Педагогический менеджмент и конкурентоспособность педагогических кадров
опыты и эксперименты на тему

Вагнер Елена Сергеевна
Управление образовательной деятельностью учебного учреждения есть управление совместной деятельностью педагогов, других работников и учащихся. Этот процесс включает в себя создание необходимых условий управления, использование необходимых средств и методов управления и выполнение функций управления, опирающихся на законы и принципы управления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cnfnmz.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный менеджмент – развивающаяся комплексная наука, изучающая проблемы управления в образовании. Менеджмент является самостоятельной научной дисциплиной, изучающей законы, принципы, методы, формы, способы и приемы управления коллективным трудом в различных организациях. Образование представляет собой особый вид деятельности, которым занимается другая наука, педагогика, изучающая теорию воспитания, дидактику и другие теории.

Управление, или менеджмент, – процесс руководства деятельностью организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному и контролируемому плану, совокупность условий, средств, методов и функций управления, опирающихся на законы и принципы управления и действующих для достижения целей организации.

Управление образовательной деятельностью учебного учреждения есть управление совместной деятельностью педагогов, других работников и учащихся. Этот процесс включает в себя создание необходимых условий управления, использование необходимых средств и методов управления и выполнение функций управления, опирающихся на законы и принципы управления.

В образовательном менеджменте, так же как в любом, в том числе предпринимательском менеджменте, действуют общие законы, принципы, методы и средства управления; однако главной целью образовательного менеджмента в большинстве учебных учреждений, как правило, является не извлечение прибыли, а само образование.

Образование – вероятно, самый древний социальный институт в системе общественного разделения труда, задачей которого была передача из поколения в поколение накопленного людьми опыта и формирование у детей и юношества способности использовать этот опыт и обогащать его собственным вкладом.

Образование – активный процесс передачи обществом социально-культурного опыта и активного усвоения человеком из массы этого опыта определенной суммы знаний, умений и навыков с целью интеллектуального, профессионального и духовного развития, самосовершенствования, самоактуализации и участия в эволюции человечества. Будучи диалогом между культурой и индивидом, образование само становится частью культуры и частью духовного прогресса.

Образование – целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития человека в интересах самого человека и общества, сопровождающийся достижением учащимся определенных, установленных обществом, образовательных уровней .

Различают общее и профессиональное образование. Профессиональное образование – специально организованный процесс подготовки человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии.

Образовательный (педагогический) менеджмент – это совокупность методов, средств, приемов и функций управления образовательными (педагогическими) учреждениями, опирающихся на законы и принципы управления и направленных на достижение целей образования. Одной из задач образовательного менеджмента является создание оптимальных условий для образовательной деятельности педагогов и учащихся. Конечными же целями образовательного менеджмента является «гарантированное обеспечение стандарта образования» и удовлетворение потребностей индивидов в образовании и самореализации.

Между менеджерами и педагогами есть много общего (прежде всего, ярко выраженная субъектность их воздействия на объекты влияния – подчиненных и учеников), что позволяет, по мнению В. П. Симонова , считать педагогов менеджерами учебно-воспитательного процесса. И менеджмент, и педагогика занимаются управлением. Однако в главном – в целях своей деятельности – менеджеры и педагоги расходятся: если цель менеджмента – обеспечение выполнения какой-то работы (желательно, чужими руками) с извлечением прибыли для себя (организации), то цель педагогической деятельности – развитие личностей учеников, часто без какой-либо материальной выгоды для себя.

В зависимости от того, кто является субъектом, и какие люди и организации являются объектом управления, можно выделить:

  1. менеджмент органов управления образованием: от общегосударственных до региональных и муниципальных;
  2. менеджмент образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования.

Менеджмент образовательных учреждений можно представить как совокупность двух неразрывных управленческих процессов:

  1. управления деятельностью административного, инженерно-педагогического и вспомогательного персонала;
  2. управления образовательной деятельностью учащихся.

Высшей формой организации коллективной деятельности педагогов и учащихся следует считать единый самоуправляемыйколлектив педагогов и учащихся. (В наше время такой коллектив – большая редкость).

 Функции педагогического менеджмента

 В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

В нашей стране руководитель (начальник цеха, директор завода, главный врач больницы, директор школы, заведующий детским садом и т.д.) до сих пор назначался на должность на основе оценки своих профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача, учителя, воспитателя. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ, детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же является организатором людей и должен иметь, кроме профессиональной, специальную подготовку в области искусства управления людьми.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления.

Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

1.  Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления: 1) организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр; 2) культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения; 3) рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Историческими предпосылками педагогического менеджмента являются, во-первых, теоретические знания и практические навыки, приобретенные на разных этапах развития менеджмента как области управленческих знаний, во-вторых, социально-экономические и социокультурные условия развития новой России. Содержательно они подразделяются на три парадигмы: рациональную (технократическую), гуманистическую (социально-психологическую) и системную. Эти парадигмы, преимущественно утверждая принципы управленческой деятельности в производственных организациях, неизменно оказывали существенное влияние на организацию управленческой деятельности в образовательных учреждениях, доказывая универсальность принципов управления, введенных Н. Винером.

В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно, на сегодняшних школьников ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет решать в свободном обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений. Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей школьного образования.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональ-ной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается.

Определение структуры конкурентоспособности предполагает упорядочивание качеств и параметров, ее характеризующих, в соответствующую теоретическую модель. В работе предлагается модель, которая включает сущностные признаки и структурные компоненты конкурентоспособности и соответствующий набор параметров, конкретизирующих содержание структурных компонентов.

На основе анализа теоретических работ по психологии личности (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Б.Ф.Ломов, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн и др.) в качестве сущностных признаков конкурентоспособности  выделяют : интеллектуальный потенциал, самоактуализацию, адекватную самооценку, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированную адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.

С позиций структурно-функционального подхода нами выделяются следующие компоненты конкурентоспособности - парадигмально-прогностический, информационно-содержательный, опера-ционально-деятельностный, мотивацион-но-ценностный и эмоционально-волевой. Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.

Парадигмально-прогностический компонент предполагает выявление личностных перспектив конкурентоспособного поведения (КС-поведения), самосовершенствование в соответствии с идеальной моделью КС-поведения.

Информационно-содержательный компонент образует комплекс знаний, связанных с «Я-концепцией», определением стратегии и тактики КС-поведения, принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями.

Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность КС-поведения.

Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития.

Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.

Систематизация качеств конкурентоспособности - это задача не только теоретическая, но главное - практическая, касающаяся критериев социокультурного развития и личностного самосовершенствования каждого человека в отдельности. В ходе исследования структурные составляющие конкурентоспособности конкретизированы в наборе определенных параметров, которые в формальном плане разделены на две группы: показатели надежности предметно-средовых знаний (что соответствует информационно-содержательному и опера-ционально-деятельностному компонентам) и показатели надежности личностного саморазвития (что соответствует парадигмально-прогностическому, моти-вационно-ценностному и эмоционально-волевому компонентам) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...

Инновационный педагогический менеджмент

В данной статье обобщается современное понимание о менеджменте в образовании и тенденции развития педагогического менеджмента. Кроме того, в статье рассматриваются характерные особенности инновационно...

Педагогический менеджмент: четыре управленческие функции

В статье идёт речь о новой форме, применяемой директором на совещаниях: использование рабочих тетрадей. Заполнение рабочих тетрадей педагогами во время совещания при директоре позволяет эффективно реа...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...