Конкурс как средство повышения профессиональной компетентности учителя
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Л. А Караваева
lybasha@mail.ru
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом. Среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства. Сегодня существует много профессиональных конкурсов для педагогов. Известны всем конкурсы: «Учитель года», конкурс в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Самый классный классный» и множество дистанционных конкурсов.
Но, возникает вопрос: насколько нужны педагогам эти конкурсы? Опираясь на свой собственный опыт, считаю, что профессиональные конкурсы нужны. Это не только профессиональный рост учителя, это и интеллектуальный рост наших учеников. В моем понимании, конкурс – это один из способов стимулирования тех, кто стремится к самосовершенствованию. Любой конкурс - это поиск нового, интересного, а наша профессия тем и хороша, что мы в постоянном поиске. Думается, что в первую очередь конкурс меняет отношение к себе как профессионалу от консервативного "так живётся спокойнее" (или более худший вариант "и так сойдёт") на позитивное "мне и это по плечу". Просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли...
Проанализировав актуальное состояние проблемы, прихожу к выводу, что Конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности учителя.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
- развитие компетенций педагогов, их творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности; - развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; - создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов; - внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования; - замена административных методов оценки членов коллектива на объективные, основанные на результатах и результативности профессиональной деятельности ; - повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.
Издержки в конкурсах профессионального мастерства :
- проблемы в организации трудового дня, учителю приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу; - стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу. – негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег.
Таким образом, конкурсы нужны людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту, потому что подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс, являются творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу педагог всесторонне анализирует свою деятельность как учитель - предметник, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство, а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт.
Конкурсы, в которых принимала и принимаю участие:
1. В 2008, 2009 г.г В Республиканском конкурсе «Планета открытий» (диплом, свидетельство) и в 2009 г «Имидж школы» (диплом) , проводимые академией информационных технологий
2. В 2008, 2011, 2012 г.г В Республиканском конкурсе элективных курсов ( в 2011г получила диплом второй степени )
3. В 2008-2009г участие в Интернет-форуме «Инновационное образование Удмуртской Республики» (создание сайта),который являлся первым этапом республиканской выставки «Образование без границ» с проектом «Растим патриотов» (стали победителями)
4. В 2007 – 2008 уч году во Всероссийском конкурсе «Несекретные файлы» (в номинации «Метода»), проводимым приложением к «Учительской газете» журналом «ИКТ в образовании»
5. В 2008 году победила в конкурсе лучших учителей, в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
6. В 2009г участие в районном конкурсе «Лучшее методическое объединение» (грамота, III место)
7 В 2011г приняла участие во Всероссийском конкурсе педагогических Эссе «Взгляд», проводимый Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (сертификат)
8. 2012 г в школьном и районном конкурсе «Учитель года»
Принимаю участие в конкурсах и олимпиадах не только сама, но и привлекаю коллег, детей.
В 2009 г Ученица 10 класса получила диплом I степени в республиканском конкурсе «Цифровой ветер -2009»
В 2011-2012 г приняли участие: в конкурсе по математике «Мультитест» и олимпиаде, проводимые ИРШО, г Калининград, в межрегиональной заочной математической олимпиаде, во Всероссийской олимпиаде по математике, проводимой Центром поддержки талантливой молодёжи, г Бийск, во всероссийской игре-конкурсе «Кенгуру». Принимаем участие не только в предметных олимпиадах и конкурсах. В республиканском конкурсе движения «Юность» ребята моего класса в конкурсе «Что? Где? Когда?» среди восьмых классов заняли 4 место.
В перспективе планирую принять участие в конкурсах корпорации INTEL, конкурсе сайтов и выйти на международный уровень.
Современный учитель – это учитель, который постоянно учится и растёт сам, умело использует свой личностный и профессиональный потенциал, все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Одна из таких возможностей учителя участие в конкурсах профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в профессиональных и творческих Интернет-конкурсах как условие повышения квалификации учителя
Сегодня уже невозможно представить себе педагогическое сообщество без интернет-пространства, которое позволяет идти в ногу со временем и даёт неограниченные возможности повышения ква...
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников. Одной из форм повышения уровня профессионализма учителя являются конкурсы....
Обобщение педагогического опыта на тему «Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» к конкурсу учитель года 2017
Использование виртуальных лабораторных рабо на уроках биологии...
Презентация к выступлению на заседании МЦ: "Дистанционное обучение как средство повышения качества учителя иностранного языка"
Презентация к выступлению на заседании методического объединения по вопросам дистанционного обучения....
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных (коррекционных) классах (проект в рамках конкурса молодых учителей "Мои первые шаги")
Как повысить интерес к предемету у детей с диагнозом ЗПР? Пути решения этой проблемы можно найти в этом проекте....
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных коррекционных классах (выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей "Мои первые шаги")
Выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей...
Онлайн-обучение как средство повышения квалификации учителя математики
В данной статье рассматриваются организации,которые предлагают педагогам повышение квалификации в дистанционной форме; образовательные онлайн-платформы для обучающихся и учителей математиков, а также ...