Юный логопед
рабочая программа на тему
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Эта программа поможет определиься с выбором профессии логопеда, актуальной на данный момент и на несколько десятилетий вперёд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Юный логопед» модифицированная, на основе учебной программы по курсу «Воспитание у детей правильного произношения» учебное пособие для педагогических училищ Фомичевой М.Ф.
Общая характеристика
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток. Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Цель: программы является создание условий для формирования у учащихся конкретно-наглядных представлений о профессии учителя-логопеда.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- формирование и закрепление первых умений и навыков общего труда;
- формирование культуры труда;
- расширении знаний о деятельности учителя-логопеда;
- воспитание уважения к людям труда;
- формирование понимания значения труда в жизни человека;
- воспитание любви к труду;
- расширение и углубление представления о профессии учителя-логопеда;
- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;
- ознакомление учащихся с одним из возможных вариантов выбора образовательного маршрута;
- формирование положительного отношения к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности учителя-логопеда;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Принципы реализации программы:
- принцип наглядности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип научности;
- учёт индивидуальных особенностей;
- принцип результативности;
- принцип актуальности.
В данной программе представлен подробный годовой план работы с группой учащихся старшего школьного возраста количеством 15-20 человек. Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Юный логопед».
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Юный логопед» являются:
- приобретение детьми готовности и способности к саморазвитию.
Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Юный логопед» является сформированность у детей учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться.
Регулятивные УУД:
- осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану;
- различать разные способы выполнения действия;
- выполнять алгоритмы;
- видеть ошибку и исправлять её самостоятельно, сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
- сравнивать свои цели действий с другими;
- обсуждать под руководством учителя-логопеда успешность или неуспешность своих действий.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в различных источниках информации;
- делать выводы в результате совместной работы детей и учителя-логопеда.
Коммуникативные УУД:
- учиться работать с детьми младшего школьного возраста;
- учиться работать в группе.
Содержание программы
Раздел | Количество занятий | Содержание занятий | Формирование УУД |
1. Логопедия как наука | 1 | Введение в логопедию. Краткие сведения о развитии речи ребенка | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. |
2. Произносительная сторона речи | 4 | Интонация. Система фонем. Артикуляционные признаки звуков речи. Акустические признаки звуков речи. Взаимосвязь звуков русского языка. Основной принцип формирования произношения. | Выполнять элементарные алгоритмы; видеть ошибку и исправлять её самостоятельно, сравнивать результат действия с образцом |
3. Обследование речи детей | 3 | Общие принципы обследования. Материалы для обследования. Проведение обследования. Оформление результатов обследования. Работа по результатам обследования. | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. Различать разные способы выполнения действия. |
4. Артикуляционная гимнастика | 2 | Комплексы упражнений. Указания к проведению артикуляционной гимнастики. | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. Выполнять алгоритмы. |
5. Нарушения звукопроизношения | 3 | Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Обследование звукопроизношения. Исправление нарушений звукопроизношения. Подготовительный этап. Постановка звука. Автоматизация звука. Дифференциация звука. | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. Выполнять алгоритмы. Делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя-логопеда. Учиться работать с детьми младшего школьного возраста. |
6. Дислалия | 10 | Сигматизмы. Сигматизмы свистящих звуков. Сигматизмы шипящих звуков. Ламбдоцизмы. Ротацизмы. Каппацизмы. | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. Выполнять алгоритмы |
7. Усвоение детьми фонетической системы родного языка | 1 | Этапы работы над звуками. Дифференциация звуков. | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. |
8. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие психических процессов. | 4 | Игры на развитие слухового внимания и памяти. Игры на развитие общей моторики. Игры на развитие мелкой моторики. | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. Ориентироваться в различных источниках информации. |
9. Практика | 7 | Практические занятия с первоклассниками. | Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану. Выполнять алгоритмы. Обсуждать под руководством учителя-логопеда успешность или неуспешность своих действий. Учиться работать с детьми младшего школьного возраста. Учиться работать в группе. |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Логопедия как наука. Краткие сведения о развитии речи ребёнка. | 02.09.2015 |
2 | Произносительная сторона речи | 09.09.2015 |
3 | Артикуляционные и акустические признаки звуков речи. | 16.09.2015 |
4 | Взаимосвязь звуков русского языка | 23.09.2015 |
5 | Артикуляционный аппарат | 30.09.2015 |
6 | Обследование речи детей | 07.10.2015 |
7 | Обследование звукопроизношения | 14.10.2015 |
8 | Обследование звукопроизношения. Практика | 21.10.2015 |
9 | Артикуляционная гимнастика. | 28.10.2015 |
10 | Артикуляционная гимнастика. Практика | 11.11.2015 |
11 | Нарушения звукопроизношения | 18.11.2015 |
12 | Подготовительный этап. | 25.11.2015 |
13 | Автоматизация звука. Дифференциация звуков. | 02.12.2015 |
14 | Дислалия. Сигматизмы свистящих звуков. | 09.12.2015 |
15 | Сигматизмы свистящих звуков. Практика. | 16.12.2015 |
16 | Сигматизмы шипящих звуков. | 23.12.2015 |
17 | Сигматизмы шипящих звуков. Практика. | 13.01.2016 |
18 | Ламбдацизмы. | 20.01.2016 |
19 | Ламбдацизмы. Практика | 27.01.2016 |
20 | Ламбдацизмы. Практика | 03.02.2016 |
21 | Ротацизмы | 10.02.2016 |
22 | Ротацизмы. Практика. | 17.02.2016 |
23 | Каппацизмы. | 24.02.2016 |
24 | Усвоение детьми фонетической системы родного языка. | 02.03.2016 |
25 | Игры на формирование речевого дыхания. | 09.03.2016 |
26 | Игры на развитие слухового внимания | 16.03.2016 |
27 | Развитие мелкой моторики. | 23.03.2016 |
28 | Игры на развитие мелкой моторики. | 06.04.2016 |
29 | План логопедического занятия по постановке звука. | 13.04.2016 |
30 | Практика | 20.04.2016 |
31 | Практика | 27.04.2016 |
32 | Практика | 04.05.2016 |
33 | Практика | 11.05.2016 |
34 | Практика | 18.05.2016 |
35 | Подведение итогов. | 25.05.2016 |
Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение
Литература.
- Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
- Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 398 с.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64 с.: ил.
- Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 32 с.
- Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика 2. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 32 с.
- Петрова Н. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2005. – 128 с.
- Поваляева М.А. Справлчник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. Воспитание» - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.
Планируемые результаты
Реализация программы «Юный логопед» позволит:
- сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыков и умений общего труда;
- воспитать в воспитанниках уважение к людям труда;
- повысить уровень знаний о мире профессий, в частности, о профессии учителя-логопеда;
- помочь выяснить первые профессиональные предпочтения у учащихся 8-9 классов, сделать обдуманный, окончательный выбор будущей профессии;
- обучить учащихся основным принципам построения профессиональной карьеры;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
- использовать приобретённые навыки для:
- организации самостоятельной учебной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"
Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...