Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
план-конспект урока литературы (10 класс) на тему
Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".
Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального характера, проблему истинного и ложного патриотизма.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, развивать монологическую речь учащихся, работать с текстом романа. проследить "мысль народную" в романе "Война и мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Seminar._10_klass.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
10 класс
Четвернина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Цели: обобщить знания учащихся по роману « Война и мир».
Учащиеся должны знать содержание романа,
понимать проблему национального характера,
проблему истинного и ложного патриотизма.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма,
развивать монологическую речь учащихся,
работать с текстом романа, проследить « мысль народную»
в романе « Война и мир».
Ход урока: 1.Орг. момент.
2. Работа над темой.
Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...
Всем народом навалиться хотят…
План
- Причины войны 1812 года.
- Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.
- Бородинское сражение.
- Роль Бородинского сражения.
- Истинный патриотизм русского дворянства.
- Пьер Безухов.
- Воля истории и воля народа в романе Л.Н.Толстого.
Вступительное слово учителя.
Толстого волнуют основные вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях дворянства и народа, о роли личности в истории. Лев Николаевич считал, что ответить ему на эти вопросы помогут великие исторические события, к которым он относит Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. Об этом он и решает написать произведение. Работать над новым произведением он начинает в 1863 году, работа продолжается 6 лет. Новое произведение получило название « Война и мир». Народ как носитель нравственных ценностей занимает всё большее место в произведении.
Развитие событий в романе связано движением самой истории, все действующие лица участвуют в историческом процессе, судьбы отдельных героев связаны семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как « мысль народную»
Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль народа и личности в истории, понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент – вот к чему стремился в своём произведении Толстой.
Об этом мы с вами сегодня и поговорим.
1.Первый вопрос, на котором мы остановимся: причины войны 1812 года.
Сообщение уч-ся.
Т.3.ч.1. гл. 1.
Вывод. Итак, исходя из причин войны 1812 года, мы можем сказать, какой характер войны 1812 года для русских? (Да, справедливый, оборонительный характер, освободительный. ).
Для русских это вынужденное, единственно возможное в сложившихся условиях спасение родной земли, национального достоинства и независимости.
2.Война началась. Кто же будет главнокомандующим в русской армии?
Сообщение уч-ся. Видео «Совет в Филях». .
Вывод.
Царь был против назначения Кутузова главнокомандующим, но по требованию народа он назначил его главнокомандующим. Кутузов как воплощение « мысли народной» и нравственных идеалов Л.Толстого.(т.3. ч. 2 гл.22., т.3. ч.3. гл.4., т.4. ч.4. гл 5, т.4. ч.2. гл.3) Народное представление о величии Толстой подчёркивает в образе Кутузова, который является для него нравственным идеалом: « Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов не претендует на роль всесильного и всезнающего полководца. Он стремится к главному, с точки зрения Толстого, – руководить «духом армии», от которого зависит исход сражения, который составляет главный нерв войны.
Правота Кутузова в споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки» ( Кутузова )симпатии крестьянской девочки Малаши.
Кутузов всегда скромен и прост и потому не только обаятелен, но и значителен.
Думал о народе, о России.
Москву сдали, чтобы спасти Россию, армию, собраться с силами.
Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.
Кутузов и Наполеон противопоставлены в романе. Оба полководца покидая страницы роман а,
сопровождаются народным судом:
Кутузов – всеобщим одобрением на смотре под Красным, а Наполеон - разговором солдат: «А кабы на мой обычай, я бы его изловимши да в землю закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Всё одно конец сделаем, не будет ходить».
(Не бездействует. Мудрость, доброта, « голубчик», простота). Видео «Спасена Россия».
Образ борющегося народа наиболее раскрывается в главах, а их 21, посвящённых Бородинскому сражению. Бородинская битва решает участь России и наполеоновской Франции.
Сообщение уч-ся.
3 Посмотрим, как Толстой показывает Бородинское сражение. Т.3. ч.2. гл. 30, 38.
Для чего было дано Бородинское сражение? « требование народного сражения…» гл. 19. Т 3., гл.21.
Вид Бородинского поля в начале сражения. Красота панорамы выражает «торжественность минуты». (гл.30)
«Страшный вид поля сражения…»Осуждение Наполеона, который отрёкся « от правды и добра, и от всего человеческого» (гл.38).
Видео «Бородинское сражение».
4. Какое значение имела Бородинская битва?
Сообщение уч-ся.
Рисуя войну 1805 – 1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды цели. В войне 1812 года цели ясны каждому солдату, каждому крестьянину.
Бородинская битва становится не просто военной операцией, а решающим народным сражением, в котором русский народ неминуемо должен одержать победу. Эту мысль о народном характере предстоящего сражения , об его исключительном значении Толстой выразил словами простого солдата: « Нынче не то , что солдат, а и мужичков видал!.. Всем народом навалиться хотят».
Лев Толстой глубоко понимает значение Бородинского сражения в народной войне 1812 года: « Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством. На котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная , та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, которая была одержана русскими под Бородиным».
Писатель убедительно показывает, что эта победа определила весь ход войны 1812 года: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».
Это стало возможным благодаря тому, что в Бородинском сражении проявился народный характер войны 1812 года.
Вывод. Бородинская битва выявляет нравственное превосходство русских над врагом, она решает
участь России и Франции.
5. А чем же в это время занимается дворянство? (т.4.ч.1.гл.4., т.3. ч. 3.гл. 24).
Сообщение уч-ся.
В годину тяжких испытаний для Отечества « делом народным», всеобщим становится защита Родины. Л.Толстой обращает особое внимание на то, что дворянство, в отличие от народа, не едино в выражении патриотических чувств.
Только лучшие представители дворянства в состоянии постигнуть дух народа и подняться до нравственной высоты патриотизма и героизма.
Такова Наташа Ростова. Перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых.
Петя Ростов идёт на войну. Княжна Марья, сдержанная в своих чувствах, гневно отвергает предложение француженки Бурьен покориться и остаться под властью Наполеона.
Пьер отдаёт тысячу людей и средства на их содержание. Это истинные патриоты, они в тяжёлую минуту для своей Родины, встают на её защиту, происходит единение людей, у которых одна общая цель.
Деятельность исторических лиц проверяется всё той же « мыслью народной». В нескольких сценах в полной мере раскрывается комизм и жестокость Растопчина, не имеющего ни малейшего представления о том народе, которым он вздумал управлять.
А в салоне А.П.Шерер меж тем занятия другие? Какие?
Вывод.
Таким образом , истинный патриотизм в понимании Л.Н.Толстого есть высшее проявление нравственной силы и духа народа.
Толстой показывает нам тех, кто кровно связан с Россией народной, кто встаёт на защиту своего Отечества.
6.Это можно сказать о Пьере.
Сообщение уч-ся. Видео « Пьер на Бородинском поле».
Вывод.
Истинные патриоты – это русские люди, чувствующие общность, когда Отечество в опасности. Недаром в труднейший период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле, приходит к убеждению, что истинное счастье в слиянии с народом: «Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом».
Переходим к следующему вопросу, который волновал писателя.
7.Воля истории и воля народа.
Сообщения уч-ся. Т.3. ч.3. гл.1.
Вывод.
.Какая сила движет народами?
Л.Толстой большие исторические события рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров.
Т.4.ч.3. гл.1.3.
« Что касается исторической деятельности, то свободным субъектом и свободной причиной этой деятельности может быть только народ в целом, а не отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни стояло, чтобы оно ни думало об историческом значении своих дел – и что бы об этом значении ни думали другие - современники, историки, философы».
Отсюда и « царь есть раб истории». Толстой отрицает волю и власть одного лица.
Человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Он справедливо развенчивал
Преувеличенные представления о роли личности в истории, а временами готов был отрицать вообще эту роль.
Великосветское общество считало, что царь и история одно и то же. От воли и усилий простых и обыкновенных людей зависит исход исторических событий. На войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувства и стремлений, определяет ход событий.
История доказывает правильность суждений Л.Н.Толстого о роли личности в истории.
(Великая Отечественная война 1941 – 1945 ).
Вывод.
Самое дорогое для Толстого – любовное единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели. Поэтому, как показывает писатель,
именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие национальные черты русского человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.
Оценка человека в романе определяется его близостью с народом.
В « Войне и мире» воплощена подлинная народность - величайшее завоевание русской классической литературы.
О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.
Д/З стр. учебника « Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа....
Методическая разработка по литературе. Урок – семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс
В помощь учителям литературы при изучении романа "Война и мир"....
Мастерство Л.Н.Толстого - романиста (обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир")
Обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир"...
Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова (по роману « Мастер и Маргарита»).
Добро и зло… Бог и дьявол… Свет и тьма… Именно об этом спорят Берлиоз и Воланд в первой главе романа. Давайте и мы включимся в этот спор и порассуждаем о добре и зле в «закатном» романе Михаила Булгак...
Урок-семинар по роману А.А.Фадеева «Разгром». XI класс
Конспект открытого урока по литературе. Новый взгляд на нестареющую классику. Урок- семинар. Для классов гуманитарного профиля...
Урок-семинар на тему «Как стоит жить по справедливости или по человечности» по роману Достоевского «Преступление и наказание»
laquo;Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, то тебя бы уже давно не было.. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение»....
Комментарии
"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого.