Рабочая программа факультативного курса 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fk_5_klass_iskandarova.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология»  составлена и предназначена для обучающихся 5-х классов, на основе программы утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой - М.: Дрофа, 2013.                                                                                                        Средняя  школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.                                                                                        Факультативный курс «Занимательная биология» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. 

Цель курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

Задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.Формирование экологически ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

 

Курс изучения

программы рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 5-х классов.

1.Планируемые результаты

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2.Содержание курса

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

1

ВВЕДЕНИЕ. «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ».

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

2

2

 «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».  

12 ч.

3

«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Экологический проект «Почему нужно защищать природу. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

9 ч.

4

«РЕКИ И ОЗЕРА»

Реки и озера. Получение кислорода под водой. Пресноводные животные и растения. Жизнь у рек и озер. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Околоводные птицы Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Акция «Сохраним первоцвет!»

12

Итого:

35 ч.

 

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

Планируемые результаты

теория

практика

По плану

По факту

Личностные

Метапредметные

Предметные

Введение (2 ч)

1

1

Стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. 

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коррекция

(исправлять ошибки в

чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России,

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры)

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической     деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

2

Экскурсия «Живая и неживая природа»

1

1.Среда обитания (12ч)

9

3

3

Времена года на Земле

1

4

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

5

Изменения окружающей среды

1

6

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

7

Условия жизни растений

1

8

Растения саванн

1

 9

Растения степей.

1

10

Растения тундры.

1

11

Тайга.

1

12

Растения тропических лесов

1

13

Растения пустынь и полупустынь

1

14

Экологический проект «Растения наши друзья»

1

 2.   Жизнь животных (9 ч)

 8

1

15

Динозавры – вымерший вид животных

1

16

Животные, какие они?

1

17

Хищники.

1

18

Травоядные.

1

19

Падальщики.

1

20

Взаимоотношения в животном мире.

1

21

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

22-23

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

1

  3.    Реки и озера  (12 ч)

10

2

24

Реки и озера

1

25

Получение кислорода под водой

1

26

Пресноводные растения

1

27

Пресноводные животные

1

28

Жизнь у рек и озер

1

29

Морские обитатели

1

30

Обитатели глубин

1

31

Околоводные птицы

1

32

Вода это источник жизни.

1

33

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

34

Подготовка акции «Сохраним воду!»

1

35

Акция «Сохраним воду!»

1

35

28

7

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....