педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»
материал на тему
Выступление на педсовете по теме «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.77 КБ |
![]() | 226.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Формирование эталона качества в образовании начинается с разработки образовательного стандарта.
Слайд №2
Разработка государственных образовательных стандартов является важнейшим условием обеспечения качества образования, объективизации системы контроля знаний и умений учащихся. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Сдайд №3
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Слайд №4
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Слайд №5
Стандарт является средством повышения качества предметной деятельности педагога и обучающегося, приводящей к планируемому результату. Понятие качества образовательного процесса многогранно:
С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них форме;
с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психологическое. Так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности беспроблемного поступления в ВУЗы и др.,
С точки зрения педагогов, это, с одной стороны, положительная оценка их деятельности руководителем ОУ и родителями, с другой - успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников.
Слайд №6
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки. Компетентный специалист является индивидуальностью, обладающий способностью осознавать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее.
Слайд №7
Профессиональная компетентность – это качество учителя, включающее владение учителем профессиональными знаниями и умениями, умением применять профессиональные знания в своей образовательной практике. Профессионально – компетентным является тот труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.
Слайд №8
Компетентность учителя проявляется в демонстрации знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин.
Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличия устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук
Слайд №9
Ценностно-смысловые компетенции
- Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам; (значение и роль предмета физики)
- Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; (выдвижение гипотез, доказательство теорий)
- Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. (структура изучения материала, свои методики)
Слайд №10
Учебно-познавательные компетенции
- Ставить цель и организовывать ее достижение; (экспериментальное подтверждение гипотез)
- Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- Иметь опыт восприятия картин мира.(формирование физической картины мира)
Слайд №11
Общепедагогические компетенции
- повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
- быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
- самостоятельно учиться;
- принимать решения и нести за них ответственность;
- адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
- нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации
Слайд №12
Предметные компетенции учителя физики представляют адаптированную систему:
- научных знаний;
- способов деятельности (умения действовать по образцу);
- опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
- опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Слайд №13
Предметная компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности учителя физики и отражает наличие необходимых профессиональных знаний (в данном случае знаний по физике).
Формирование предметной компетенции плавно переходит в формирование методической компетенции учителя.
Методическая компетенция учителя включает методологические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами естественного цикла, психолого-педагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения физики, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, условий среды, адаптировать учебные материалы и т.д.).
Слайд №14
Педагогические компетенции учителя физики
- владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ;
- владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях;
- иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.
Слайд №15
Цель любого занятия (в том числе и занятия по физике), заключается в формировании у учащихся компетенций:
- знаниевой,
- практической,
- исследовательской,
- учебно-информационной.
Формируются эти компетенции у учащихся только в опыте собственной
деятельности !!!
Слайд №16
Технологии в результате применения которых у учащихся
не развиваются компетенции:
монолог учителя;
фронтально-индивидуальный опрос;
информируемая беседа;
самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям …;
демонстрация видеофильма;
экскурсия;
традиционная контрольная работа
Слайд №17
Проведение урока с точки зрения компетентностного подхода
Тема урока: «История развития тепловых машин»
Некомпетентностный подход
- Традиционно, учащимся дается задание написать реферат по указанной теме, затем их сбор и выставление отметок или заслушивание докладчика и выставление отметки.
- Формируется имитационная компетенция – предоставить «фиктивно -демонстрационный» продукт
Компетентностный подход
- Задание делится между учащимися в соответствии с определенными целями, поставленными учителем.
На следующем уроке учащимся ставится новая задача: совместными усилиями заполнить таблицу (дата создания механизмов, автор, какой стране принадлежит изобретение и др.).
- Формируем компетенции:
- информационную (поиск, сбор, анализ информации, умение ее упорядочить);
- развиваем межпредметные связи.
Слайд №18,19
Говоря об профессиональном стандарте учителя невозможно не упомянуть об использовании на уроках современных педагогических технологий
Виды технологий | Формируемые компетентности учащихся |
Проектная деятельность | Способность к научному творчеству |
Интернет - уроки | Умение работать с интернет - информацией |
ИКТ - технологии | Владение навыками работы с компьютером |
Интегрированные уроки | Умение работать с обработкой количественных данных, развитие межпредметных связей |
Групповые формы | Умение работать в парах, группах, коммуникабельность |
Виды технологий | Формируемые компетентности учащихся |
Модульная технология | Приобретение навыков коллективной работы |
Нетрадиционные уроки | Умение решать проблему новыми способами |
Технология кейс-метода | Умение решать проблему разными способами |
Игровые технологии | Умение взаимодействовать с окружающими, умение представить себя |
Здоровьесберегающие технологии | Развитие положительных привычек |
Слайд №20
Формирование профессиональной компетенции – процесс циклический, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма. От качества работы современного педагога зависит в немалой мере выживание не только одного отдельного человека, но и человечества в целом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Д.Б.Эльконин Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель »
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога · Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. · Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. · Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. · Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. · Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями : · Работа с одаренными учащимися. · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. · Работа с девиантными , зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональный стандарт педагога – это основа развития профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций
Компетентность – специальная способность человека, необходимая ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области ( в том числе и узкоспециализированные знания ) Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним
Компетентность и компетенция учителя физики Компетентность учителя проявляется в демонстрации знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин. Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики
Ценностно-смысловые компетенции Учебно-познавательные компетенции Общепедагогические компетентности
Предметные компетенции учителя физики. Система: научных знаний; способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Педагогические компетенции учителя физики владение методами научного познания мира; владение основными понятиями и законами физики; иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики .
Цель любого занятия , заключается в формировании у учащихся компетенций: знаниевой , практической, исследовательской, учебно-информационной.
монолог учителя; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям …; демонстрация видеофильма; экскурсия; традиционная контрольная работа
Тема урока: «История развития тепловых машин» Некомпетентностный подход Формируется имитационная компетенция – предоставить «фиктивно -демонстрационный» продукт Компетентностный подход Формируем компетенции: информационную (поиск, сбор, анализ информации, умение ее упорядочить); развиваем межпредметные связи.
Материально-практическая деятельность учителя Виды технологий Формируемые компетентности учащихся Проектная деятельность Способность к научному творчеству Интернет - уроки Умение работать с интернет - информацией Педагогические технологии на основе современных информационно – телекоммуникационных средств Владение навыками работы с компьютером Интегрированные уроки Умение работать с обработкой количественных данных, развитие межпредметных связей Групповые формы Умение работать в парах, группах, коммуникабельность
Социальная деятельность учителя Виды технологий Формируемые компетентности учащихся Модульная технология Приобретение навыков коллективной работы Нетрадиционные уроки Умение решать проблему новыми способами Технология кейс-метода Умение решать проблему разными способами Игровые технологии Умение взаимодействовать с окружающими , умение представить себя Здоровьесберегающие технологии Развитие положительных привычек
Учитель – « не наблюдатель того, что делает и как учится ребенок. Он посредник между возможностями ребёнка и превышающим эти возможности учебным материалом». Ш.А. Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-193408-1705159760.jpg)
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-233353-1454960367.jpg)
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/17/picture-960262-1508228476.jpg)
"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-794858-1464767800.jpg)
Профессиональный стандарт педагога как условие совершенствования профессионального мастерства
Презентация выступления на августовской конференции 2014 г....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-169179-1461497837.jpg)
Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/09/picture-1332735-1620574006.jpg)
Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников
Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Ученики тог...