Конспект занятия по формированию произносительных навыков. Звук С.
план-конспект на тему

Куркина Марина Александровна

Закрепление правильного произношения звука С, развитие фонематического слуха, формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов со звуком С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya-zvuks.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное  образовательное  учреждение  для  детей-сирот и  детей,

                                       оставшихся  без  попечения  родителей

                  Барановская специальная /коррекционная/ школа-интернат

                        для детей с ограниченными возможностями здоровья

                       

                           КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ

           « Формирование произносительных навыков.  ЗВУК   С »

                                                                                 

                                                                                                     Провела: логопед  М.А.Куркина

                                                             

                                                                     

                                                                                   

         Конспект занятия  по формированию произносительных навыков            

Тема: Звук С.

Цель: закрепление правильного произношения звука  С  изолированно,

в слогах, словах и предложениях;

развитие фонематического слуха: определение наличия звука в слове; определение позиции  звука в слове; формирование навыков  звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

                                               

                                                          Ход занятия

   1. Постановка цели занятия.

  Логопед.  Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить  звук С, будем подбирать слова с этим звуком, а потом составлять из этих слов предложения. Нам будут помогать вот эти птички - Сойки.

 

2. Дыхательная гимнастика.  «Загнать мяч в ворота».

 

3. Уточнение правильного произношения изолированного звука.

  Логопед. Сойки живут в городе, который называется Свистунов. В этом городе все умеют свистеть вот так: «С-С-С». Послушайте еще раз: «С-С-С».

Сойки  приглашают нас на экскурсию в город Свистунов. Дорога туда дальняя, трудная и пешком нам не дойти.

  Логопед. Что же нам делать?

  Ребёнок. Мы поедем на машине.

  Логопед. Давай вспомним, на чем еще можно поехать?

  Называют различные виды транспорта: легковой автомобиль, грузовик  

  автобус и т.д.

  Логопед. Ах! У нашего автобуса прокололось колесо. Что нам нужно   сделать, чтобы поехать? Правильно! Нам нужен...

  Ребёнок. Насос.

  Логопед. Давай накачаем колесо. Как свистит насос: С-С-С.

( Произносят звук С.)

  Логопед. Какое движение выполняют губы, когда мы произносим звук С?

  Ребёнок. Растянуты в улыбку.

  Логопед. А язык?

  Ребёнок.  Опускается вниз, за нижние зубы.

  Логопед. Какая струя воздуха выходит из рта? Подуй  на ладошку.

  Ребёнок. Холодная.

  (По просьбе логопеда ребёнок,  четко артикулируя, произносит звук С.)

  Логопед.  Звук С какой — согласный или гласный?

  Ребёнок.  Согласный.

  Логопед. Почему ты думаешь, что это согласный звук? Какие еще согласные звуки ты можешь назвать?

  Упражнения в произнесении звука различной длительности.

Логопед  показывает изображение большого и маленького колеса. Большое колесо обозначает длительное произнесение звука С-С-С, маленькое — короткий звук С.

  4.  Произношение звука С в слогах.

  Логопед.  Сойки научат нас играть на разноцветном пианино и петь «свистящие ноты»: указательным пальчиком нажимать на «клавиши» и произносить написанные на них слоги, например СА-СА-СА. Одно нажатие - один слог. А теперь споём «свистящую песенку»: нажимать только на красные клавиши, слева направо, и произносить написанные на них слоги. Теперь нажимать только на жёлтые клавиши, потом - на зеленые. В результате ребёнок 3 раза произносит: СА-СЫ-СО-СУ.

 Сорви яблоки: указывая на яблоки в первом ряду (сверху вниз), произносить написанные на яблоках слоги: АС-АС-АС. Произнести все слоги по рядам. Потом «срывать» только яблоки с одной ветки и произносить слоги (АС-ЫС-ОС-УС). Повторить так со всеми ветками.

  5. Определение наличия звука в слове.

  - Мы  попали в город Свистунов. В этом городе имена всех жителей начинаются со звука С. Логопед произносит различные имена (Саня, Коля, Соня, Света, Мила, Оксана, Катя, Слава), дети выбирают из ряда имен те, в которых есть звук С, поднимая при этом сигнальную карточку с буквой С.

 

 - В магазинах этого города продаются только те предметы, в названиях которых есть звук С. Но продавец запутался и положил на прилавок много лишних игрушек. Логопед дает задание помочь продавцам города Свистунова отобрать игрушки (или предметные картинки с изображением игрушек), в названиях которых ты услышишь звук С: стол, мяч, стул, слон, кот, сани, вилка, полка, весы, лиса, бусы, книга, самокат, собака, альбом, автобус, коса, насос.

Физминутка.   Сойки прилетели,

                           На ворота сели.

                           Славно посидели,

                           Снова полетели.

 

 6. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

   Разложить картинки в свои квартиры: песок, суп, маска, колесо, сом, ананас, самокат, нос, автобус, кактус, сапоги, сова.

  7.  Игра «От буквы к слову».

   Из названий изображённых предметов выделить первый звук, соотнести звук и букву, составить из букв слово и соотнести слово и его изображение.

Слова: лиса, сова, барсук, суслик.

 

8. Произношение предложений со словами, в которых есть звук С.

  Прочитать предложение и подобрать  соответствующую картинку.

        Соня  моет  посуду.           Соня вымыла посуду.

  9. Подведение итогов занятия.

  Логопед. Какой звук мы сегодня учились произносить и различать?

Ребёнок.  Звук С.

Логопед. Какие слова с этим звуком ты запомнил(а)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Использование дидактических игр на индивидуальных занятиях для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников средствами ИКТ»

В статье указана актуальность использования дидактических игр на индивидуальных занятиях, для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников применяя для этого ИКТ ( из оп...

Формирование произносительных навыков младших школьников

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произнош...

Формирование произносительных навыков обучающихся

система работы над произношением...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

как сформировать произносительные навыки у учащихся на раннем этапе обучения иностранному языку...

Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: "Наша Родина.Тульский Кремль"

  Цель урока: развитие слухового восприятия учащихся в рамках военно-патриотического воспитания по теме: "Наша Родина. Тульский Кремль"Задачи:1.Коррекционно - развивающие:контрол...

Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи по теме: Дифференциация звуков С-Ш. Здоровье. Режим дня.

Цель урока: дифференциация звуков «Ш-С» изолированно, в слогах, словах, предложениях  и развитие слухового восприятия учащегося в ходе работы по теме: «Здоровье. Режим дня»...