Программа факультативных занятий 8 класс "Логика и компьютер"
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.
Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.
Факультативные занятия рассчитаны на учащихся 8 классов. Программа занятий рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_8_klass_logika_i_kompyuter.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГИКА И КОМПЬЮТЕР
Программа факультативных занятий
для учащихся 7-х классов
Курс рассчитан на 34 часа
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №6
Чеснокова Елена Борисовна
2012-2013
Пояснительная записка
Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.
Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.
Факультативные занятия рассчитаны на учащихся 8 классов. Программа занятий рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Активное усвоение данного материала способствует развитию не только логического мышления и математических способностей учащихся, но и их интеллекта в целом.
Цели курса: повысить интерес учащихся к математике и информатике, развить у них логическое мышление и математические способности.
Задачи курса:
- формирование знаний о различных типах логических задач и методах их решения;
- формирование умений использования компьютера для графического представления процесса решения задачи;
- формирование знаний о компьютерных логических играх.
Формы проведения занятий: беседа, лабораторно-практические работы и др.
Содержание
Логическая возможность. Дерево логических возможностей.
Дерево логических возможностей как инструмент графического изображения процесса решения задачи. Простейшие задачи на подсчет логических возможностей. Отыскание объекта с заранее заданным набором свойств.
Задачи на затруднительные положения
Задачи на переправы: «волк, коза, капуста»; «рыцари и оруженосцы» и т.п. Задачи на переливания, делёж чего-либо и т.д. Общий способ решения задач на дележи.
Задачи на установление соответствия между элементами различных множеств.
Установление соответствия, в частности, взаимно – однозначного, между элементами двух множеств. Соответствие между тремя множествами. Задачи типа «Кто есть кто». Использование для этой цели таблиц и простых графов.
Задачи, основанные на истинных и ложных суждениях.
Задачи типа: «Два города», «Рыцари и лжецы», «Принцесса или тигр». Задача о колпаках и её обобщения.
Всемогущие «И», «ИЛИ» и «НЕ».
Задачи, основанные на использовании простейших фактов математической логики, в частности, на использовании в неявном виде конъюнктивных и дизъюнктивных нормальных форм.
Игровые и логические задачи на компьютере.
Классификация игровых программ. Развлекательные игры и демонстрационные программы. Логические игры типа: «Быки и коровы», «Морской бой» и т.п.
Планирование
№ п/п | Тема |
1 | Введение. Логика. |
2 | Дерево логических возможностей как инструмент графического изображения процесса решения задачи. |
3 | Простейшие задачи на подсчет логических возможностей |
4 | Отыскание объекта с заранее заданным набором свойств |
5 | Задачи на затруднительные положения |
6 | Задачи на переправы: «волк, коза, капуста» |
7 | Задачи на переправы: «рыцари и оруженосцы» |
8 | Задачи на переливания, делёж чего-либо и т.д. |
9 | Общий способ решения задач на дележи. |
10 | Множества |
11 | Соответствие между множествами |
12 | Задачи типа «Кто есть кто» |
13 | Таблицы |
14 | Графы |
15 | Деревья |
16 | Задачи с графами и деревьями |
17 | Задача «Два города» |
18 | Задача «Рыцари и лжецы» |
19 | Задача «Принцесса или тигр» |
20 | Задача о колпаках и её обобщения |
21 | Понятия «истина» и «ложь» |
22 | Отрицание |
23 | Логическая операция «И» |
24 | Логическая операция «ИЛИ» |
25 | Логическая операция «НЕ» |
26 | Конъюнкция |
27 | Дизъюнкция |
28 | Решение задач, с использованием логических операций |
29 | Классификация игровых программ |
30 | Развлекательные игры |
31 | Демонстрационные программы |
32 | Логические игры типа: «Быки и коровы», «Морской бой» |
33 | Комбинаторика |
34 | Решение задач по теме «Логика» |
Результаты
В итоге проведения факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:
- о типах логических задач и методах их решения,
- о графическом представлении процесса решения задачи,
- об использовании логических связок и некоторых фактов математической логики при решении логических задач.
Учащиеся овладеют способами деятельности, которые позволят:
- строить дерево логических возможностей при решении логических задач,
- строить таблицы и графы соответствий между элементами множеств,
- находить противоречия при решении задач, основанных на истинных и ложных суждениях, методом от «противного».
Изучение курса данных факультативных занятий предполагает:
- повышение интереса учащихся к задачам преобладающе логического характера;
- развитие логического мышления и аналитических способностей;
- формирование опыта творческой и исследовательской деятельности.
Рекомендуемая литература
- Шапиро, С.И. Решение логических и игровых задач. /С. И. Шапиро. – М.: Радио и связь, 1984 – 153 с.
- Байиф, Жан-Клод. Логические задачи. / Жан-Клод Байиф. – М.: Мир, 1983 – 167 с.
- Лихтарников, Л.М. Занимательные логические задачи. / Л.М. Лихтарников. – СПб.: «Лань», «МИК», 1996 – 126 с.
- Бизам, Д. Игра и логика. / Д. Бизам, Я. Герцег. – М.: Мир, 1975 – 375 с.
- Бизам, Д. Многоцветная логика. / Д. Бизам, Я. Герцег. – М.: Мир, 1978, 437 с.
- Персональный компьютер в играх и задачах. – М.: Наука, 1988 – 168 с.
- Касаткин, В.Н. Логическое программирование в занимательных задачах. / В. Н. Касаткин. – Киев: Техника, 1980 – 128 с.
- Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. / Б. А. Кордемский – М.: Техиздат, 1954 – 568 с.
- Нивергельт, Ю. Машинный подход к решению математических задач. / Ю. Нивергельт, Дж. Фаррар, Э. Рейнголд – М.: Мир, 1977 – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...
Программа факультативных занятий по физической культуре
Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...
Программа факультативного занятия "Эстетика жилища" 8-9 класс
Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.Предлагаемая программа призвана способствовать ...
Программа факультативного занятия "Творческая мастерская"
Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осущес...
Программа факультативного занятия "Кружевница"
Предлагаемый курс предусматривает изучение нескольких содержательных блоков:Блок №1 предлагает изучение теоретического материала, направленного на формирование представлений о технологии вязания...
Рабочая программа факультативных занятий по информатике «Мы с компьютером на Ты!» для 5-9 классов
Основным направлением программы факультативных занятий по информатике является практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит детям с ограниченными возм...