Мастерство Л.Н.Толстого - романиста (обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир")
план-конспект урока на тему
Обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterstvo_l.n.tolstogo.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Тема: Мастерство Л.Н.Толстого - романиста
(обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир")
Цели: 1) обобщить и систематизировать наблюдения учащихся над
художественными особенностями романа;
2) активизировать в речи учащихся некоторые этико-эстетические
и литературоведческие термины, связанные с анализом романа как эпического жанра (роман-эпопея, эпические жанры, конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений);
3) продолжить обучение приемам подготовки исследовательского доклада на литературную тему, а также творческих речевых высказываний, связанных с прослушиванием и оценкой докладов ( оппонирование, полемика, дополнение, рецензирование и т.д.).
Общим для группы заданием становится словарно-терминологическая работа. Предлагается по словарям уточнить значение понятий роман, эпос, роман-эпопея и записать краткие определения этих понятий в свой словарик.
Заблаговременно объявляется проблема урока-семинара «Мастерство Л.Н.Толстого-романиста» и тематика докладов, раскрывающих поставленную проблему, например:
- «Война и мир» как роман-эпопея.
- Мастерство психологического анализа в романе.
- «Музыкальные страницы» и их роль в романе «Война и мир».
- Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции в романе.
В соответствии с количеством выдвинутых тем преподаватель разбивает учащихся на проблемные группы, имеющие своего руководителя (бригадира), обеспечивающего подготовку устных высказываний. В свою очередь каждая проблемная группа делится на две подгруппы: 1) исследовательская, в которую, кроме докладчика, входят 2-3 ассистента, помогающие ему в подготовке выступления ( подборе литературы к докладу, частичном сборе материала и его обработке, выписке цитат, составлении плана, выдвижении аргументов и т.д.); в случае отсутствия докладчика на уроке любой из ассистентов-исследователей должен быть готов его заменить; 2) оппонирующая, занятая предварительным составлением вопросов по теме доклада, оперативной их постановкой по ходу сообщения, устным рецензированием, пополнением прослушанного доклада новыми положениями и аргументами. В работе оппонирующей подгруппы можно наметить два основных пути: один целесообразен для учебной группы с невысоким уровнем литературной и речеведческой подготовки и заключается в предварительном просмотре написанного доклада или его тезисов, составлении отзыва, вопросов, дополнений; другой используется в группе с более высоким гуманитарным развитием: устные отзывы создаются непосредственно в аудитории во время знакомства с докладом; здесь же каждый из оппонентов индивидуально решает, какие внести дополнения и задать вопросы. Таким образом, в работе оппонирующей подгруппы преобладает спонтанная речевая деятельность.
В процессе подготовки семинара преподаватель консультирует докладчиков и оппонентов, помогает им спланировать самостоятельную работу. Приведем примерные задания, которые разрабатываются по каждой теме и сообщаются учащимся на карточках.
Тема I. «Война и мир» как роман-эпопея.
Основная задача – раскрыть на материале «Войны и мира» особенности жанра романа-эпопеи.
- Найдите в справочной литературе определение романа. Чем отличен от него роман-эпопея?
- Подумайте, какие характерные для романа-эпопеи черты отразились в «Войне и мире». Аргументируйте свои предложения.
- Внимательно проанализируйте оценку романа «Война и мир» современным Толстому критиком Н.Н. Страховым : «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, тысячи сцен, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления,- все есть в этой картине. А между тем ни одна фигура не заслоняем другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете».
Подберите примеры из текста романа «Война и мир», подтверждающие мнение критика. В какую часть вашего доклада уместно включить это высказывание или его часть?
4. Продумайте возможные способы опоры в докладе на высказывания Р. Роллана – «Слава «Войны и мира» в воскресении целого исторического века, народных движений, битвы наций. Его истинные герои – народы».
5. Прочитайте по учебнику о композиции «Войны и мира». Как в построении романа отразились его жанровые особенности?
6. Составьте план доклада.
Дается возможный вариант плана доклада на тему «Война и мир» как роман-эпопея».
1.Понятие о романе-эпопее как литературном жанре.
2.Жанр «Войны и мира» в оценке современной Толстому критику.
3. Черты романа-эпопеи в произведении Толстого:
а) широта изображения исторического процесса, народных судеб;
б) изображение многогранной картины мира; социальная многоплановость романа, единство мысли народной» и «мысли семейной»;
в) выражение через образы героев всеобщего, всенародного содержания, показ «диалектики души» человека;
г) сочетание показа исторических событий с изображением быта и психологии человека.
4. Эпический характер композиции «Войны и мира.
5. Оптимизм романа-эпопеи Толстого.
Слова Р. Роллана, приведенные выше, можно порекомендовать использовать в качестве эпиграфа к докладу.
Тема II. «Мастерство психологического анализа Толстого в романе «Война и мир».
Для раскрытия вопроса о психологизме Толстого необходимо сосредоточить в докладе внимание на конкретных примерах, показывающих роль психологической детали в раскрытии душевного состояния персонажа. В центре такого выступления будет анализ ряда эпизодов, скрепленных единым проблемным стержнем: раскрытием психологизма писателя.
- Выделите наиболее общие приемы создания Толстым образов героев.
- Как вы объясните понятие «диалектика души»?
- Найдите и охарактеризуйте психологические детали в раскрытии душевного состояния героя.
- Проанализируйте роль психологической детали в отдельных сценах романа (сцена охоты, один из внутренних монологов князя Андрея и т.д.). Продумайте, как в докладе будут сочетаться ваши собственные суждения и выводы с анализом конкретного эпизода из текста романа.
- Составьте план доклада и предложите к нему эпиграф.
План доклада может быть здесь таким:
- Особенности психологии Толстого.
- Приемы изображения человека в романе-эпопее Толстого.
- «Диалектика души» и способы ее раскрытия. Психологический портрет (сопоставление внешности Наташи и Элен).
- Роль психологической детали в романе. Анализ сцены охоты и одного из других эпизодов (по выбору).
- Внутренний монолог как средство психологического анализа. Разбор двух монологов князя Андрея (у старого дуба в весеннем лесу и в ночь перед Бородинским сражением). Особенности построения внутреннего монолога.
Две последующие темы более детально конкретизируют рассуждения о психологизме Толстого-художника.
Тема III. «Музыкальные страницы и их роль в романе «Война и мир».
Выберите из романа для самостоятельного анализа несколько «музыкальных страниц» (например, т. I – ч. I, гл. XVII; т. II – ч. I, гл. XII, XV и др.). Продумайте ответы на вопросы:
а) Как относятся герои романа к музыке?
б) Какое влияние оказывает музыка на мысли, чувства и настроения героев (пение Наташи и реакция Николая; пение Наташи и впечатления Андрея Балконского)?
в) Как характеризует Наташу, Николая и дядюшку отношение к народной музыке?
г) Как показано в романе, что народные песни в сценах смотра в Браунау и подготовки к Бородинскому сражению отражают бодрость, мужество и решительность русских воинов?
д) Как в «музыкальных страницах) романа раскрывается «диалектика души» героев?
Составьте план доклада. В воспоминаниях С.Л. Толстого найдите слова Л.Н. Толстого, которые могут стать эпиграфом к докладу.
Ориентировочный план доклада может быть следующим:
I. Музыка в жизни героев романа «Война и мир».
1.Отношение героев романа к музыке.
2.Выражение «Диалектики души» персонажей в «музыкальных страницах» (на пример одной из сцен).
3.Воздействие музыки на внутренние переживания, мысли и чувства героев по выбору)
4.Композицинная роль «музыкальных страниц» в романе.
5.Отношение автора и его героев к народной музыке.
II. Значение анализа «музыкальных страниц» для понимания мастерства Толстого-художника в романе «Война и мир».
Эпиграфом могут стать слова Л.Н. Толстого из дневниковых записей: «Музыка есть средство возбуждать через звук известные чувства или передавать оные»
Желательно, чтобы выступление на эту тему сопровождалось звучанием в грамзаписи одного-двух любимых музыкальных произведений Толстого либо тех, о которых пойдет речь в докладе ( по выбору учащихся) Доклад может быть произнесен на фоне негромко звучащей музыки либо она монтируется в текст выступления, тематически с ним сливаясь. Все это не только повышает общий эмоциональный настрой урока, но и благотворно воздействует на интонационную выразительность речи учащихся.
Тема IV. «Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции в романе».
- Прочитайте в справочной литературе статью о пейзаже и его функциях в литературном произведении.
- Самостоятельно проанализируйте отдельные сцены романа, содержащие описание природы (т. III, ч.II, гл.XXX - Пьер на Бородинском поле; т. II, ч. III, гл. II – князь Андрей в Отрадном и др.).
- С какой целью Толстой вводит в эти сцены описания картин природы?
- Как соотносится пейзаж с настроением и мыслями человека? Влияют ли на него картины природы и как?
- Какие художественные и языковые средства помогают автору воссоздать ту или иную картину природы?
Ориентировочный план доклада:
- Пейзаж в литературном произведении.
- Пейзаж в романе «Война и мир».
1.Художественные средства изображения картин природы.
2.Роль пейзажа в выражении антивоенной позиции Толстого.
3.Воздействие природы на мысли и чувства человека.
- Любовь Толстого к русской природе.
Возможный эпиграф к докладу: Природа не описывается, а живет у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц произведения.
Учитывая уровень подготовленности группы, конкретизируют задания докладчикам и ассистентам-исследователям и облегчает им поиски необходимого материала. Оппонирующие подгруппы в оценке докладов руководствуются такими критериями, как полнота раскрытия темы, аргументированность суждений, убедительность проводимых примеров, композиционная стройность выступления, логичность перехода от одного вопроса к другому, подчиненность их единой теме, интонационная выразительность речи докладчика.
Урок-семинар завершается заключительным словом преподавателя. В нем оценивается работа как докладчиков, ассистентов-исследователей, так и оппонентов.
Учитель русского языка Б. Х. Валишева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)
Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....
Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...
Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"
Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение....
Методическая разработка по литературе. Урок – семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс
В помощь учителям литературы при изучении романа "Война и мир"....
Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Толстый и тонкий». Презентация к уроку
Презентация к уроку по рассказу Чехова "Толстый и тонкий"...
Презентация. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции
Презентация может быть использована как сопровождение к уроку литературы в 8 классе по теме "Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции"...
Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...