Рабочая программа курса «Риторика» для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Цели реализации программы:
- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровня
общей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений и
навыков ведения межкультурного диалога;
- совершенствование умений и навыков риторической деятельности учащихся в
разных сферах общения.
Задачами реализации программы учебного курса являются:
- воспитание культуры речевого поведения (через обучение этикетным формам обращения,
речевым моделям в споре, жанрам комплимента и похвального слова);
- овладение различными видами учебно-речевой деятельности, в том числе умению
редактировать собственный текст;
- воспитание культуры речевого общения, стимулирование стремления к
самосовершенствованию;
- подготовка обучающихся к общению в официальной и неофициальной обстановке;
- развитие творческих способностей, общительности, импровизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей _________________________ протокол № _____ от 2015 | СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР _________________ 2015г. |
Рабочая программа
курса «Риторика»
для 5 класса
Составители: Мелькова С.В., учитель русского языка и литературы Сопильниченко И.А., учитель русского языка и литературы |
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Риторика» для основного общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
- Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г.№1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010гю № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования ( одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Новотроицкая СОШ
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г..
7. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ____ 201_ г. № ___, г. Москва.
8. Приказ от 8 июня 2015 г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253
9. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2013.
Общая характеристика учебного курса
Цели реализации программы:
- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровня
общей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений и
навыков ведения межкультурного диалога;
- совершенствование умений и навыков риторической деятельности учащихся в
разных сферах общения.
Задачами реализации программы учебного курса являются:
- воспитание культуры речевого поведения (через обучение этикетным формам обращения,
речевым моделям в споре, жанрам комплимента и похвального слова);
- овладение различными видами учебно-речевой деятельности, в том числе умению
редактировать собственный текст;
- воспитание культуры речевого общения, стимулирование стремления к
самосовершенствованию;
- подготовка обучающихся к общению в официальной и неофициальной обстановке;
- развитие творческих способностей, общительности, импровизации.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность
обучающимся познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями
коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для
достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия
между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной)
ситуации; компонентах коммуникативной ситуации. Сведения этого блока развивают
умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую
задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов
(повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста,
то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В курсе риторики
изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в
реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки,
сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в
соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам
высказываний, которые актуальны обучающихся.
Обучение риторике должно опираться на опыт обучающихся, приводить их к
осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических
задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Преподавание риторики основано
на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития
коммуникативных умений – обучающие анализируют примеры общения, реализуют
свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Место учебного курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ Новотроицкая СОШ на курс «Риторика» выделено 1 час/нед.( 35 часов) из части, формируемой участниками образовательных отношений ( таблица 1).
Таблица 1
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 1 | 35 | 35 |
Планируемые результаты изучения учебного курса «Риторика»
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;
–исполнять тексты, подбирать цитаты;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2013.
3. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баласс», 2013.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса риторики 5 класса учащиеся
НАУЧАТСЯ:
В сфере личностных результатов:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы; проблемы;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
В сфере метапредметных результатов:
умению анализировать и оценивать общение, в частности:
• степень эффективности общения;
• уровень владения языком;
• корректность поведения.
умению общаться: умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником, видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение;
отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические;
уметь редактировать чужой и свой тексты, уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие.
В сфере предметных результатов:
умению общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.
ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
В сфере личностных результатов: оценивать личностную значимость тех или иных заданий для совершенствования речи, оценить свои коммуникативные возможности до и после изучения курса.
В сфере предметных результатов: описывать реальные ситуации по модели общения, анализировать из, принимать решения по эффективному исправлению ситуации.
В сфере метапредметных результатов: выполнять сбор информации, организовывать информацию в виде схем, таблиц и диаграмм; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры; распознавать ошибки в высказываниях, обосновывать их и исправлять; публично выступать и представлять результаты учебных достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике.8 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....
Рабочая программа по риторике 1 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 7 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...
Рабочая программа по риторике 6 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...
Рабочая программа по риторике. 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...