Формирование произносительных навыков младших школьников
опыты и эксперименты на тему
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. в работе автор делиться опытом по формированию произносительных навыков младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_proiznositelnykh_navykov.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование произносительных навыков младших школьников
Язык - есть основное средство человеческого общения. Посредством языка люди обеспечивают взаимопонимание в процессе труда и быта, выражают и делают доступными для других свои мысли, чувства, настроения и желания.
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Нормативное произношение является одним из важных элементов культуры речи и, следовательно, общей культуры человека. Речь понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками.
Л.В.Щерба отмечал: «Ошибки в произношении не лучше ошибок, например, в грамматическом роде имен существительных, в падеже и тому подобное, а зачастую даже хуже их, так как мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, то есть взаимопониманию».
При обучении французскому языку я придаю большое значение работе над произношением. Учащиеся овладевают произносительными навыками в ходе обучения устной речи и чтению.
Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков, принято делить на две группы: упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении.
Практическое применение специально разработанной системы фонетических упражнений в процессе формированиияслухо-произносительных навыков доказывает предположение о том, что обучение фонетике французского языка на младшем этапе будет более успешным. Но их использование - не самоцель, они должны органично вплетаться в ход урока и быть естественным продолжением ситуации на занятии.
Наиболее сложным и ответственным периодом в обучении фонетике французского языка является начальный период, где закладываются основы всей последующей работы по формированию и совершенствованию произносительных навыков.
Начиная обучение со второго класса, дети изучают все звуки и буквы, осваивают минимум интонационных моделей повествовательных и вопросительных предложений французского языка.
На первых уроках я говорю ребятам о том, что французский язык очень мелодичный и красивый, а для того, чтобы правильно говорить на нем, нужно четко произносить каждый звук.
Трудные звуки (носовые, [r], [u] [oe]) встречаются уже на первых уроках. Артикуляционная база родного (русского) языка недостаточна для произнесения этих звуков. Необходима новая артикуляционная база. Учащиеся должны освоить непривычный уклад органов речи. С целью активизации органов речевого аппарата в начале урока провожу артикуляционную гимнастику:
- «Маятник» – кончик языка упирается попеременно в щеки;
- «Чистка зубов» – кончиком языка проводим по верхним и нижним зубам с внешней стороны слева направо и наоборот;
- «Дверки» – открываем рот, челюсть опускается, рот закрываем;
- «Улыбка» – губы растягиваем в улыбку;
- «Надувание шарика» – набираем воздух в легкие, выдыхаем через вытянутые в трубочку губы;
- «Обезьянка» – открываем рот, губы вытягиваем вперед;
Важно наглядно показать правильную артикуляцию и научить этому детей. Я четко артикулирую звук, слог, слово. Учащиеся повторяют каждую модель хором и индивидуально. При многократном повторении стараюсь разнообразить формы работы:
- проговаривание модели вслух хором;
- проговаривание модели шепотом;
- артикуляция модели;
- проговаривание модели вслух хором;
- произносим модель медленно, затем быстрее и быстрее.
При обучении произношению использую прием “имитация” – играем в «попугайчиков». Ребята повторяют за мной или за диктором на аудиокассете трудные модели. При обучении правильному произношению звуков имитируем животных, подражаем бытовым шумам:
- у нас болит горло, нам нужно его прополоскать – r – r – r – r;
- плачет малыш – oi; oi; oi;
- звенит колокольчик – din, don;
- жужжит жук – jejeje;
- квакает лягушка – quoi, quoi;
- мычит корова (эффективное упражнение при обучении носовым звукам) – m, m, m; min;
- тикают часы – tic – tac;
- кукует кукушка – kou, kou;
- как воет волк – ou, ou.
Помимо специальных упражнений для постановки произношения, большую эффективность имеет разучивание наизусть стихов, рифмовок, считалок.
- Le bébé de Pépé a le ne zépaté .
- La poupé Dorothée aime jouer et chanter.
- J’ ai un joli jardin plain de jasmin.
- Qui sonne, dit Yvonne.– Il n’ y a personne, répond sa bonne.
- A qui est cette fleur bleue ? – Elle est ȧ Eugénie.
- La cigale joue ȧ la balle. 1,2,3 - la balle est ȧ moi.
- La poupée est belle, elles’appelle Adèle.
Также формированию фонетических навыков способствует заучивание рифмовок, стихотворений, скороговорок и небольших текстов (отрывков), которые служат материалом фонетической зарядки в начале урока. Важную роль играют и песни. Рифма и музыка способствуют правильному усвоению интонации, и песни являются как бы тренировочным упражнением в работе над произношением.
Исходя из требований современной методики обучения детей новому языку можно утверждать о том, что рифмовки, стихотворения и песни необходимы в процессе формирования слухо-произносительных навыков языка.Выученные стихи стараюсь повторять с ребятами как можно чаще, делая это в игровой форме.
При помощи кукол устраиваем кукольный концерт, играем в “boite magique”: учащиеся достают из коробочки картинки, иллюстрирующие изученные стихи, и читают их. Также активно используются на уроках французские детские песенки.
При формировании произносительных навыков я также активно использую игровые формы обучения, придавая им особое значение, так как они увлекают ребят, позволяют раскрыть свои способности. На начальном этапе использую различные игровые фонетические задания:
- Какой звук задуман? (Называется цепочка слов с одним звуком.)
- Вспомните слова, в которых звук [e] был бы в начале слова, в середине, в конце.
- Чье имя начинается со звука [a]?
- Перечислите месяцы года, в котором есть звук [a].
- Вставайте, когда услышите в слове звук [u].
- Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах.
- Найдитерифму.(balle ; bonbon ; pomme...)
- Хлопните в ладошки, если услышите звук [k].
- Найдите слова со звуком [o].
В последнее время в педагогике мы часто говорим об атмосфере, эмоциональном климате учебного процесса. Благоприятная атмосфера предполагает личностный эмоциональный контакт, ведущая роль в котором отведена учителю, именно он должен формировать эмоциональную среду ученика, формировать его эмоционально-ценностный опыт .
Необходимо учить детей гуманистическим добрым отношениям, создавать атмосферу доброжелательности, духовной близости, комфортности, сотрудничества и успеха. Ценно все, что несет личности положительные эмоции.
Только в атмосфере душевного комфорта личность способна полностью проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способность к самореализации в учебном коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование каллиграфических навыков младших школьников
Дидактический материал по отработке каллиграфических навыков. Можно использовать как раздаточный материал для индивидуальной работы (есть возможность освободить строчки для записи)....
Статья: «Использование дидактических игр на индивидуальных занятиях для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников средствами ИКТ»
В статье указана актуальность использования дидактических игр на индивидуальных занятиях, для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников применяя для этого ИКТ ( из оп...
Формирование певческих навыков младших школьников на начальном этапе хорового обучения
Методическая разработка созданна в помощь педагогам вокально-хоровых дисциплин и детям детских школ искусств. Она является ценным методическим материалом для организации самообразования и высокоэффект...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...
Особенности формирования графических навыков младших школьников.
Особенности формирования графических навыков младших школьников. Способы коррекции....
Презентация "Особенности формирования графических навыков младших школьников"
Презентация "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
Доклад на курсах повышения квалификации в БРИОП...