Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
методическая разработка по математике
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchitelya_matematika_s_odarennymi_detmi_v_usloviyah_obshcheobrazovatelnoy_shkoly.docx | 71.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Каменева-Любавская Н.П., учитель математики
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» |
|
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие этапы:
1. Этап выявление одаренных детей. Работу с одарёнными учащимися я начинаю с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками провожу во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же использую исследования школьного психолога, применяющего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.
2. Этап развитие творческих способностей на уроках (через работу в парах, в малых группах; применяю разноуровневые и творческие задания; дискуссии; игры.)
3. Этап развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа). Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Мои ученики принимали участие:
| Название конкурса | Участник | Результат |
1. | Городская игра «Математическая регата» | команда 5-6 классов | III место |
2. | Городская игра «Математико-техническая карусель» | команда 7-8 классов | III место |
5. | Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада -2009г. | Константинов Александр , 5а класс | I место (диплом победителя) |
6. | Ггородская интеллектуальная игра «Математическая регата» | команда 7-8 классов | II место |
7. | Финал городской игры «Математическая карусель» | команды 5-8 классов | участие |
8. | Международный конкурс-игра «Кенгуру-2009» | 14 учащихся | Шебанова Дарья – 5 место в регионе; Варфаламеева Валерия – 7 место в регионе |
9 | Городская олимпиада по математике | Струтинская Елена, 9а класс | IV место |
10 | Международный математический конкурс «Кенгуру-2011» | 35 учащихся | Константинов Иван – 4 место в регионе (70 баллов) |
11 | Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | Струтинская Елена, 9а класс | III место |
12 | Школьная научно практическая конференция | Казаков Иван, 10 класс | II место |
13 | Школьная научно практическая конференция | Настюшкина Елена , 8 класс | участие |
14 | Всероссийская олимпиада «Эврика» по математике | Аксарина Анастасия, 7 класс | 7 место в регионе |
15 | Всероссийская олимпиада «Эврика» по математике | Аксарина Анастасия, 8 класс | участие |
16 | Школьная научно практическая конференция «Шаг в будущее» | Бровко Анастасия, 10 класс «Метод неопределенных коэффициентов при решении рациональных уравнений» | участие |
17 | Школьная научно практическая конференция | Фаттахутдинова Любовь, 7 класс «Элементы статистики» | участие |
18 | Школьная научно практическая конференция | Кинчин Фаниль, 7 класс «Золотое сечение» | участие |
19 | Школьная научно практическая конференция «Шаг в будущее» | Косинцева Виктория, 10 класс «Многогранники. Октаэдр» | участие |
20 | Школьная научно практическая конференция «Шаг в будущее» | Бушуева Ульяна, 5 класс «Золотое сечение в жизни» | участие |
21 | Международный математический конкурс «Кенгуру-2016» | 8 человек | участие |
22 | Областная предметная олимпиада по математике «Юниор», 5-8 класс | 5 человек | участие |
23 | Международный математический конкурс «Кенгуру-2019» | 3 человека | участие |
24 | Школьная научно практическая конференция | Жилейкина Анастасия, 5 класс «Старинные единицы измерения длины» | 1 место |
25 | Школьная научно практическая конференция | Бальчугов Иван, 5 класс «Как люди научились считать» | участие |
В своей работе стараюсь не просто изложить знания в определенной системе, а учу школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные, развиваю исследовательские навыки, творчества. Так при изучении темы: «Отрицательные числа». Перед ребятами стояла проблема: как решить уравнение, корнем которого являлось отрицательное число. Таким образом, ученики подошли к изучению темы «Отрицательные числа».
Работу на уроках строю на основе следующих принципов:
- усложнение содержания учебной деятельности (усиление материала заданиями более сложного уровня при решении уравнений, при построении графиков функций, при преобразовании графиков квадратичной функции.)
- ориентация на потребности ребенка (использую разноуровневые карточки-задания по темам: «Действия с дробями», «Решение уравнений», «Задачи на проценты»).
- максимальное расширение круга интересов (работа с дополнительными источниками информации: справочники, энциклопедии, Интернет ресурсы. При подготовке к урокам учащиеся используют исторический материал.)
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний (учащиеся стремятся решить задачу своим методом или решить задачу несколькими способами) Тригонометрические уравнения можно решить 2-3 способами, используя разные формулы.
- сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с ее полноценными формами. На уроках обобщения по темам: «Тригонометрические формулы», «Производная», «Практическое применение производной» провожу индивидуальную работу, каждый ученик работает по индивидуальному плану – заданию. Такие уроки стараюсь проводить по окончанию изучения каждой темы. Они способствуют повышению качества обучения.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные материалы и задачи. Использую развивающие задачи, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.
Например:
1. Можно ли число 1888 разделить пополам так, чтобы в каждой половине было по тысяче?
2. Из трех одинаковых по виду колец одно несколько легче других. Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах? и другие.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. При изучении темы: «Многогранники» в 10 классе ученик 10 класса Казаков Иван: сделал модель многогранника, используя материал школьного учебника; нашел алгоритм построения многогранника в Интернет - ресурсах; провел исследование и написал работу. На школьной практической конференции его работа заняла 2 место.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми.
Цель работы - активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей.
В своей педагогической деятельности уделяю большое внимание учащимся 5-6 классов, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. Приглашаю к научно-исследовательской деятельности, веду занятия кружка «Занимательная математика».
Учащиеся 7-8 классов. На этом этапе продолжаю развивать устойчивый интерес к своему предмету с помощью факультативных занятий. Дети принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня.
Учащиеся 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отвожу профильному обучению учащихся. Провожу элективный курс «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». На элективных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы.
Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в процессе её выполнения, но это вовсе не исключает, а наоборот, предполагает руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы - это фактически решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель на уроке. Это подготовка детей к изучению нового материала, усвоение новых знаний, расширение и углубление их, формирование вычислительных навыков и другие задачи. Дифференцированный подход к учащимся в опыте многих учителей осуществляется в процессе самостоятельной работы учащихся, так как, когда дети работают самостоятельно, можно учесть их индивидуальные способности.
1 Задания с наличием образца выполнения. Учащийся сам воспроизводит вычислительный приём и образец действия и применяет его для решения примеров.
5 класс
Карточка № 1.
Выполни действия по образцу:
400+50+8=458
7000+800+70+9=
800+50+9=
500+8=
3000+500+3=
60000+9000+400+30+9=
Карточка № 2.
Выполни действия по образцу:
28-(15+с)=28-15-с=13-с
х-64-26=х-(64+26)=х-90
35-(18+у)=
к-128-472=
2 Задания с выполнением некоторой их части. Учащимся предлагается задание, содержащее готовое решение некоторых операций, решение которого нужно закончить. При этом следует давать в готовом виде те части решения, которые представляют на определённой ступени трудность для учащихся.
5 класс
Карточка № 3.
Закончи решение примеров:
(47+9)-7=(47-7)+9=40+……
(464+359)-64=(464-…)+….=
(957+486)-847=(…-…)+…=
(297+568)-58=…+(…-…)=
3 Задания с алгоритмическими предписаниями. “Под алгоритмом обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в определённой последовательности элементарных операций”
Карточка № 4.
1. Представьте делимое в суммы разрядных слагаемых.
2. Раздели эту сумму на число.
3. Сравните полученные результаты.
Выполни действия:
64:2= 82:2=
96:3= 48:4=
7 класс геометрия
Карточка №5
Изобразите треугольник AMK. Запишите: а) сторону, противолежащую углу A; б) два угла, прилежащие к стороне АМ; в) угол, образованный сторонами AM и MK; г) угол, противолежащий стороне MK.
8 класс, геометрия
Карточка №6
Прочитайте с.138-139 учебника и ответьте на вопросы:
- Что называется отношением двух отрезков?
- В каком случае говорят, что отрезки AB и CD пропорциональны отрезкам A1B1 и C1D1?
- Дайте определение подобных треугольников (выполните чертёж).
4 Задания с вспомогательными вопросами. Обучающая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания, или побудить внимание ученика, повести мышление ученика в нужном направлении.
Карточка № 7.
Как разделить сумму на число?
Вычисли результат:
(18+12):6=
(28+49):7=
5 Задания с выбором ответа. Задания с выбором ответа - это такие, в которых предлагается пример и варианты его решения. Учащемуся в этом случае достаточно лишь выбрать нужное решение из предложенного набора. В наборе возможны верные и неверные решения.
Карточка № 8.
1. Выбери из данных решений решение этого примера:
40+20=60 40-20=20 40-20=20
60+5=65 20+5=25 20-5=15
Вычисли результат:
75-30= 78-70= 65-50=
7 класс, геометрия
Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»
Вариант 1
8 класс, геометрия
Контрольная работа №2 по теме «Площадь».
Вариант 1
I уровень
- Сторона треугольника равна 5см, а высота, проведенная к ней, в два раза больше стороны. Найдите площадь треугольника.
- Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8см. Найдите гипотенузу и площадь треугольника.
- Найдите площадь и периметр ромба, если его диагонали равны 8 и 10см.
- Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 200.
- В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 960. Найдите углы трапеции.
___________________________________________________________
II уровень
- Смежные стороны параллелограмма равны 52 и 30см, а острый угол равен 300. Найдите площадь параллелограмма.
- Вычислите площадь трапеции ABCD с основаниями AD и BC , если AD=24см, BC=16см,0,
0. - Дан треугольник ABC. На стороне AC отмечена точка К так, что AK=6см, KC=9см. Найдите площадь треугольников ABK и CBK, если AB=13см, BC=14см.
- Периметр параллелограмма 50см. Одна из его сторон на 5см больше другой. Найдите длины сторон параллелограмма.
- Найдите меньшее основание равнобедренной трапеции, если ее большее основание равно 16см, боковая сторона -10см, а один из углов равен 600.
Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даётся облегчённые карточки-задания алгоритмического вида, сильным - задания на перенос знаний и умений в изменённую или новую ситуацию.
Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Наиболее удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...
статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...
Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе
Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...
Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...
Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"
В статье рассматриваются признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...
Направления работы учителя математики с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС
В статье рассказывается об организации ШНО и актуальности развития исследовательской деятельности современных школьников в области математики....
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...