Конкурс как средство повышения профессиональной компетентности учителя
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Л. А Караваева
lybasha@mail.ru
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом. Среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства. Сегодня существует много профессиональных конкурсов для педагогов. Известны всем конкурсы: «Учитель года», конкурс в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Самый классный классный» и множество дистанционных конкурсов.
Но, возникает вопрос: насколько нужны педагогам эти конкурсы? Опираясь на свой собственный опыт, считаю, что профессиональные конкурсы нужны. Это не только профессиональный рост учителя, это и интеллектуальный рост наших учеников. В моем понимании, конкурс – это один из способов стимулирования тех, кто стремится к самосовершенствованию. Любой конкурс - это поиск нового, интересного, а наша профессия тем и хороша, что мы в постоянном поиске. Думается, что в первую очередь конкурс меняет отношение к себе как профессионалу от консервативного "так живётся спокойнее" (или более худший вариант "и так сойдёт") на позитивное "мне и это по плечу". Просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли...
Проанализировав актуальное состояние проблемы, прихожу к выводу, что Конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности учителя.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
- развитие компетенций педагогов, их творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности; - развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; - создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов; - внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования; - замена административных методов оценки членов коллектива на объективные, основанные на результатах и результативности профессиональной деятельности ; - повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.
Издержки в конкурсах профессионального мастерства :
- проблемы в организации трудового дня, учителю приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу; - стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу. – негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег.
Таким образом, конкурсы нужны людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту, потому что подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс, являются творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу педагог всесторонне анализирует свою деятельность как учитель - предметник, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство, а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт.
Конкурсы, в которых принимала и принимаю участие:
1. В 2008, 2009 г.г В Республиканском конкурсе «Планета открытий» (диплом, свидетельство) и в 2009 г «Имидж школы» (диплом) , проводимые академией информационных технологий
2. В 2008, 2011, 2012 г.г В Республиканском конкурсе элективных курсов ( в 2011г получила диплом второй степени )
3. В 2008-2009г участие в Интернет-форуме «Инновационное образование Удмуртской Республики» (создание сайта),который являлся первым этапом республиканской выставки «Образование без границ» с проектом «Растим патриотов» (стали победителями)
4. В 2007 – 2008 уч году во Всероссийском конкурсе «Несекретные файлы» (в номинации «Метода»), проводимым приложением к «Учительской газете» журналом «ИКТ в образовании»
5. В 2008 году победила в конкурсе лучших учителей, в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
6. В 2009г участие в районном конкурсе «Лучшее методическое объединение» (грамота, III место)
7 В 2011г приняла участие во Всероссийском конкурсе педагогических Эссе «Взгляд», проводимый Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (сертификат)
8. 2012 г в школьном и районном конкурсе «Учитель года»
Принимаю участие в конкурсах и олимпиадах не только сама, но и привлекаю коллег, детей.
В 2009 г Ученица 10 класса получила диплом I степени в республиканском конкурсе «Цифровой ветер -2009»
В 2011-2012 г приняли участие: в конкурсе по математике «Мультитест» и олимпиаде, проводимые ИРШО, г Калининград, в межрегиональной заочной математической олимпиаде, во Всероссийской олимпиаде по математике, проводимой Центром поддержки талантливой молодёжи, г Бийск, во всероссийской игре-конкурсе «Кенгуру». Принимаем участие не только в предметных олимпиадах и конкурсах. В республиканском конкурсе движения «Юность» ребята моего класса в конкурсе «Что? Где? Когда?» среди восьмых классов заняли 4 место.
В перспективе планирую принять участие в конкурсах корпорации INTEL, конкурсе сайтов и выйти на международный уровень.
Современный учитель – это учитель, который постоянно учится и растёт сам, умело использует свой личностный и профессиональный потенциал, все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Одна из таких возможностей учителя участие в конкурсах профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-184180-1358838612.jpg)
Участие в профессиональных и творческих Интернет-конкурсах как условие повышения квалификации учителя
Сегодня уже невозможно представить себе педагогическое сообщество без интернет-пространства, которое позволяет идти в ногу со временем и даёт неограниченные возможности повышения ква...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-24268-1584609586.jpg)
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников. Одной из форм повышения уровня профессионализма учителя являются конкурсы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-900875-1488520459.jpg)
Обобщение педагогического опыта на тему «Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» к конкурсу учитель года 2017
Использование виртуальных лабораторных рабо на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955535-1507477217.jpg)
Презентация к выступлению на заседании МЦ: "Дистанционное обучение как средство повышения качества учителя иностранного языка"
Презентация к выступлению на заседании методического объединения по вопросам дистанционного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-982403-1512926778.jpg)
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных (коррекционных) классах (проект в рамках конкурса молодых учителей "Мои первые шаги")
Как повысить интерес к предемету у детей с диагнозом ЗПР? Пути решения этой проблемы можно найти в этом проекте....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-982403-1512926778.jpg)
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных коррекционных классах (выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей "Мои первые шаги")
Выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/01/picture-1150248-1561973338.jpg)
Онлайн-обучение как средство повышения квалификации учителя математики
В данной статье рассматриваются организации,которые предлагают педагогам повышение квалификации в дистанционной форме; образовательные онлайн-платформы для обучающихся и учителей математиков, а также ...