Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_interer_kak_sredstvo.doc | 66 КБ |
prezentaciya_k_uroku_interer.ppt | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская по литературе.
Подготовил: Новлева Наталья Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя
Цель урока:
- Образовательная: Совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение.
- Развивающая: Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, видеть новую проблему в знакомой ситуации; продолжать работу по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
- Воспитательная: Развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
М. Монтель
I. Оргмомент.
II. Момент формирования чувства уверенности.
Ребята, мы сегодня вместе поработаем в творческой мастерской. Будем готовиться к сочинению-рассуждению. Сегодня мы будем рассуждать, доказывать, собирать материал в свою «копилку» (листочки лежат перед вами). Чем полнее будет ваша «копилка», тем легче вам будет справиться с заданием.
Но на мастерской у нас есть свои правила:
- С самого начала просмотреть все Приложения.
-Сначала ответ на задание проговорить в группе, потом выбрать, по общему мнению, лучший вариант, и кто-то один должен озвучить его.
- Не отказываться отвечать (даже если твою мысль уже высказали).
- Когда отвечает твой товарищ, слушать его внимательно и всё интересное записывать в «копилку»!
- Наш девиз: «Кто-то сделает это лучше меня, кто-то сделает это хуже меня, но так, как я, не сделает никто».
Ход мастерской:
- Вспомните, как вы сегодня проснулись... Потянулись, огляделись по сторонам. С утра уже нас окружают наши привычные, дорогие нам вещи. Все они стоят на своих привычных местах. Иногда мы их даже и не замечаем. Но когда мы приходим в чужой, незнакомый нам дом, мы с интересом оглядываемся по сторонам…
- Кстати, как называется внутреннее убранство какого-либо помещения? (1СЛАЙД).
- Продолжите предложение: «Мы внимательно рассматриваем интерьер незнакомого дома, потому что…». (2СЛАЙД).
- А вот как даётся определение этого понятия в словаре с литературной точки зрения:(3 СЛАЙД)
(Интерьер - часть изображённого мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения (комнаты, дома, храма и т. п.).)
Используется, как средство психологической характеристики героя с целью дать представление:
- об определенном жизненном укладе (социальном положении, прошлой жизни, традициях, отношении к близким людям, занятиях, пристрастиях, отношении к религии);
- о роде занятий (интеллектуальном труде, физической работе);
- для отражения настроения, переживаний героев).
*Выразительно прочтите определение. (Чтение вслух).
А теперь, глядя на определение, попробуйте сформулировать тему нашей творческой мастерской, помня о том, что работать будем над романом Толстого «Война и мир».
Итак, тема сегодняшнего занятия: «Интерьер в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как средство психологической характеристики героев». (4СЛАЙД)
- Сейчас вам предстоит совершить мысленное путешествие в такие разные дома Балконских, Ростовых и Бергов. (За неимением времени мы побываем только у них) Незримо поприсутствуйте в уже знакомом произведении «Воина и мир», осмотритесь, чуточку отстранённо посмотрите на героев, присядьте на свободное место в доме…, понаблюдайте за героями и вещами, их окружающими. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
- Исследуйте ПРИЛОЖЕНИЕ в соответствии с таблицей (внесите результаты своего исследования в п.1-7, которые важны, на ваш взгляд, для характеристики героев)
- Сделайте вывод, как детали интерьера помогают нам понять характеры отдельных героев и целой семьи.
- А теперь выберите «свой» рисунок. Дорисуйте такие детали интерьера, о которых нет речи в тексте, но которые вы «увидели», соответствующие характерам героев. Подберите цвет, формы, расположение вещей.
- Социализация (копилка).
-Выпишите характерные для Толстого слова, словосочетания, фразы, которые он использует при описании вещей, окружающих героя.
- Социализация (копилка).
-Представьте себя на месте Л.Н.Толстого. Напишите несколько строк, описывая любую из представленных вещей так, чтобы она характеризовала вашего героя в стиле Толстого.
-Социализация (копилка)
.
- Было трудно? Конечно, нелегко, ведь нужно было проявить определенное … мастерство! Можем ли мы добавить еще одно важное слово в определение темы нашей мастерской?
- Вы все сделали сами. Действительно, теперь тема полностью звучит так: «Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя ».
Приложение 1
Семья Бергов
Приложение 1
Наташа Ростова
Приложение 1
Болконский
Интерьер как средство психологической характеристики семьи______________
Интерьер указывает на | Примеры (укажите № цитаты или выпишите выдержки из цитаты) | Какую черту характера помогает раскрыть описание данного интерьера |
социальное положение (аристократизм, дворянство) | ||
прошлую жизнь | ||
традиции | ||
род занятий (интеллектуальный труд, физическая работа) | ||
отношение к религии | ||
отношение к близким | ||
настроение и переживание героев |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев.
Урок литературы в 5 классе....
Статья "Деталь как средство психологической характеристики героев в романе И.Гончарова "Обломов"
Раскрытие значения деталей описания для психологической характеристики герове литературного произведения...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»
quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...
Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...
Урок-мастерская по рассказу Л. Андреева «Кусака» 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления")
Применение «Шести шляп мышления» в 7-8 классах на уроках литературы помогает формировать навыки и умения находить связь литературы с другими видами искусств на уровне идеи, нравственной пр...
Комментарии
Спасибо за интересный замысел
Спасибо за интересный замысел. Почему-то больше обращаем внимания на пейзажи у Толстого. Природа-творец "помогает" героям думать, становиться лучше. Интерьер люди творят сами. Можно лучше понять их. Всегда подробно разбирала обстановку в "Кавказском пленнике" для объяснения толерантности, пока его не убрали из программы. Надеялась у вас найти "обрывки отрывков" текста. До сих пор только часы у Ростовых помню и новую обстановку Бергов. Не зря Набоков говорил, что лучший читатель - перечитыватель. Перечитаю еще раз. Спасибо.