Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"
статья на тему
В статье рассматриваются признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
В последнее время термин «одаренность» получил общественное признание, также как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Система выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы основывается на разнообразных методиках. Эти методики дают общее представление о признаках поведения одаренных детей:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации ;
- сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
- высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе;
- особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
- ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;
- повышенная познавательная потребность, любознательность;
- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
- высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Исходя из признаков поведения одаренных детей можно выделить направления
деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, которые могут осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации:
- Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
- Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп.
- Использование проектного метода в обучении, как форма включения в исследовательскую деятельность.
- Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. .Это , так называемые, профильные классы.
- Перегруппировка параллелей.
Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в "продвинутой группе", а другими (например, гуманитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому.
- Попеременное обучение При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников;
- Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.
Конечно, школа испытывает потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Но в условиях реализации ФГОС школа расширяет возможности для одаренных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...
Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...
Доклад "Система работы с одаренными детьми в условиях современной школы"
В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию ...
Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образован...
Выступление "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми...
Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого...
Работа с одаренными детьми в условиях современной школы
Выступление на педагогическом совете...