«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ»
статья на тему
В данной стье приведены примеры учебно-познавательных задач направленных на формирование самоконтроля на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры межпредметных учебно-познавательных задач направленных на формирование самоконтроля.
Обучающимся даются задания, составленные преподавателем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.
Сознательно допущенная ошибка заставляет думать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется неполнота понимания, что заставляет обучающегося анализировать свои знания.
Задача №2 «Извержение вулкана»: В результате извержения Вулкана «Ближайшие города Помпея и Геркуланум были погребены под пеплом. Только в XVIII был раскопан Геркуланум под 20-метровой толщей наносов. Опустошения вокруг Везувия произошли в радиусе до 18 км, на площади свыше 3100 км2». Так писала о древней трагедии одна из газет. Определите ошибку в расчетах площади. Когда произошло извержение Везувия? Перечислите предметы искусства, в которых запечатлено это событие.
Решение:
а) Информация о том, что опустошения вокруг Везувия произошли в радиусе до 18 км, говорит о том, что нужно посчитать площадь круга радиуса 18 км. Учащиеся выполняют расчеты площади по формуле площади круга, подставляя вместо константы π её приближенное значение 3,14:
Сравнивают полученный результат с текстом задачи, приходят тем самым к выводу, что в задаче площадь посчитана с ошибкой.
б) Когда произошло извержение Везувия?
24 августа 79 года произошло одно из самых катастрофическихизвержений вулкана Везувий. Римские города Помпеи и Геркуланум, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены.
в) Перечислите предметы искусства, в которых запечатлено это событие.
Живопись, литература, кинематограф.
Обучающимся даётся задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.
Если в задачах отсутствуют некоторые данные, то дать точный ответ на вопрос задачи не представлялся возможным. Целью таких заданий является научить «схватывать» в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах дается самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
Задача №3 «Дельфины»: «Дельфины – одни из самых загадочных животных на нашей планете. Учёные утверждают, что дельфины умнее и сообразительнее всех остальных животных. Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. В день дельфин может съесть до 30 кг живой рыбы. Это необходимо для того, чтобы поддерживать температуру тела постоянной в любой воде, даже очень холодной. Дельфины могут находиться под водой в среднем около 3 – 5 минут (хотя были зафиксированы случаи, когда дельфины находились под водой около 10 – 15 минут)».
а) Достаточно ли у нас информации в тексте для того, чтобы ответить на вопрос: сколько нужно рыбы для пяти дельфинов на три месяца. Если информации достаточно, то ответь на вопрос. Если её недостаточно, то напиши, какой информации не хватает, дополни вопрос и реши задачу.
б) Как часто дельфины поднимаются на поверхность и почему?
Решение:
а) Не хватает информации, – о каких месяцах идет речь и о количестве рыбы, которое съедает каждый дельфин за месяц. Чтобы точно рассчитать количество рыбы, необходимо уточнить название месяцев, чтобы знать количество дней. Например: ученик указывает – июнь, июль, август. Нужно уточнить, сколько килограммов рыбы съедает каждый дельфин за один месяц. Например: первый съел за месяц 20 кг; второй – 23 кг; третий – 18 кг; четвертый – 25 кг; пятый – 15 кг. Также можно найти примерное максимальное количество рыбы для пяти дельфинов на три месяца, используя информацию из текста, что дельфин съедает до 30 кг рыбы в день.
б) Дельфины, водные млекопитающие подотряда зубатых китов. Дельфины, как и все китообразные, дышат воздухом, периодически всплывая на поверхность, чтобы сделать вдох через единственную видоизмененную ноздрю – дыхало, расположенное на темени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихс"
Презентация проекта «Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихся» разработана в соответствии с требованиями к педпроекту. Может использоватьс...
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ
Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике. ...
Самостоятельные работы как средство развития самоконтроля
К сожалению, мы недостаточно внимания уделяем развитию самоконтроля у учащихся, этому способствует и однообразие форм для самостоятельной работы. Приведу примеры поэтапного формирования самоконтроля ,...
Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5 классов
Развитие творческих способностей дает новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт. Мы знаем, что исследование творческих способностей у...
Развитие учебно-познавательного интереса к физике средствами разноуровнего обучения
к физике средствамиразно уровневого обучения...
Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при занятиях физическими упражнениями
Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при самостоятельных занятиях физическими упражнениями....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников как средство формирования базовых учебных действий.
Доклад с презентацией из опыта работы....