Программа занятий кружка "Волшебный крючок"
рабочая программа на тему

Данная программа расчитана для проведения дополнительных занятий и формированию умений у детей  вязать изделия крючком и развивать творческие способности, художественный вкус 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_vyazanie_kryuchkom.doc621.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

    ГБОУ  Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

                                                                                                   

               Согласовано                                                                            Утверждаю

            замдиректора по ВР                                                         Директор школы-интерната

                            С.Н. Малинкина                                                                      З.Д.Киселёва

             «    »   ------------------- 2015г.                             «    » ----------------- 2015г.

                               Программа

        занятий кружка: «Волшебный крючок»

                     на 2015-2016 учебный год

 

                           

                                                                          руководитель кружка

                                                                          учитель СБО, высшей категории,

                                                                          дефектолог    

                                                                         Малинкина С.Н.

                                с. Косолапово, 2015г.

  Программа  занятий

кружка «Волшебный крючок».

                   

                                          Пояснительная записка.

    Введение. Ручное вязание - один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

    Попав в Европу, искусство оставалось поначалу привилегий мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв  латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13-го века во Франции вязание становится доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет  постигали секреты будущей профессии.

    Ручное  вязание стало весьма популярным. Трикотажные вещи ручной работы декоративны, самобытны и порой не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы ее украшения.

    Благодаря  возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание  крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

    Программа  занятий кружка «Волшебный крючок» имеет  интегративную направленность. В ней соединяются такие виды искусства и образовательные предметы как изобразительное искусство, народное декоративно-прикладное искусство, краеведение, семейная этика, психология, математика. Благодаря интегративности, она создает оптимальную систему и для практического художественно-эстетического воспитания, формирующего нравственные  идеалы и духовные потребности ребенка, развивая его творческий потенциал. Детское творчество переливается всеми радужными красками, раскрывая все новые и новые грани красоты. Если же способность у ребенка будет замечена взрослыми во время, осознана и утверждена, то она никогда не покинет его, а будет обогащаться, развиваться с возрастом, проявляясь в любой практической деятельности.

    В основу программы заложено художественно-эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста через знакомство с историей возникновения вязания крючком и овладение техническими приёмами вязания. Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому – семье.

    Образовательная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной, самодеятельной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых  невозможно органичное существование человека в окружающем  мире. У детей этого возраста хорошо развивается  механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается  понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

    Программа кружка «Волшебный крючок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой вязания крючком.

    Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять  индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству,  развивать художественно-эстетический вкус. Обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, развивается  способность к труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками, но и в том, что в процессе ее освоения четко прослеживаются межпредметные связи (интеграция с другими областями знания), а также воспитание у обучающихся оригинального творческого мышления.

    Необычность изделия пробуждает у обучающегося интерес к вязанию, в процессе  работы приобретаются навыки вязания, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость. В процессе вязания расширяются знания обучающихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.

Главные педагогические принципы:

  • доступность;
  • прочность знаний, умений и навыков;
  • использование на занятиях наглядности;
  • связь с жизнью.

Цель программы:

    Духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры, народных промыслов.

    В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

образовательные задачи:

- познакомить с историей и развитием художественного  вязания;

- формировать интерес к народным промыслам;

- научить правильно обращаться с инструментами на занятиях, соблюдать технику  безопасности при работе;

- научить чётко  выполнять основные приемы вязания;

- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию.

- научить вязать простые изделия (мочалки, сумки хозяйственные, салфетки, сувениры)

воспитательные задачи:

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,

  эстетическое отношение к действительности;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.

- воспитать умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

развивающие задачи:

- развивать образное мышление;

- развивать внимание;

- развивать моторные навыки;

- развивать творческие способности.

Сроки реализации образовательной программы:  1 год.

По программе «Вязание крючком» могут заниматься дети с 12-17 лет.

Содержание образовательной программы:

- знакомство обучающихся воспитанников  с историей ручного художественного вязания крючком;

- знакомство с ассортиментом  вязаных изделий;

- знакомство с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда;

- выполнение изделий, узоров, выполненных крючком;

- выполнение изделий – сувениров.

Основные этапы занятий по программе:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- раздача рабочего материала;

- работа над новым заданием;

- индивидуальное консультирование;

- устранение ошибок по ходу выполнения работ;

- оценка проделанной работы;

- домашнее задание.

    Программа предполагает коллективные задания по изготовлению изделий, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника. Формой подведения итогов  занятий кружка «Волшебный крючок» является выставка  изделий.

Техническое оснащение:

- толстые и тонкие металлические крючки;

- иглы, ножницы;

- нитки шерстяные, полушерстяные, синтетические;
- доска гладильная, утюг;

- схемы для вязания крючком;

Учебно-дидактический материал:

-  иллюстрации журналов, книг для просмотра узоров, изделий;

-  демонстрация готовых вязаных изделий;

-  схемы вязания петель, столбика, полустолбика, столбика  без накида и с накидом,

   пышный столбик, плоский столбик, столбик длинные петли.

- схемы:  варианты ведения  крючка в основание ряда, вязание крючком справа налево

- схемы «Вязание по кругу», «Прибавление столбиков внутри полотна», «Прибавление столбиков с края полотна», «Убавление столбиков с края полотна», «Вязание   квадратного полотна»

-  таблица «Условные обозначения», раздаточный материал.

  Предполагаемые результаты обучения:

    В результате освоения данной программы происходит  культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающимися воспитанниками технологией вязания изделий для себя, развитие чувства семейственности и коллективизма, гражданственности и патриотизма, формирование  художественно – эстетических вкусов в декоративно – прикладном искусстве.

  Дети, освоившие программу «Волшебный крючок», знают правила техники безопасности процесса работы с колющими, режущими и горячими инструментами, особенности нитей, из которых вяжутся изделия, технологию вывязывания изделий; умеют работать с необходимыми инструментами; подбирать нужные, соответствующие нитки,владеют навыками вязания различных изделий.

  В отделе декоративно – прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: 1уровень репродуктивный, 2 уровень - самостоятельная работа с помощью педагога, 3 уровень- самостоятельная работа без помощи педагога. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на 3 и 4 уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

    В конце обучения обучающиеся должны:

 

Знать

Уметь

Правила техники безопасности на занятиях.

Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяные и  хлопчато-бумажные.

Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

Выполнять основные приёмы вязания. Убавление и прибавление петель.

 Основные способы вывязывания петель.

Начальная петля, воздушная петля, петля для подъёма, полупетля, столбик без накида, столбик с накидом, пико, пышный столбик.

 Условные обозначения, понятия «Рапорт».

Знать условные обозначения различных петель; Пользоваться схемами из журналов и альбомов.

 Способы вязания по кругу

Вязать по кругу и по спирали плоские изделия.

Плотность вязания и порядок расчёта петель.

Правильно рассчитывать количество петель и рядов для вязания изделий.

Последовательность изготовления изделий.

Вязать  прихватки, коврики, мочалки, салфетки,  сумки, косынку, шарф.

Последовательность выполнения заключительной отделки готовых изделий.

Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

Правила ухода за вязаными изделиями.

Ухаживать за вязаными изделиями и хранить их.

                  План проведения занятий кружка на 2015-2016  уч.г.

                                     

№ п/п

Наименование темы.

Количество часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Азбука вязания крючком. Инструменты и материалы

2.

Филейное вязание

3.

Вязание ковриков (форма-квадрат,  форма-круг)

4.

Вязание простых ажурных салфеток по схемам.

5.

Вязание салфеток по схемам

6.

Подготовка изделий к выставке

7.

Косынка. (Шаль)

Салфетки с мотивами «Шишек»

8.

Вязание салфеток   с мотивами «Звёзд»

6.

Вязание салфеток   с мотивами «Звёзд»

7.

Вязание салфеток, шарфа

8.

Подготовки изделий для выставки.

Итоговое занятие

.

                                     Итого:                                   32 часа

         

 Литература:

     1.Лепина Т.А., Вяжем сами. -: Лениздат, 1989г.

     2.Журналы: «Валентина», «Диана».

     3.Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка». Минск. Полымя, 1997г.

     4. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида

      Под. Ред. А.М. Щербаковой- М; Издательство НЦ ЭНАС; 2001г.-320с.

     (коррекционная школа)

                        Девиз занятий кружка:

      «Если есть терпение - будет и

       умение».

Члены кружка

          Стрельникова Света – 9 класс

          Ягодарова Эвелина- 9 класс

          Зайцева Алёна- 9 класс

          Иванова Мария – 8 класс

          Богатырёва Элла- 8 класс

          Ямбатрова Анастасия-7 класс

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Зайчик»

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Зайчик» (3-ий год обучения)...

Конспект занятия «Вязание крючком мягкой игрушки «Котенок»

Конспект занятия «Вязание крючком  мягкой игрушки «Котенок» (2-ой год обучения)...

Конспект занятия «Вязание крючком мягкой игрушки «Курочка»

Конспект занятия «Вязание крючком  мягкой игрушки «Курочка» (3-ий год обучения)...

Конспект занятия «Вязание крючком «Лягушка-мочалка»

Конспект занятия «Вязание крючком  «Лягушка-мочалка» (4-ый год обучения)...

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...