Доклад "Система работы с одаренными детьми в условиях современной школы"
материал по физкультуре на тему
В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию своих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_sportivno_odaryonnymi_detmi_v_shkole.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО учителей физической культуры
Долгоруковского муниципального района
Липецкой области.
«Система работы с одаренными детьми в условиях современной школы»
Крысанов Виктор Иванович
учитель физической культуры
филиала МБОУ СОШ с.Братовщина
имени Героя Советского Союза В.С.Севрина
в с. Меньшой Колодезь
В соответствии с целевыми установками государственной программы, определяющей ключевые позиции стратегии развития страны до 2020 года, поиск, поддержка и сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений в сфере образования.
Под «одарённым ребёнком» мы понимаем ребенка, который «выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1].
Деятельность по развитию одаренности детей должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и её реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период, которым является школьный возраст – период развития способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.
Спортивно одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, они отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы. Спортивно одаренные дети не испытывают тех проблем, с которыми сталкиваются интеллектуально одаренные обучающиеся, но в соответствии с основными принципами Концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.
Двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности [2].
Физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа – важнейшие составляющие физического воспитания в школе, которые способны создать условия для развития спортивно одарённых обучающихся.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность спортивно одарённого ребенка – его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
К критериям определения спортивной одарённости мы относим следующие психофизические особенности детей:
- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движение (бег, прыжки, лазание);
- обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
- легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
- умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми необходимо учитывать, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так, например, ведущим видом деятельности младшего школьника является игровая деятельность. Учителя начальных классов с первых уроков посредством игры стараются выявлять спортивно одаренных детей и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой, посещению спортивных секции школы.
На раннем этапе выявления спортивно одаренных детей необходимо привлекать родителей, так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет участие самих родителей. Для этого необходимо привлекать родителей к совместной деятельности на родительских собраниях, к участию в спортивных семейных праздниках и др. Так уже традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие.
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Надо стараться включать спортивно одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает позитивные результаты.
В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения обучающихся. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для его успешной социализации в самостоятельной жизни.
Старшеклассников мы стараемся привлекать к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими обучающимися школы.
Так, например, обучающиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствие учителя, как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Важным фактором, влияющим на развитие спортивно одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
- секционные занятия по видам спорта;
- занятия исследовательской деятельностью;
- спортивные конкурсы и состязания;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- летние оздоровительные площадки для детей;
- сотрудничество с другими школами.
В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию своих способностей.
Список использованной литературы:
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская [и др.] // Одарённый ребёнок. – 2003. – №4.
- Красникова Наталья Спортивная одаренность [электронный ресурс] http://www.fizkult-ura.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...
Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"
В статье рассматриваются признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...
Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образован...
Выступление "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми...
Организация работы с одаренными детьми в условиях современного урока и внеурочной деятельности
В статье уделено внимание определению одаренности детей, представлены некоторые виды деятельности на уроке и на внеурочных занятиях...
Работа с одаренными детьми в условиях современной школы
Выступление на педагогическом совете...
Система работы с одаренными детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время....