Программа занятий кружка "Волшебный крючок"
рабочая программа на тему
Данная программа расчитана для проведения дополнительных занятий и формированию умений у детей вязать изделия крючком и развивать творческие способности, художественный вкус
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vyazanie_kryuchkom.doc | 621.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
Согласовано Утверждаю
замдиректора по ВР Директор школы-интерната
С.Н. Малинкина З.Д.Киселёва
« » ------------------- 2015г. « » ----------------- 2015г.
Программа
занятий кружка: «Волшебный крючок»
на 2015-2016 учебный год
руководитель кружка
учитель СБО, высшей категории,
дефектолог
Малинкина С.Н.
с. Косолапово, 2015г.
Программа занятий
кружка «Волшебный крючок».
Пояснительная записка.
Введение. Ручное вязание - один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.
Попав в Европу, искусство оставалось поначалу привилегий мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13-го века во Франции вязание становится доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Ручное вязание стало весьма популярным. Трикотажные вещи ручной работы декоративны, самобытны и порой не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы ее украшения.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.
Программа занятий кружка «Волшебный крючок» имеет интегративную направленность. В ней соединяются такие виды искусства и образовательные предметы как изобразительное искусство, народное декоративно-прикладное искусство, краеведение, семейная этика, психология, математика. Благодаря интегративности, она создает оптимальную систему и для практического художественно-эстетического воспитания, формирующего нравственные идеалы и духовные потребности ребенка, развивая его творческий потенциал. Детское творчество переливается всеми радужными красками, раскрывая все новые и новые грани красоты. Если же способность у ребенка будет замечена взрослыми во время, осознана и утверждена, то она никогда не покинет его, а будет обогащаться, развиваться с возрастом, проявляясь в любой практической деятельности.
В основу программы заложено художественно-эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста через знакомство с историей возникновения вязания крючком и овладение техническими приёмами вязания. Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому – семье.
Образовательная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной, самодеятельной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. У детей этого возраста хорошо развивается механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа кружка «Волшебный крючок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой вязания крючком.
Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, развивается способность к труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками, но и в том, что в процессе ее освоения четко прослеживаются межпредметные связи (интеграция с другими областями знания), а также воспитание у обучающихся оригинального творческого мышления.
Необычность изделия пробуждает у обучающегося интерес к вязанию, в процессе работы приобретаются навыки вязания, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость. В процессе вязания расширяются знания обучающихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.
Главные педагогические принципы:
- доступность;
- прочность знаний, умений и навыков;
- использование на занятиях наглядности;
- связь с жизнью.
Цель программы:
Духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры, народных промыслов.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
образовательные задачи:
- познакомить с историей и развитием художественного вязания;
- формировать интерес к народным промыслам;
- научить правильно обращаться с инструментами на занятиях, соблюдать технику безопасности при работе;
- научить чётко выполнять основные приемы вязания;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию.
- научить вязать простые изделия (мочалки, сумки хозяйственные, салфетки, сувениры)
воспитательные задачи:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.
- воспитать умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
развивающие задачи:
- развивать образное мышление;
- развивать внимание;
- развивать моторные навыки;
- развивать творческие способности.
Сроки реализации образовательной программы: 1 год.
По программе «Вязание крючком» могут заниматься дети с 12-17 лет.
Содержание образовательной программы:
- знакомство обучающихся воспитанников с историей ручного художественного вязания крючком;
- знакомство с ассортиментом вязаных изделий;
- знакомство с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда;
- выполнение изделий, узоров, выполненных крючком;
- выполнение изделий – сувениров.
Основные этапы занятий по программе:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- раздача рабочего материала;
- работа над новым заданием;
- индивидуальное консультирование;
- устранение ошибок по ходу выполнения работ;
- оценка проделанной работы;
- домашнее задание.
Программа предполагает коллективные задания по изготовлению изделий, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника. Формой подведения итогов занятий кружка «Волшебный крючок» является выставка изделий.
Техническое оснащение:
- толстые и тонкие металлические крючки;
- иглы, ножницы;
- нитки шерстяные, полушерстяные, синтетические;
- доска гладильная, утюг;
- схемы для вязания крючком;
Учебно-дидактический материал:
- иллюстрации журналов, книг для просмотра узоров, изделий;
- демонстрация готовых вязаных изделий;
- схемы вязания петель, столбика, полустолбика, столбика без накида и с накидом,
пышный столбик, плоский столбик, столбик длинные петли.
- схемы: варианты ведения крючка в основание ряда, вязание крючком справа налево
- схемы «Вязание по кругу», «Прибавление столбиков внутри полотна», «Прибавление столбиков с края полотна», «Убавление столбиков с края полотна», «Вязание квадратного полотна»
- таблица «Условные обозначения», раздаточный материал.
Предполагаемые результаты обучения:
В результате освоения данной программы происходит культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающимися воспитанниками технологией вязания изделий для себя, развитие чувства семейственности и коллективизма, гражданственности и патриотизма, формирование художественно – эстетических вкусов в декоративно – прикладном искусстве.
Дети, освоившие программу «Волшебный крючок», знают правила техники безопасности процесса работы с колющими, режущими и горячими инструментами, особенности нитей, из которых вяжутся изделия, технологию вывязывания изделий; умеют работать с необходимыми инструментами; подбирать нужные, соответствующие нитки,владеют навыками вязания различных изделий.
В отделе декоративно – прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: 1уровень репродуктивный, 2 уровень - самостоятельная работа с помощью педагога, 3 уровень- самостоятельная работа без помощи педагога. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на 3 и 4 уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
В конце обучения обучающиеся должны:
Знать | Уметь |
Правила техники безопасности на занятиях. | Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. |
Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон. | Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяные и хлопчато-бумажные. |
Основные приёмы вязания крючком, технику вязания. | Выполнять основные приёмы вязания. Убавление и прибавление петель. |
Основные способы вывязывания петель. | Начальная петля, воздушная петля, петля для подъёма, полупетля, столбик без накида, столбик с накидом, пико, пышный столбик. |
Условные обозначения, понятия «Рапорт». | Знать условные обозначения различных петель; Пользоваться схемами из журналов и альбомов. |
Способы вязания по кругу | Вязать по кругу и по спирали плоские изделия. |
Плотность вязания и порядок расчёта петель. | Правильно рассчитывать количество петель и рядов для вязания изделий. |
Последовательность изготовления изделий. | Вязать прихватки, коврики, мочалки, салфетки, сумки, косынку, шарф. |
Последовательность выполнения заключительной отделки готовых изделий. | Выполнять заключительную отделку готовых изделий. |
Правила ухода за вязаными изделиями. | Ухаживать за вязаными изделиями и хранить их. |
План проведения занятий кружка на 2015-2016 уч.г.
№ п/п | Наименование темы. | Количество часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Азбука вязания крючком. Инструменты и материалы | 1ч | |
2. | Филейное вязание | 1ч | |
3. | Вязание ковриков (форма-квадрат, форма-круг) | 1ч | |
4. | Вязание простых ажурных салфеток по схемам. | 4ч | |
5. | Вязание салфеток по схемам | 4ч | |
6. | Подготовка изделий к выставке | 1ч | |
7. | Косынка. (Шаль) Салфетки с мотивами «Шишек» | 4ч | |
8. | Вязание салфеток с мотивами «Звёзд» | 4ч | |
6. | Вязание салфеток с мотивами «Звёзд» | 4ч | |
7. | Вязание салфеток, шарфа | 4ч | |
8. | Подготовки изделий для выставки. Итоговое занятие | 4ч | . |
Итого: 32 часа
Литература:
1.Лепина Т.А., Вяжем сами. -: Лениздат, 1989г.
2.Журналы: «Валентина», «Диана».
3.Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка». Минск. Полымя, 1997г.
4. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида
Под. Ред. А.М. Щербаковой- М; Издательство НЦ ЭНАС; 2001г.-320с.
(коррекционная школа)
Девиз занятий кружка:
«Если есть терпение - будет и
умение».
Члены кружка
Стрельникова Света – 9 класс
Ягодарова Эвелина- 9 класс
Зайцева Алёна- 9 класс
Иванова Мария – 8 класс
Богатырёва Элла- 8 класс
Ямбатрова Анастасия-7 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»
Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Зайчик»
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Зайчик» (3-ий год обучения)...
Конспект занятия «Вязание крючком мягкой игрушки «Котенок»
Конспект занятия «Вязание крючком мягкой игрушки «Котенок» (2-ой год обучения)...
Конспект занятия «Вязание крючком мягкой игрушки «Курочка»
Конспект занятия «Вязание крючком мягкой игрушки «Курочка» (3-ий год обучения)...
Конспект занятия «Вязание крючком «Лягушка-мочалка»
Конспект занятия «Вязание крючком «Лягушка-мочалка» (4-ый год обучения)...
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...
Конспекты занятий "Вязание крючком" и "Фурнитура. Пришивание пуговиц"
Декоративно-прикладное творчество....