Содержание программы.
№ | Тема раздела программы | Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы | Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы | Примечания |
1 2 3 4 | Упражнения для развития тонкой моторики рук. «Рисуночное письмо». Жестово-образные игры. «Письменные упражнения». | - Понятия «сильный – слабый», «право-лево», «верх-низ», «громкий – тихий». - Знание приёмов рисования. - Знание и распознавание эмоций человека. - Письмо букв, слогов и слов по трафаретам. - Письмо букв, слогов и слов по контурным линиям. | - Умение правильно держать в руке ручку, карандаш. - Умение контролировать нажим на ручку во время письма. - Умение выполнять упражнения для расслабления уставших рук. - Умение выполнять предметную аппликацию из частей с использованием готового контура. - Умение изготавливать книжку-самоделку с изученными буквами. - Умение выполнять рисунки на основе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественным произведением. - Умение узнавать эмоции в процессе игровых этюдов. - Умение по заданию учителя дорисовывать пиктограмму и называть её. - Умение написать свои ФИО по трафаретам, контурным линиям, самостоятельно. - Умение подписывать открытки. - Умение писать число и название месяца, дату рождения. - Умение списывать с печатного и рукописного текста букв, слогов и слов. - Умение писать буквы, слоги и слова под диктовку. |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук. | 1ч | |
2 | «Волшебный цветок». Рисование по точкам-ориентирам. | 1ч | |
3 | Звук и буква А. Написание буквы А по контурным линиям. Упражнения на зрительную ориентировку на листе. | 1ч | |
4 | Звук и буква А. Написание по образцу. Нахождение и вычленение в тексте. | 1ч | |
5 | Буква А. Написание по образцу. Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе. | 1ч | |
6 | Буква А. Различный шрифт (узнавание). Написание заглавной и строчной, печатной и письменной буквы. | 1ч | |
7 | Звук и буква У. Написание по контурным линиям. Выполнение узора в круге. | 1ч | |
8 | Буква У. Нахождение в тексте, вычленение. Написание по точкам. Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе. | 1ч | |
9 | Узор в круге. Буква У (различные шрифты). Узнавание, написание заглавной и строчной, печатной и письменной буквы. | 1ч | |
10 | Написание по точкам слогов УА, АУ. Узор в круге. Звуки [а] и [у]. | 1ч | |
11 | Звук и буква М. Написание по контурным линиям. Узор в полосе. | 1ч | |
12 | Буква М: нахождение и вычленение в тексте. Написание по образцу. Перенос симметричного рисунка. | 1ч | |
13 | Написание по точкам МА, МУ, УМ, АМ. Перенос симметричного рисунка. | 1ч | |
14 | Написание слогов по образцу. Рисунок в круге. Нахождение и выделение слогов в словах. | 1ч | |
15 | Звук и буква О. Написание по образцу. «Осеннее настроение» - рисование пятен под музыку. | 1ч | |
16 | Буквы А и О. Написание. Нахождение в тексте, выделение. | 1ч | |
17 | Написание слогов МА, МО, МУ. Узор в полосе. | 1ч | |
18 | Буквенный диктант. «Чудный сон» - цветные пятна под музыку. | 1ч | |
19 | «Загадочная картинка» - рисование по точкам. | 1ч | |
20 | Звук и буква С. Написание по контурным линиям. Нахождение в тексте, выделение. Игра-пантомима «Ветер-ветер». | 1ч | |
21 | Написание буквы С по точкам. «Море волнуется» - рисование линий под музыку. | 1ч | |
22 | Буква С: заглавная, строчная. Написание по точкам. Нахождение и выделение в тексте. | 1ч | |
23 | Написание слогов СА, СО, СУ по контурным линиям. Узор в круге. | 1ч | |
24 | Написание слогов. Нахождение и выделение их в словах. «Дождь» - рисование линий под музыку. | 1ч | |
25 | Буква и звук Х. Написание по контурным линиям. Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе. | 1ч | |
26 | Написание буквы Х по точкам. Нахождение и выделение в тексте. Копирование рисунка. | 1ч | |
27 | Слоги ХА, ХО, ХУ (написание по контурным линиям). Пальчиковая игра «Пламя». Узор в полосе. | 1ч | |
28 | Написание по точкам С, Х. Заглавная и строчная буквы. Дидактическая игра «Лишняя буква». | 1ч | |
29 | Слоги. Написание по точкам. Рисование замкнутых линий под музыку «Облака». | 1ч | |
30 | Написание слогов по точкам (ха, хо, ху). Нахождение в словах, выделение. Узор в полосе. | 1ч | |
31 | Буква и звук Ш. Написание Ш по контурным линиям. Упражнения для пальцев рук. | 1ч | |
32 | Написание Ш по точкам. Нахождение и выделение в тексте. Перенос симметричного узора. | 1ч | |
33 | Слоги ша, шо, шу по контурным линиям. Рисование по трафаретам. | 1ч | |
34 | Слоги ша, шо, шу по контурным линиям. Игра «Солнечные зайчики». | 1ч | |
35 | Написание по точкам С, Х, Ш. Заглавная и строчная Ш. | 1ч | |
36 | Слоги. Написание по точкам. | 1ч | |
37 | Игра-пантомима «Солнце в разное время года». | 1ч | |
38 | Звук и буква Л. Написание Л по контурным линиям. Понятия «длинный – короткий». | 1ч | |
39 | Написание Л по точкам. Нахождение и выделение в тексте. Понятия «длинный – короткий». | 1ч | |
40 | Слоги ла, ло, лу. Написание слогов по контурным линиям. Понятия «длинный – короткий». | 1ч | |
41 | Нахождение и выделение слогов в словах. Понятия «громкий – тихий». | 1ч | |
42 | Звук и буква Ы. Написание по контурным линиям. Понятия «громкий – тихий». | 1ч | |
43 | Слоги с Ы. Нахождение и выделение слогов в словах. Игра «Дождик». | 1ч | |
44 | Звук и буква Н. Написание по контуру. Узор в полосе. | 1ч | |
45 | Слогу на, но, ну, ны. Нахождение в тексте, выделение. Написание по точкам. | 1ч | |
46 | Буквенный диктант. | 1ч | |
47 | Звук и буква Р. Нахождение и выделение в словах. Написание по контурным линиям. | 1ч | |
48 | Слоги ра, ро, ру, ры. Нахождение в словах и в тексте. Написание по точкам. | 1ч | |
49 | Слоги ар, ор, ур, ыр. Написание по точкам и по образцу. | 1ч | |
50 | Слоги ла – ра, ло – ро, лу – ру, лы – ры. Нахождение и выделение в тексте. | 1ч | |
51 | Слуховой диктант. | 1ч | |
52 | Списывание букв, слогов, слов с печатного и рукописного текста. | 1ч | |
53 | Звук и буква К. Написание по трафарету. Рисование линий под музыку. | 1ч | |
54 | Слоги ка, ко, ку. Нахождение в словах. Узор в полосе. | 1ч | |
55 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой К в тексте. | 1ч | |
56 | Нахождение и выделение слогов в тексте. Рисование пятен под музыку. | 1ч | |
57 | Написание слогов по образцу. Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук. | 1ч | |
58 | Звук и буква П. Написание по трафарету в сопровождении музыкальных произведений. | 1ч | |
59 | Слоги с П. Нахождение и выделение в словах и в тексте. | 1ч | |
60 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой Н в тексте. | 1ч | |
61 | Написание слогов по образцу. | 1ч | |
62 | Написание слогов. Игра-пантомима «Пламя». | 1ч | |
63 | Звук и буква Т. Написание по точкам. Нахождение в словах. | 1ч | |
64 | Слоги с Т. Написание по трафарету. | 1ч | |
65 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой Т в тексте. | 1ч | |
66 | Слоги. Нахождение в словах, в тексте. Узор в круге. | 1ч | |
67 | Написание слогов по образцу. Игра «Паровозик». | 1ч | |
68 | Изготовление книжки-самоделки с пройденными буквами. | 1ч | |
69 | Звук и буква И. Нахождение в словах. Написание по точкам. | 1ч | |
70 | Слоги с И. Нахождение и выделение в тексте, в словах. | 1ч | |
71 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой И в тексте. | 1ч | |
72 | Написание букв по трафарету. | 1ч | |
73 | Написание слогов по трафарету. | 1ч | |
74 | Написание слогов и слов по трафарету. | 1ч | |
75 | Работа с трафаретом – буквы, слоги, слова. | 1ч | |
76 | Работа с манкой и песком. Релаксационные упражнения для рук. | 1ч | |
77 | Звук и буква З. Нахождение в словах. Написание по контурным линиям. | 1ч | |
78 | Слоги с З. Нахождение и выделение в словах, в тексте. Написание по трафарету. | 1ч | |
79 | Слоги с З. Написание по образцу. Игра «Солнышко и тучка». | 1ч | |
80 | Слоги за – са, зо – со, зу – су. Нахождение и выделение в тексте. | 1ч | |
81 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой З в тексте. | 1ч | |
82 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой С в тексте. | 1ч | |
83 | Звук и буква В. Нахождение в словах. Написание по точкам. Рисование пятен под музыку. | 1ч | |
84 | Слоги с В. Нахождение и выделение в словах, в тексте. Узор в полосе. | 1ч | |
85 | Слоги с В. Написание по образцу. Перенос симметричного рисунка. | 1ч | |
86 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой В в тексте. | 1ч | |
87 | Звук и буква Ж. Написание буквы Ж по точкам. | 1ч | |
88 | Слоги с Ж. Нахождение в словах, в тексте. Написание по трафарету. | 1ч | |
89 | Слоги ша – жа, ши – жи, шу – жу. Нахождение и выделение в тексте. | 1ч | |
90 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой Ш в тексте. | 1ч | |
91 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой Ж в тексте. | 1ч | |
92 | Звук и буква Б. Написание по контурным линиям. Узор в круге. | 1ч | |
93 | Слоги с Б. Нахождение и выделение в словах, в тексте. Перенос симметричного рисунка. | 1ч | |
94 | Слоги с Б. Написание по образцу. Перенос симметричного рисунка. | 1ч | |
95 | Игра на нахождение слогов и слов с буквой Б в тексте. | 1ч | |
96 | Игра-пантомима «Ходят в море корабли». | 1ч | |
97 | Буквенный диктант. | 1ч | |
98 | Слоговой диктант. | 1ч | |
99 | Контрольное списывание с рукописного текста. | 1ч | |
100 | Контрольное списывание с печатного текста. | 1ч | |
101 | Слуховой диктант. | 1ч | |
102 | Повторение изученного материала. | 1ч |
Учебно-методический комплекс по предмету «Графика и письмо», 9 класс.
Использованные учебники (наименование, автор, год издания). | Использованные пособие для учителя, для учащихся. |
1)Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 3 класса спец.(коррекц.)образоват.учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007. 2) Аксёнова А.К. Русский язык: учеб.для 4 класса спец.(коррекц.)образоват.учреждений 8 вида/ А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2007. | 1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для ученика.- СПб.: СОЮЗ, 2004. 2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: СОЮЗ, 2004. 3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.- М.: ДРОФА, 2007. 4. Музыкальная гимнастика для пальчиков/Сост. М. Ковалевская, худ. А.Веселов.- СПб.: Союз художников, 2007. 5. Пак Чжэ Ву. Пальцетерапия.- М.: Су Джок Академия, 2001. 6. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксто-Пресс, 2001. 7. Хилтунен Е.А. Звук и буква: Первая тетрадь для свободного письма.- М.: Генезис, 2006. 8. Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори.- М.: Генезис, 2009. 9. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев.- М.: Генезис, 2008. 10. Соколова Ю. Игры с пальчиками. –М.: Эксмо, 2002. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
урок по предмету "Графика и письмо" 6 класс с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
тема "Огни цирка" по лексической теме "Цирк"...