Доклад "Система работы с одаренными детьми в условиях современной школы"
материал по физкультуре на тему

Крысанов Виктор Иванович

 В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию своих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_sportivno_odaryonnymi_detmi_v_shkole.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей физической культуры

Долгоруковского муниципального района

Липецкой области.

 «Система работы с одаренными  детьми в условиях современной школы»

Крысанов Виктор Иванович

учитель физической культуры

филиала МБОУ СОШ с.Братовщина  

имени Героя Советского Союза В.С.Севрина

в с. Меньшой Колодезь

В соответствии с целевыми установками государственной программы, определяющей ключевые позиции стратегии развития страны до 2020 года, поиск, поддержка и сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений в сфере образования.

Под «одарённым ребёнком» мы понимаем ребенка, который «выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1].

Деятельность по развитию одаренности детей должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и её реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период, которым является школьный возраст – период развития способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.

Спортивно одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, они отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы. Спортивно одаренные дети не испытывают тех проблем, с которыми сталкиваются интеллектуально одаренные обучающиеся, но в соответствии с основными принципами Концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.

Двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности [2].

Физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа – важнейшие составляющие физического воспитания в школе, которые способны создать условия для развития спортивно одарённых обучающихся.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность спортивно одарённого ребенка – его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

К критериям определения спортивной одарённости мы относим следующие психофизические особенности детей:

  • ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
  • умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми необходимо учитывать, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так, например, ведущим видом деятельности младшего школьника является игровая деятельность. Учителя начальных классов с первых уроков посредством игры стараются выявлять спортивно одаренных детей и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой, посещению спортивных секции школы.

На раннем этапе выявления спортивно одаренных детей необходимо привлекать родителей, так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет участие самих родителей. Для этого необходимо привлекать родителей к совместной деятельности на родительских собраниях,  к участию в спортивных семейных праздниках и др. Так уже традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Надо стараться включать спортивно одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает позитивные результаты.

В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения обучающихся. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для его успешной социализации в самостоятельной жизни.

Старшеклассников мы стараемся привлекать к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими обучающимися школы.

Так, например, обучающиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствие учителя, как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.

Важным фактором, влияющим на развитие спортивно одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

  • секционные занятия по видам спорта;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • спортивные конкурсы и состязания;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • летние оздоровительные площадки для детей;
  • сотрудничество с другими школами.

 В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию своих способностей.

Список использованной литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская [и др.] // Одарённый ребёнок. – 2003. – №4.
  2. Красникова Наталья Спортивная одаренность [электронный ресурс] http://www.fizkult-ura.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образован...

Выступление "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми...

Организация работы с одаренными детьми в условиях современного урока и внеурочной деятельности

В статье уделено внимание определению одаренности детей, представлены некоторые виды деятельности на уроке и на внеурочных занятиях...

Работа с одаренными детьми в условиях современной школы

Выступление на педагогическом совете...

Система работы с одаренными детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время....