Воспитательная рабочая программа
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение «Школа – интернат №19 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» филиал №2 на станции Топки
Согласованно: Утверждаю: Заместитель директора по ВР заведующий филиалом № 2 _____________ Мусатова О.В. ___________ Е.В. Козлова «____»_________20____г. «____»_________20___г
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Прогресс»
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) образования
Разработал: воспитатель
Моисеева Виктория
Игоревна
Топки
2015
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................................
Актуальность............................................................................3
Цели и задачи программы.............................................................................4
Общая характеристика………………………………………………………
Основные направления...........................................................5
План мероприятий запланированные на учебный год…………………………..
Универсальные учебные действия………………………………..
Критерии оценивания результатов деятельности…………………..
Планируемые результаты………………………………
Приложение……………………………………………
Пояснительная записка
Воспитательная рабочая программа среднего (полного)общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Воспитательная рабочая программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования воспитанников, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Воспитательная рабочая программа среднего (полного) общего образования разрабатывается с учётом особенностей школы – интерната № 19 как типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников воспитательного процесса.
Воспитательная рабочая программа является программой развития школы – интерната № 19. Данная программа отражает переход на новые стандарты образования - ФГОС ООО.
Воспитательная рабочая программа среднего общего образования в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
- планируемые результаты освоения воспитанниками основной воспитательной программы среднего общего образования;
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
- проекты формирования универсальных образовательно-воспитательных самостоятельных действий у воспитанников, начиная со ступени начального общего образования;
- проекты духовно-нравственного развития, воспитания воспитанников, начиная со ступени начального общего образования;
- проекты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- тренинговые проекты личностных качеств.
Организационный раздел определяет общие рамки организации воспитательного процесса, а также механизмы реализации рабочей воспитательной программы.
Организационный раздел включает:
- план воспитательной работы
- систему условий реализации воспитательной рабочей программы в соответствии с требованиями стандарта
Программа среднего (полного) общего образования НОУ школы-интерната №19 нацелена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО, определяет содержание и организацию воспитательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры воспитуемых, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Актуальность
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Одна из важнейших задач современной школы-интерната – способствовать формированию и развитию личностных качеств, создавая оптимальные педагогические условия для раскрытия способностей каждого воспитанника, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Воспитательная работа в группе должна быть построена так, чтобы воспитанники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Главной задачей обучения и воспитания детей, находящихся в школах-интернатах является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, а также правильная организация деятельности воспитанников. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение детей к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Воспитание детей направлено и на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации с помощью тренингов, бесед и других методов обучения и воспитания.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность воспитанников были разнообразными, содержательными, насыщенными. Поэтому данная программа воспитания детей является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Цель реализации программы :
Содействие развитию индивидуальности воспитанников посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребёнка и использования индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. Обеспечение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) по достижению воспитанниками целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья в условиях поливариантной образовательной среды школы-интерната, для свободного, разностороннего развития самосовершенствующейся личности. Развитие универсальных учебных действий согласно Сингапурскому методу обучения.
Задачи:
- формировать универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные)
- формировать у воспитанников потребности: в здоровом образе жизни; в образовании и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала, развитии культуры и нравственности,
посредством включения их в проектную, творческую и исследовательскую деятельность
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и воспитательной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом, воспитателями и сверстниками .
- организовать проведение мониторинга для изучения потребностей, интересов и способностей воспитанников;
- формирование основных элементов научного познания мира, применения их в жизненных практических задачах;
- социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
- формировать выбор воспитанников предстоящей профессии, проводя целенаправленные мероприятия по профориентации с посещением музеев, учреждений железнодорожного транспорта.
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
Общая характеристика программы
Нормативный срок воспитательной рабочей программы среднего (полного) общего образования составляет 1 год. Так как, для разностороннего развития ребенка ,план мероприятий и форма проведения должна меняться каждый год.
Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет.
Воспитательная рабочая программа среднего (полного)общего образования реализуется через план воспитательной работы, который разработан в виде проектов , направленный на развитие личности (социальное, спортивно-
оздоровительное, интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное),предметных и метапредметных знаний, полученных сверх основных программ средней школы, с использованием новых информационных и интерактивных технологий, в том числе через такие формы, как олимпиады, экскурсии, секции, поисковые и научные исследования, кружки, круглые столы, конкурсы, конференции, общественно-полезные практики.
Основные направления воспитательной работы:
1.Учебно-познавательное воспитание (кружок «Хочу все знать»).
Цель: расширение кругозора детей, стимулирование познавательной активности, развитие интеллектуальных способностей, получение новых знаний сверх основных программ средней школы с использованием новых информационных и коммуникативных технологий. Изучение русского и англиского языка.
Задачи: формировать у воспитанников потребности в самообразовании;
развивать умения и навыки в учебной деятельности;
развивать самостоятельность мышления;
развивать мотивацию к дальнейшему овладению языками и культурой;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
создать условия для развития положительной мотивации к получению знаний
Формы реализации: презентации;
документальные фильмы
тематические КВНы;
брейн -ринги;
викторины;
кроссворды;
игры (ИКТ)
занятие по английскому языку «White rabbit» и
русскому языку «Всезнайка»
2.Художественное воспитание (театральный кружок «Шекспир на века » и кружок прикладного детского творчества «Волшебная мастерская»)
Цель: развитие и совершенствование творческих способностей детей, умения видеть и понимать прекрасное.
Задачи: формировать художественные интересы воспитанников;
развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого воспитанника, в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности
Формы реализации: театральные постановки;
концерты;
конкурсы;
спектакли;
мастер-классы
3.Поликультурное воспитание (проект «Поликультурная личность»)
Цель: создание условий для формирования и развития комплекса личностных качеств обучающихся (патриотизма, гражданственности, толерантности, культуры межнационального общения и др.) на основе знакомства с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран. Задачи: знакомство воспитанников с самобытными традициями русской культуры, а также культур других народов России как воплощением общих духовно- нравственных ценностей и идеалов;
формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов;
знакомство обучающихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира;
организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира;
Формы реализации: встреча с ветеранами ВОВ;
уроки мужества;
проведение праздников;
презентации;
викторины;
беседы;
инсценированние и обсуждение конкретных ситуаций.
4.Нравственно-эстетическое воспитание.
Цель: формирование у воспитанников нравственной, духовной системы ценностей, культуры поведения и общения, построения межличностного общения.
Задачи: выявлять и развивать индивидуальные способности;
развивать умения и навыки в творческой деятельности;
развивать творческие мышления.
Формы реализации: конкурсы;
выставки;
концерты;
вечера;
посещение театров, музеев, выставок;
тренинги развития личности
5.Спортивно-оздоровительное воспитание (проект «На пути к здоровью»)
Цель: создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни. Расширить знания о здоровом образе жизни с помощью новых информационных и интерактивных технологий
Задачи: приобщать детей к здоровому образу жизни;
обучать конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурения.
Формы реализации: лекции и беседы;
спортивные мероприятия;
дни здоровья;
участие в спортивных городских мероприятиях;
презентации;
флешмобы.
6.Профориентационное воспитание (проект «Твой выбор»)
Цель: формирование у воспитанников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности с использованием информационных и коммуникативных технологий в соответствии со своими возможностями, способностями с учетом требований рынка труда.
Задачи : знакомить воспитанников с разными профессиями, делая уклон на железнодорожную направленность
Формы реализации: экскурсии на ж/д предприятия, ПТУ-76;
участие в ж/д викторинах, конкурсах;
изучения истории Транссиба;
посещение курсов довузовской подготовки;
беседы; анкетирование;
презентации;
посещение открытых дверей
7.Индивидуальная работа с воспитанниками.
Цель: помощь в социализации, повышении самооценки воспитанников, создание благоприятных условий для развития личности воспитанников.
Задачи: учить самостоятельно, строить свою жизнь, умению взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие.
Формы реализации: беседы о правилах поведения;
консультации психолога;
инспектора ЛОВД;
анкетирование;
тесты
8.Работа с родителями.
Цель: совместное воспитание и развитие детей при установлении взаимоотношений между семьёй и интернатом.
Задачи: знакомить родителей с их правами и обязанностями на этапе вхождения ребёнка в систему школьного образования; продолжить работу по изучению семей воспитанников
Формы реализации: родительские собрания;
анкетирование;(приложение1)
работа с родительским комитетом;
совместное проведение праздничных мероприятий ;
индивидуальная работа.
План мероприятий запланированный на учебный год
№ | Содержание работы | Сроки /часы | Ответственные |
Сентябрь | |||
1. | Игровая программа «Вот и лето прошло» посвященная началу учебного года | Моисеева В.И . Козлова Е.В. | |
2. | Беседа «Человек и общество» | По понедельникам (1ч) | Моисеева В.И. |
3. | Имянаречение «Что в твоем имени?» | Моисеева В.И . | |
4. | Беседа «Человек и природа» | Козлова Е.В. | |
5. | Классный час «Мы разные-в этом наше богатство, мы вместе –в этом наша сила» | Козлова Е.В. | |
6. | Экскурсия: «Вот и осень пришла! » (сбор природного материала) | Мугаллимова Н.В. | |
7 | Видео урок английского языка «Буквы и песенки» | По вторникам | Моисеева В.И . |
8. | Игра на английском языке «Знакомство» | Моисеева В.И . | |
9. | Презентация-урок по русскому языку «Признаки текста» | Козлова Е.В. | |
10. | Творческая мастерская по русскому «Составь текст» | Козлова Е.В. | |
11. | Игра «Живем по режиму» | По средам | Моисеева В.И . |
12 | Беседа «Привычка вторая натура» | Козлова Е.В. | |
13. | Тренинг «я и мы вместе» | По четвергам | Моисеева В.И . |
14. | Тренинг «Формирование положительной самооценки» | Моисеева В.И . | |
15. | Тренинг «Здравствуй я!» | Козлова Е.В. | |
16. | Тренинг «Судно, на котором я плыву» | Козлова Е.В. | |
17. | Презентация беседа «Моя будущая профессия» творческое задание | По пятницам | Моисеева В.И . |
18. | Веселая викторина о профессиях | Моисеева В.И . | |
19. | Беседа «Как выбрать профессию» | Козлова Е.В. | |
20. | Загадки о профессиях | Козлова Е.В. | |
Октябрь | |||
1. | Классный час-презентация «Кузбасс» | По понедельникам | Моисеева В.И. |
2. | Презентация-беседа «Жители России» | Моисеева В.И. | |
3. | Мастер -класс «национальные инструменты » | Козлова Е.В. | |
4. | Экскурсия в исторический музей г.Топки | Козлова Е.В. | |
5. | Родительское собрание « Особенности поведения в период адаптации » | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
6. | Видео- урок английского языка «Радуга дуга» | По вторникам | Моисеева В.И |
7. | Видео –урок английского языка «Учусь считать» | Моисеева В.И | |
8. | Интерактивный словарный диктант по русскому языку «Школа» | Козлова Е.В. | |
9. | Полоса препятствий «Быстрый,сильный,ловкий» | По средам | Моисеева В.И . |
10. | Спортивная игра «Орленок» | Козлова Е.В. | |
11. | Тренинг «Общаемся без слов» | По четвергам | Моисеева В.И . |
12. | Тренинг «Дом моей души» | Моисеева В.И . | |
13. | Тренинг «Волшебная страна чувств» | Козлова Е.В. | |
14. | Классный час «Мир профессий» | По пятницам | Моисеева В.И . |
15. | Беседа «Азбука редких профессий» | Моисеева В.И. | |
16. | Тренинговое занятие «В мире профессий» | Козлова Е.В. | |
17. | Экскурсия на Ж/Д вокзал | Козлова Е.В. | |
18. | Диагностика « Уровень воспитанности» (на начало учебного года). | ||
Ноябрь. | |||
1. | Классный час- презентация «Традиции наших предков» | По понедельникам | Моисеева В.И . |
2. | Беседа «Происхождение религий разных народов» | Козлова Е.В. | |
3. | Экскурсия в городскую библиотеку | Моисеева В.И . | |
4. | Изготовление подарков ко дню матери «От всего сердца» | Мугаллимова Н.В. | |
5. | Беседа на английском языке «Мой питомец» | По вторникам | Моисеева В.И |
6. | Классный час английского языка «Мои игрушки» | Моисеева В.И | |
7. | Интеллектуальная игра-конкурс по русскому языку «Знатоки русского языка» | Козлова Е.В. | |
8. | Беседа на тему: «Административные правонарушения и ответственность» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
9. | Праздник « День матери». | Моисеева В.И. Козлова Е.В. | |
10. | Шашечный турнир | По средам | Моисеева В.И. |
11. | Физкультминутки | Козлова Е.В. | |
12. | Тренинг «Развитие творческих способностей» | По четвергам | Моисеева В.И. |
13. | Тренинг «Стратегии поведения в конфликте» | Моисеева В.И. | |
14. | Тренинг «Доверие» | Козлова Е.В. | |
15. | Презентация-беседа «Работа на железной дороге» | По пятницам | Моисеева В.И. |
16. | Игра «Мы кондукторы» | Моисеева В.И. | |
17. | Беседа «Ошибка выбора профессий» | Козлова Е.В. | |
Декабрь. | |||
1. | КТД : « Строим зимний городок». | В течение месяца | Моисеева В.И Козлова Е.В. |
2. | Брейн-ринг «Вахта памяти» | По понедельникам | Моисеева В.И |
3. | Викторина «Народы» | Козлова Е.В. | |
4. | Игра на английском языке «Моя семья» | По вторникам | Моисеева В.И |
5. | Конкурсно - развлекательная программа «Попробуй угадай» | Козлова Е.В. | |
6. | Работа мастерской Деда Мороза. | В течение месяца | Мугаллимова Н.В. |
7. | Тренинг «Моя индивидуальность» | По четвергам | Козлова Е.В. |
8. | Тренинг «Да - здоровому образу жизни» | Моисеева В.И | |
9. | Подготовка к Новому году | По средам | Моисеева В.И Козлова Е.В. |
10. | Выставка новогодних рисунков «Новый год к нам идет» | Мугаллимова Н.В. | |
11. | Новогодний праздник «Елочка, гори!» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
Январь. | |||
1. | Презентация –классный час «100 лет вокзалу г.Топки» | По понедельникам | Моисеева В.И |
2. | Игра «Игры наций» | Козлова Е.В. | |
3. | Видео –урок английского языка «День рождения» | По вторникам | Моисеева В.И |
4. | Беседа на английском языке «Моя неделя» | Моисеева В.И | |
5. | Творческая мастерская по развитию речи «Праздничная карусель» | Козлова Е.В. | |
6. | Выставка декоративно - прикладного творчества кружка «Весёлая мастерская» | Мугаллимова Н.В. | |
7. | Спортивная игра «Победа приходит к сильным» | По средам | Моисеева В.И |
8. | Экскурсия на комсомольскую площадь «Зимний городок» | Козлова Е.В. | |
9. | Тренинг «Лидерами не рождаются» | По четвергам | Моисеева В.И |
10. | Тренинг «Письмо себе» | Козлова Е.В. | |
11. | Анкетирование «Моя будущая профессия» | По пятницам | Моисеева В.И. |
12. | Экскурсия в СПТУ -76 | Козлова Е.В. | |
Февраль. | |||
1. | Классный час-презентация «Российская армия» | По понедельникам | Моисеева В.И |
2. | Презентация-викторина «Города -герои» | Козлова Е.В. | |
3. | Викторина на английском языке «Одежда» | По вторникам | Моисеева В.И. |
4. | конкурс по русскому языку «Занимательная грамматика» | Козлова Е.В. | |
5. | Подготовка к празднованию Дня защитника отечества | В течение месяца | Моисеева В.И Козлова Е.В. |
6. | Соревнование по ОФП , посвященные 23 февраля | Козлова Е.В. | |
7. | Тренинг «Лидерство» | По четвергам | Моисеева В.И |
8. | Тренинг «Наши страхи» | Моисеева В.И | |
9. | Тренинг «Мои удачи и неудачи» | Козлова Е.В. | |
10. | Тренинг «Мы понимаем друг друга» | Козлова Е.В. | |
11. | Родительское собрание на тему : «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности » | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
12. | Вечер, посвященный Дню всех влюбленных | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
13. | Интеллектуальная игра «Паровоз» | По пятницам | Козлова Е.В. |
14. | Конкурс рисунков на тему : «Поезд мечты» | Моисеева В.И. | |
15. | Подготовка к празднику 8 марта | Моисеева В.И. Козлова Е.В. | |
Март. | |||
1. | Классный час-презентация «Наш город - Топки» | По понедельникам | Моисеева В.И |
2. | Беседа на тему: «Навыки безопасного поведения на улице» | Козлова Е.В. | |
3. | Игры на свежем воздухе «Играем на английском» | По вторникам | Моисеева В.И |
4. | Тренажер по русскому языку «Части речи» | Козлова Е.В. | |
5. | Тренинг «Ярмарка» | По четвергам | Моисеева В.И |
6. | Тренинг «Обида» | Моисеева В.И | |
7. | Тренинг «Будем вместе» | Козлова Е.В. | |
8. | Подготовка к празднику 8 марта | По средам | Моисеева В.И Козлова Е.В. |
9. | Конкурс рисунков «Моя любимая мама» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
10. | Праздник, посвященный 8 марта «Примите наши поздравления!» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
11. | Тест на тему: «Умственная работоспособность» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
Апрель. | |||
1. | Праздник «День смеха и радости» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
2. | Викторина «Эта война» | По понедельникам | Моисеева В.И |
3. | Игра - викторина посвященная дню космонавтики «5 минут, полет нормальный» | Козлова Е.В. | |
4. | Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессам. | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
5. | Видео –урок английского языка «Части тела» | По вторникам | Моисеева В.И |
6. | Игра по русскому языку «Пословица недаром молвится» | Козлова Е.В. | |
7. | Беседа-презентация «Энцефалитный клещ» | По средам | Моисеева В.И |
8. | Тест «ЗОЖ» | Козлова Е.В. | |
9 | Тренинг «Мое тело» | По четвергам | Моисеева В.И |
10. | Тренинг «Учимся ценить себя» | Моисеева В.И | |
11. | Тренинг «Преодоление плохого настроения» | Козлова Е.В. | |
12. | Тренинг «Огонек моей души» | Козлова Е.В. | |
13. | Субботник по благоустройству территории интерната. | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
14. | Конкурс сочинений «Я и железная дорога» | По пятницам | Моисеева В.И |
15. | Презентация –беседа «Куда пойти учиться» | Козлова Е.В. | |
16. | Диагностика « Уровень воспитанности» (на конец года) | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
17. | Подготовка к празднику 9 мая. | В течение месяца | Моисеева В.И Козлова Е.В. |
Май. | |||
1 | Подготовка к презентации книги по итогу проекта «Поликультурная личность» | В течение месяца | Моисеева В.И |
2. | Спортивная игра «На пути к здоровью» | Моисеева В.И | |
3. | Праздник «Мы помним, мы гордимся» посвященный 9 мая | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
4. | Беседа « Оказание первой помощи при травмах». | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
5. | Родительское собрание « Итоги учебного года» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
6. | Экскурсия в березовую рощу «Лето настало». | Мугаллимова Н.В. | |
7. | Беседа «Правила поведения во время летнего отдыха» | Моисеева В.И Козлова Е.В. | |
8. | Экскурсия на Ж/Д вокзал | Козлова Е.В. | |
9. | Праздник «Вот оно, какое наше лето!» | Моисеева В.И Козлова Е.В. |
Универсальные учебные действия
Личностные качества:
У воспитанника будут сформированы:
· внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к школе-интернату;
· широкая мотивационная основа воспитательной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной и воспитательной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений воспитателей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и воспитательной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Воспитанник научится:
· принимать и сохранять учебную и воспитательную задачу;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· различать способ и результат действия;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
Воспитанник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге ялений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Воспитанник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его удиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
Критерии оценки результатов деятельности
Для оценки промежуточных результатов, то есть на сколько сформированы такие качества воспитанника, как профессиональное самоопределение, потребность вести здоровый, активный образ жизни, уровень самооценки, осмысления, эмпатия, толерантность, коммуникативные навыки, умение решать конфликты, готовность выполнять семейные роли, динамику развития этих качеств, планируется использовать тесты. Производятся 2 раза в год, по их результатам корректируется программа.
Тест приложение 2……………..
Планируемые результаты воспитательной рабочей программы
(личностные и метапредметные результаты)
Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание развиваться, учиться. В связи с этим должны решиться такие вопросы, как сплочение коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.
В результате у воспитанников будут сформированы:
-ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание родителей и других людей;
- внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к школе-интернату, ориентации на содержательные моменты общественной действительности;
- широкая мотивационная основа воспитательной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация в нравственном содержании и осмыслении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Воспитанники научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять поиск необходимой информации с помощью электронных, цифровых технологий в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Приложение 1
ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
Шкалы: «кумир семьи», гиперопека, гипоопека, безнадзорность, «золушка», «ежовые рукавицы», повышенная моральная ответственность, «культ болезни», «кронпринц», противоречивое воспитание, смена образцов воспитания
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Инструкция к тесту
Перед вами ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «Да, согласен», если нет – «Нет, не согласен».
ТЕСТ
1. В нашем доме главный – наш ребенок.
2. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
3. Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.
4. Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.
5. Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.
6. Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.
7. Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.
8. Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.
9. Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.
10. Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.
11. Раньше я все позволял(ла) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.
12. Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.
13. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
14. Я даю ребенку все: еду, одежду, кров – так зачем же еще уделять ему внимание.
15. Если бы вы только знали, как мешает мне ребенок!
16. Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.
17. Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей – закон.
18. Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом – права.
19. Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.
20. Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.
21. В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.
22. Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз у нее теперь есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.
23. Я живу лишь ради своего ребенка.
24. Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
25. Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.
26. Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.
27. Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.
28. Лучший способ воспитания – ремень.
29. Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.
30. Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.
31. Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».
32. У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.
33. Не пойму, какая здесь трагедия, если теперь старшему ребенку достается меньше нежности и ласки, чем когда-то раньше, когда он еще в семье был лишь один.
34. Смысл моей жизни – это мой ребенок.
35. Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
36. У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.
37. Если даже мой ребенок не ночует дома – это его дело.
38. Моя дочь (мой сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).
39. Только страх, страх наказания – узда для моего ребенка.
40. Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.
41. Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.
42. Мой ребенок знает, как я занят (а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался, как другие дети.
43. Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.
44. После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.
45. Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.
46. Я продумал(ла) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
47. Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он – это его забота.
48. Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.
49. Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы он (она) ни делал (а), он (она) все делает хуже других.
50. Дисциплина – это наказание и страх.
51. Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.
52. Когда мой ребенок заболеет, я готов (а) выполнить его любую прихоть.
53. Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.
54. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.
55. Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что он имеет.
56. Все, что хочет мой ребенок, – для меня закон.
57. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.
58. Мне родители почти не уделяли в детстве времени на мои заботы. Почему я должен (на) уделять?
59. Я совсем не для того позволил (а) себе иметь ребенка, чтобы думать каждый день во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.
60. Я думаю, что лучший метод воспитания – противопоставление ребенка другим детям.
61. Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.
62. В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.
63. Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.
64. Если бы я сидел (а) со своим ребенком дома, он бы не имел такие дорогие необычные игрушки, вызывающие зависть у других детей.
65. В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.
66. Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.
67. В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.
68. Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
69. 69.Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.
70. Еще не хватало, чтобы я заботился(лась) о своем ребенке.
71. Я даже не скрываю то, что у меня среди моих детей есть свой любимчик.
72. Я не «пряником» воспитываю своего ребенка, а «кнутом».
73. Я привык (ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.
74. Я согласен (на), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.
75. Не пойму, что не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже видеокамеру.
76. Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.
77. Моя дочь (сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с ее (его) папой у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все прихоти ее (его).
78. Мой ребенок знает, что он самый лучший.
79. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.
80. Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.
81. Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю – выздоровеет сам.
82. Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).
83. Я привык (ла), чтоб мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.
84. Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе – я не потерплю.
85. Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.
86. Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю ему новой безделушкой.
87. То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).
88. Я сменил (а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.
89. Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.
90. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).
91. Мой ребенок полностью свободен: хочет – ходит в школу (детский сад), хочет – нет.
92. Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.
93. Моя дочь (сын) все время грезит наяву, как будто бы во сне. Лучше б она (он) занималась (лея) делом и хоть чем-то походил (а) бы на брата (сестру).
94. Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».
95. Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.
96. Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.
97. Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг (ла) всего, и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мною.
98. Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня «можно», что «нельзя».
99. Раз мой муж (жена) нашел(а) себе другую, новую семью, я не могу по-старому баловать ребенка.
100. Мой ребенок знает, что он – идеал.
101. Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.
102. Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.
103. Мой ребенок – лишняя обуза для меня.
104. Младший сын (дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть еще один ребенок.
105. Если кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я с ребенком разберусь сам так, что он об этом еще долго будет помнить.
106. Моя дочь (мой сын) прекрасно знает, что она (он) должна(ен) ухаживать за дедушкой.
107. Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.
108. Если даже я немного уделяю времени своему ребенку, я стараюсь это компенсировать любыми ценными подарками.
109. Только мое настроение определяет, как сегодня буду я воспитывать ребенка.
110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сам (а) взялся (лась) за нашего ребенка.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
1. «Кумир семьи» – 1,12,23,34,45,56,67,78,89,100;
2. Гиперопека – 2,13,24,65,46,57,68,79,90,101
3. Гипоопека – 3,14,25,96,47,58,69,80,91,102;
4. Безнадзорность – 4,15,26,127,48,59,70,81,92,103;
5. «Золушка» – 5,16,27,158,49,60,71,82,93,104;
6. «Ежовые рукавицы» – 6,17,28,189,50,61,72,83,94,105;
7. Повышенная моральная ответственность – 7,18,29,220,51,62,73,84,95,106;
8. «Культ болезни» – 8,19,30,251,52,63,74,85,96,107;
9. «Кронпринц» – 9,20,31,282,53,64,75,86,97,108;
10. Противоречивое воспитание – 10,21,32,313,54,65,76,87,98,109;
11. Смена образцов воспитания – 11,22,33,344,55,66,77,88,99,110.
Если максимальное количество баллов набрали несколько типов воспитания (за исключением специально выделенных синергетических типов воспитания), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).
Синергетические типы воспитания – это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.
Синергизм в переводе с греческого означает – содействие, соучастие, сотрудничество.
Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» или Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т. д.
Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы с папой.
ИСТОЧНИКИ
Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С.77-85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по воспитательной работе "Бригантина"
Программа расчитана на 6 лет. направлена на развитие лидерских качеств ребёнка. Воспитание самоуправления в клаасном коллективе....
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе
Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...
Рабочая программа по разделу коррекционно-воспитательной направленности "Трудовое воспитание"
Данная программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими умеренную умственную отсталость в возрасте от 8 до 11 лет с учетом их основных и...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....