Рабочая программа факультативного курса 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fk_5_klass_iskandarova.doc | 442.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» составлена и предназначена для обучающихся 5-х классов, на основе программы утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой - М.: Дрофа, 2013. Средняя школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др. Факультативный курс «Занимательная биология» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Цель курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3.Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Курс изучения
программы рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 5-х классов.
1.Планируемые результаты
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2.Содержание курса
№ | Раздел программы | Содержание | Кол-во часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ. «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ». | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. | 2 |
2 | «СРЕДА ОБИТАНИЯ» | Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке». | 12 ч. |
3 | «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» | Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Экологический проект «Почему нужно защищать природу. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | 9 ч. |
4 | «РЕКИ И ОЗЕРА» | Реки и озера. Получение кислорода под водой. Пресноводные животные и растения. Жизнь у рек и озер. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Околоводные птицы Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Акция «Сохраним первоцвет!» | 12 |
Итого: | 35 ч. |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Планируемые результаты | ||||
теория | практика | По плану | По факту | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Введение (2 ч) | 1 | 1 | Стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. Принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Познавательные УУД: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. | Учащиеся должны знать: -наиболее типичных представителей животного мира России, -какую пользу приносят представители животного мира; -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; - планета Земля - наш большой дом; -основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры) - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); -организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; -способы сохранения окружающей природы;
Учащиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
| |||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 | ||||||
2 | Экскурсия «Живая и неживая природа» | 1 | ||||||
1.Среда обитания (12ч) | 9 | 3 | ||||||
3 | Времена года на Земле | 1 | ||||||
4 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | ||||||
5 | Изменения окружающей среды | 1 | ||||||
6 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | ||||||
7 | Условия жизни растений | 1 | ||||||
8 | Растения саванн | 1 | ||||||
9 | Растения степей. | 1 | ||||||
10 | Растения тундры. | 1 | ||||||
11 | Тайга. | 1 | ||||||
12 | Растения тропических лесов | 1 | ||||||
13 | Растения пустынь и полупустынь | 1 | ||||||
14 | Экологический проект «Растения наши друзья» | 1 | ||||||
2. Жизнь животных (9 ч) | 8 | 1 | ||||||
15 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | ||||||
16 | Животные, какие они? | 1 | ||||||
17 | Хищники. | 1 | ||||||
18 | Травоядные. | 1 | ||||||
19 | Падальщики. | 1 | ||||||
20 | Взаимоотношения в животном мире. | 1 | ||||||
21 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | ||||||
22-23 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | 1 | |||||
3. Реки и озера (12 ч) | 10 | 2 | ||||||
24 | Реки и озера | 1 | ||||||
25 | Получение кислорода под водой | 1 | ||||||
26 | Пресноводные растения | 1 | ||||||
27 | Пресноводные животные | 1 | ||||||
28 | Жизнь у рек и озер | 1 | ||||||
29 | Морские обитатели | 1 | ||||||
30 | Обитатели глубин | 1 | ||||||
31 | Околоводные птицы | 1 | ||||||
32 | Вода это источник жизни. | 1 | ||||||
33 | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | ||||||
34 | Подготовка акции «Сохраним воду!» | 1 | ||||||
35 | Акция «Сохраним воду!» | 1 | ||||||
35 | 28 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....