Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников как средство формирования базовых учебных действий.
статья

Михайлова Елена Александровна

Доклад с презентацией из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад23.67 КБ
Файл Презентация к докладу2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

Доклад на тему:

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников как средство формирования базовых учебных действий.

Составила учитель:

Михайлова Е.А.

2.Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности.

3.Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями школьника: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, слабая концентрация, сложность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Учитывая все эти особенности психики школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей. Поэтому мною была взята тема по самообразованию «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников, как средства формирования универсальных учебных действий».

4.Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения.

5.В начале своей работы я поставила перед собой такие вопросы:

-Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?

- Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?

- Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

6. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мною поставлены следующие задачи:

а) Проанализировать опыт эффективности взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности.

б) Выявить значение игровой деятельности в развитии школьников.

          в) Диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.

          г) Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности школьников, как средства формирования универсальных учебных действий.

7. Добиться выполнения поставленных мною задач можно только учитывая психолого-педагогические условия школьников.  В своей работе использую следующие методы:

  • теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
  • метод анализа и обобщения опыта и практики развития   школьников в игровой деятельности;
  • наблюдение за учениками в процессе игровой деятельности.

8. Начала свою работу с применения игрового приема с обычных игрушек (пластмассовые, мягкие игрушки кукол, животных, птиц). Они особенно эффективны, вносят оживление в урок, вызывают потребность общаться с ними. Игрушка обращается к ребенку, здоровается с ним, предлагает поиграть.

        Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента. Часто в гости на уроки приходят сказочные герои: Буратино, Незнайка и т.д. Они просят помощи или приносят задания: загадки, ребусы, кроссворды, математические примеры, являются героями задач, текстов.

Например, на одном из уроков счет герои сказок Чуковского просили ребят сосчитать, сколько посуды перемыла Федора, сосчитать сколько насекомых были в гостях у Мухи-Цокотухи.

        9. В начальной школе очень высока роль дидактической игры, которая является переходной формой от игры к учёбе, в процессе которой формируются необходимые Универсальные Учебные Действия. Сначала ребенок проявляет интерес к игре, а затем и к учебному материалу.

         10. Дидактическая игра стимулирует наглядно-образное мышление, произвольное внимание, способствует продуктивному запоминанию материала. Запоминание происходит быстрее, материал помнится дольше, воспроизводится точнее. Дидактическая игра является необходимым средством воспитания познавательной активности детей, развивает мыслительные процессы. Именно в игре дети с большим желанием готовы преодолевать трудности. Она помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и как следствие, помогает легче усвоить знания.

        11. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.

12.Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия. Они способствуют концентрации внимания детей и позволяют решить множество учебных задач. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность.

Например, на уроке труда учащиеся собирали овощи и заодно просчитывали их.

На уроке счет для закрепления сложения и вычитания в пределах первого десятка во время игры-путешествия на поезде детям, чтобы купить билет, необходимо найти значения числовых выражений и расставить вагончики по порядку.

Для закрепления навыка измерять и чертить отрезки - проложить для муравья дорожку от дерева к муравейнику.

13. По характеру учебно-познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

14. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор» -   из набора геометрический фигур ребятам я предлагаю собрать домик и прошу рассказать о свойствах фигур, которые они использовали в своей работе при строительстве.  

        

15. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. На уроке счет эти игры направлены на формирование навыков в просчитывании предметов, сложения и вычитания. Например игры «Математические пазлы», «Математическая рыбалка», «Лучший летчик» и т.д..

       На уроках чтения и письма использую такие игры: например, игра- Буратино нёс “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы или слоги и всё перепутал – необходимо собрать слово. В игре «живые картинки», «домино» предлагаю прочитать слово и найти подходящую картинку.

16. Игры на преобразующую деятельность детей. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета»,  составление предложений из данных слов, составь из первых звуков новое слово (мяч, игла, рак: мир), соедини слово со схемой.

Игра "Замени букву", которая помогает активизировать умственную деятельность учащихся, развивает орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

17. Игры, с элементами творчества. В настольной игре-ходилке с буквами, мы не просто передвигаемся, а на каждой букве, где остановился ребенок называем слово с этого звука.

18. Перед проведением игры необходимо приготовить необходимое оборудование, наглядный материал, объяснить правила или сюжет.

В игре должны принимать участие все учащиеся, если одновременно участвует только часть детей, то остальные выполняют роль контролеров и т.п.

Если игра используется на уроке ознакомления с новым, то в ней должны быть практические действия с группами предметов, рисунками, схемами. На уроках закрепления важно применять игры на воспроизведение действий, свойств, приемов. В игре следует продумывать и обратную связь (сигнальные карточки, разрезные цифры, буквы)

Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты помогает ученику серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и самооценки.

19. В своей работе я использую игровую технологию в сочетании с ИКТ. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.  Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.  Главной целью использования информационных технологий на занятиях является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

           Какие же возможности в обучении детей таят в себе мультимедийные презентации? Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие, помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы школы. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребёнку правила поведения в доме? В игровой форме я знакомлю детей с правилами, провожу познавательно – игровой конкурс с показом различных ситуаций в доме.

20. Создание презентаций в программе Рower Рoint служит повышением эффективности уроков, коррекционных занятий с детьми.  Мною создано несколько игр об окружающем мире. Игры, созданные самим учителем, позволяют скомпоновать материал с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что помогает построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.  

  Использование информационных технологий на уроках предоставляет учителю неограниченные возможности в осуществлении одного из ведущих принципов коррекционной педагогики – принципа наглядности обучения. Выполненные при помощи компьютерных программ модели, фильмы, слайды позволяют достигать высокой степени вариативности подачи учебного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Михайлова Елена Александровна

Слайд 2

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников, как средства формирования универсальных учебных действий.

Слайд 5

Выбор направления актуальной проблемы - Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? - Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно? -Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?

Слайд 6

Цель: Повысить свой профессиональный уровень. Систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на в заимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников .

Слайд 7

Методы исследования: • теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы; • метод анализа и обобщения опыта и практики развития школьников в игровой деятельности; • наблюдение за учениками в процессе игровой деятельности.

Слайд 8

Игровые приемы

Слайд 9

Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД

Слайд 10

Основные функции дидактических игр: Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти и т.д .); Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей ; Функция формирования собственно учебной деятельности ; Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков.

Слайд 11

Игры, игры-экскурсии

Слайд 12

Игры, игры-путешествия

Слайд 13

По характеру учебно-познавательной деятельности исполнительской деятельности воспроизводящей деятельности преобразующую деятельность

Слайд 14

исполнительской деятельности

Слайд 15

воспроизводящей деятельности

Слайд 16

преобразующую деятельность Игра «Замени букву» : дочка-бочка-ночка, ручка - речка -печка.

Слайд 17

с элементами творчества дополни слово (кол-укол, лень-олень ), составь из одного слова несколько (колесо: кол, лес, сокол, село, сок), найди слово в слове (краска-каска).

Слайд 18

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности

Слайд 19

Игровые технологии в сочетании с ИКТ Что дает презентация ребенку? 1. Просматривая ее, огромное количество раз, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию. 2. Учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. 3. Подражает звукам, повторяет слова, а значит, развивает свою речь. 4. Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет его на составляющие. 5. Формируется целостное представление о мире.

Слайд 20

Преимущества использования мультимедийных презентаций в коррекционной работе: - позволяют составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям; - позволяют составлять нагядно-дидактичеслкое сопровождение к урокам ; - увеличивают эффективность занятий - повышают мотивацию ребенка к урокам ; - полученные знания остаются в памяти на более долгий срок - высокая скорость обновления дидактического материала - возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «TINTENHERZ» («ЧЕРНИЛЬНОЕ СЕРДЦЕ») КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

В наше время трудно переоценить влияние компьютерных технологий на современное общество. Информационное пространство, органично вплетающееся ежедневно во все сферы человеческой деятельности, оказывает...

Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".

Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

В данной статье рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий в обучении химии через исследовательскую деятельность кадет с учётом Федеральных государственных образовате...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...

Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий

Цель : рассмотреть роль игровых технологий в процессе обучения  иностранному языкуЗадачи:·         дать определение игры;·...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...