Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._i_ktp_7_kl.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе :
1)Федерального компонента государственного стандарта общего образования:
2)Федерального закона «О образовании в Российской Федерации»
3)Закона РБ «Об образовании в РБ»
4) Основной образовательной программы МБОУ «СОШ №1с.Шаран»
5)Учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»
При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 7 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Темы по истории Башкортостана изучаются из учебника 8 класса «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./
Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2011; темы по культуре Башкортостана: «Культура Башкортостана»– Галин С.А.,Галина Г.С.,
Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.,Уфа : Китап,2011
Цели и задачи курса:
- Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
- Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
- Способствовать возрождению и развитию национальных культур
- Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
- Формировать творческое мышление у школьников
Учащиеся 7 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы (Н.Асанбаев, Г.Ибрагимов)
Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)
- по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;
- по музыкальному искусству : знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества(песни, вокальные , хоровые , инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.),знать ведущих исполнителей как народного ,так и профессионального искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);
- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы.
Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:
- представления о просвещении и печати в Башкортостане;
- о традициях и обычаях башкир.
УМК:
Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова,Уфа,2010г.
Учебник «Культура Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2011г.
Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2011
Межпредметные связи:
Башкирский язык и литература, география, история
Электронные пособия:
- Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)
- Электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»
Требования к уровню усвоения предмета
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Литература для ученика
Учебник «Культура Башкортостана» Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.Уфа: Китап,2011г.
Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2011
Дополнительная литература
- Башкирские богатырские сказки.Уфа: Китап,1988г
- Башкирские музыкальные инструменты.Уфа: Китап,1989г.
- Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце .Книга о С.Юлаеве. Уфа: Китап,1990
- С.Юлаев. Стихотворения/ составитель Г.Галимова,Уфа: Китап,2004
- Каримова А.Р. Салават Юлаев –гордость народа( жизнь и творчество С.Юлаева) Уфа: Китап,2009
- Галлямова Л.Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана- Уфа: Китап,2002
8. Журналы « Ватандаш», «Агидель» , «Панорама Башкортостана», «Аманат»,газеты «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Киске Офэ», «Йэшлек», «Йэншишмэ», «Йыйын».
Календарно-тематическое планирование. 1 ч в неделю. 35 ч в год
№ | Содержание темы | Кол- во часов | Дата проведения уроков | Корректировка | Практическая работа | Оснащение урока | Примечание | |||
1 | Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства | 1 | 01.09 | Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение» | Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.57-64 | Материалы из журнала «Ватандаш», «Панорама Башкортостана» | ||||
2 | Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания. Религии народов Башкортостана. | 1 | 8.09 | Тест | Учебник «История Башкортостана» 8кл,стр.65-68 | |||||
3 | Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. | 1 | 15.09 | Работа по карте | Учебник «История Башкортостана» стр.145-163 | |||||
4 | Биография С.Юлаева. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие. | 1 | 22.09 | Просмотр стр. электронной книги о С. Юлаеве | Учебник, песни и легенды о С.Юлаеве, | |||||
5 | Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах. | 1 | 29.09 | Слушание лирических стихотворений С.Юлаева на башк,на русском языке, беседа на тему: «Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым» | Учебник, стихи С. Юлаева | «С.Юлаев», «Салауат батыр-ил курке» | ||||
6 | Образ Салавата Юлаева в литературе | 1 | 06.10 | Чтение из электронной книги « беседа на тему: «Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом» | Учебник, «Салауат батыр- ил курке», «Салауат Юлаев» | Журнал «Агидель» | ||||
7 | Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре | 1 | 13.10 | Беседа на тему: «Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе) | Учебник, журнал «Аманат» | Картины | ||||
8 | С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем. | 1 | 20.10 | Беседа на тему : «Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.» | Учебник, книги С. Аксакова | Произведения Аксакова | ||||
9 | С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев» | 1 | 27.10 | Сообщение на тему уч-ся: «Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов. | Учебник, отрывки из романа «Салават Юлаев» | Инсценировка отрывка | ||||
10 | Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный Паша». | 1 | 10.11 | Просмотр видеопособия | Учебник, драма «Красный паша» | Материалы о творчестве Н.Асанбаева | ||||
11 | Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя». | 1 | 17.11 | Тест | Учебник, отрывки из романа «Кинзя». | Инсценировка отрывка | ||||
12 | Галимжан Ибрагимов «Дети природы». | 1 | 24.11 | Кроссворд | Учебник | Инсценировка отрывка | ||||
13 | Мектебе и медресе – основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века | 1 | 1.12 | Беседа на тему : «Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское» | Учебник, медресе: Стерлибашевское, Каргалинское | Материалы из журналов и газет | ||||
14 | Школьное образование в Башкортостане | 1 | 8.12 | Сообщение учителя на тему : «Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы» | Учебник, фотоматериалы из интернета | Материалы из журналов и газет | ||||
15 | Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане | 1 | 15.12 | Беседа на тему : «Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова» | Учебник, фотоматериалы из интернета | Материалы из журналов и газет | ||||
16 | Первые буквари на башкирском языке | 1 | 22.12 | Сообщение уч-ся на тему : «Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919 | Учебник | Материалы из журналов и газет | ||||
17 | Национальный костюм башкир | 1 | 29.12 | Беседа на тему : «Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма» | Учебник, книга С.Н.Шитовой «Башкирская народная одежда» | Материалы из школьного музея | ||||
18 | Ювелирные украшения | 1 | 19.01 | Сообщение уч-ся на тему : «Декоративное оформление и орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик» | Учебник, журнал «Панорама Башкортостана» | Материалы из школьного музея | ||||
19 | Башкирское кузнечное ремесло | 1 | 26.01 | Реферат на тему : «Художественная обработка металла – один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом» | Учебник | Материалы из школьного музея | ||||
20 | Вооружение башкир | 1 | 2.02 | Беседа на тему : «Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее – различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи» | Учебник, журналы «Панорама Башкортостана», «Аманат» | Рисунки вооружений башкир | ||||
21 | Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов | 1 | 9.02 | Сообщение на тему : «И. Тасимов – основатель первого горного учебного заведения в России»,просмотр видеопособия «Истоки горнорудного дела башкирского края | Учебник, рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил», видеопособие «Истоки горнорудного дела башкирского края» | Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы. | ||||
22 | Театральная жизнь дореволюционной Уфы. | 1 | 16.02 | Беседа на тему: «Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Сообщение на тему : «Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891)» Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева. История строительства Аксаковского народного дома. | Учебник, Ф. Туйкин «Ватан ҡаһармандары» («Герои Отечества»), «Тормош ҡорбандары» («Жертвы жизни») | Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в репертуаре этих театров | ||||
23 | Формирование башкирского драматического театра. | 1 | 1.03 | Беседа на тему: «Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой» | Учебник, электронный учебник | Сбор материала на альбом | ||||
24 | Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике | 1 | 15.03 | Сообщение на тему: «Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова. Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева» | Учебник, электронный учебник | Сбор материала на альбом | ||||
25 | Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев | 1 | 22.03 | Беседа на тему: «Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки» | Учебник, диск «Композиторы Башкортостана» | Сбор материала на альбом | ||||
26 | Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога | 1 | 5.04 | Слушание народных песень в исполнении Г.Альмухаметова. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым). Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. | Учебник, диск «Композиторы Башкортостана» («Я песней возвращусь») | Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за создание башкирской советской музыки | ||||
27 | Жизнь и творчество З. Исмагилова. | 1 | 12.04 | Слушание песень «Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал», Оперы «Шаура», «Послы Урала» (прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»). Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. | Учебник, книга о З. Исмагилове | Прослушивание увертюры к опере, арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават» | ||||
28 | Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова). | 1 | 19.04 | Просмотр видеопособия | Учебник | Организация Союза композиторов Башкортостана (1940) | ||||
29 | Современное состояние башкирской оперы | 1 | 26.04 | Сообщение на тему: «Известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков» | Учебник, презентация «Р.Гареев» | |||||
30 | Художники старшего поколения | 1 | 22.04 | Просмотр картин: М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо», ), Д. Бурлюк («Портрет юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин («Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»), И. Урядов Репродукция картин («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине», тест | Учебник, иллюстрации | Репродукция картин | ||||
31 | Художники среднего поколения | 1 | 3.05 | Просмотр и беседа по картинам | Учебник | Репродукция картин | ||||
32 | Образ башкира в картинах А. Кузнецова | 1 | 10.05 | Тест | Учебник, работы «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник» | Репродукция картин | ||||
33 | Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева | 1 | 17.05 | Просмотр и беседа по картинам :«Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время». | Учебник, «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время» | Репродукция картин | ||||
34 | Творчество Домашникова, Бурзянцева, Ситдиковой | 1 | 24.05 | |||||||
35 | Итоговое повторение курса | 1 | 31.05 | Итоговое тестирование | учебники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 5 класса
Рабочая программа для 5 класса...
Рабочая программа для 6 класса по истории и культуре Башкортостана
Рабочая программа по ИКБ...
Рабочая программа для 7 класса по истории и культуре Башкортостана
Рабочая программа по ИКБ...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 9 класса
Рабочая программа по ИКБ...
презентация по истории и культуре Башкортостана на тему: "Вхождение Башкортостана в состав Русского государства" (6 класс)
Данная презентация посвящена процессу добровольного вхождения башкирского народа в состав России при Иване Грозном. Презентация позволяет организовать самостоятельную добычу знаний учащимися на ...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса...
рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 8 класс
Планирование составлено на основе примерной учебной программыобъединенного предмета «История и культура Башкортостана».Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час (согласно учебному п...