рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Александрова Лилия Ахмадхановна

Планирование составлено на основе примерной учебной программы

объединенного предмета «История и культура Башкортостана».

Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час (согласно учебному плану).

Наряду с огромными трудностями современности (экономического,

социального, общественного порядка), наблюдается понимание

необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это

настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История

и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно

богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором

базируется формирование личности. Культура по своей природе

национальна, поэтому уникальна и неповторима. Календарно-тематическое

планирование, в соответствии с программой, предусматривает раскрытие

подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний,

целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте

страны мира в целом.

Главное – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с

активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую

историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным

ценностям. 

Обучающиеся 8 классов по истории и культуре Башкортостана 
должны знать:

- Башкортостан на рубеже 18-19 веков;

- Башкирские исторические песни и предания;

- Башкирская литература на рубеже 19-20 в. (М.Акмулла, М.Уметбаев,

М.Гафури, Ш.Бабич).

- Современная печать;

Понятия изобразительного искусства в послевоенный период

(А.Лутфуллин, Б. Домашников, Р. Нурмухаметов, А.Арсланов)

- Башкирское танцевальное и хореографическое искусство. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikb_8_kl.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Шушнур»

Муниципального района Краснокамский район РБ

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

естественного,

физико-математического  цикла

(наименование ШМО)

Протокол №  1

от «30»08. 2017 г.

Руководитель ШМО  ______/Соина Р.М./

          «Согласовано»

     заместитель директора  по УВР

     _______В.В.Петрова

                           «31» 08.2017г.

«Утверждаю»

Директор:

  ________И.Г. Аллаяров

           Приказ

         

        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                По    истории и культуре Башкортостана___________________________

                                     (указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) __8__________________________________________

                                      (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов  _35 ___________________________________________________

Учитель   Александрова Лилия  Ахмадхановна ______________________________

Программа разработана на основе 

Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана»1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной,  М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой,  Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова Уфа.: «Китап»,2010________________

 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

    Рабочая программа составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов. 2010

Составители: Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова.

   Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 8 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год.

Цели и задачи курса:

-Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

-Формировать здоровые эстетические представления школьников;

-Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными   продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

-Способствовать возрождению и развитию национальных культур

-Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

-Формировать творческое мышление у школьников.

 

Главная задача курса – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Программное содержание курса

VIII класс

Повторение пройденного материала (1ч.)

История в песнях. Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр.

Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков (7 часов). Территория. Общественно-политическая структура. Введение кантонной системы управления. Население.

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года. Сбор добровольных пожертвований и взносов на победу. Подвиги, потери, награды башкирских полков. Кахым турэ.

Участие башкир в заграничных походах русских войск.

Усиление колонизации края. Земельная политика царизма в Башкортостане, рост земельной спекуляции. Прогрессивная российская общественность о массовом расхищении башкирских земель. Упадок скотоводства. Завершение перехода башкир к оседлости и земледелию. Натуральные повинности и денежные сборы с башкир. Расслоение башкирского крестьянского общества. Обнищание основной массы башкир, борьба против расхищения их земель. Массовое переселение крестьян центральных и поволжских губерний России на территории Башкортостана. Расслоение среди переселенцев. Выделение крупных землевладельцев.

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане. Создание Уфимской губернии. Проведение буржуазных реформ в Башкортостане. Земская реформа. Компетенция земств. Земские сборы и налоги. Права земств их роль в решении хозяйственных и культурных вопросов.

Уфимская городская дума. Городская управа. Судебная реформа. Раздел губернии на мировые округа, выборы мировых судей. Введение окружных судов. Сохранение волостных судов для башкир.

Военная реформа. Изменение порядка призыва на военную службу. Формирование ополчения

Экономическое развитие края во второй половине XIX века. Рост городов, развитие торговли. Золотодобывающая, фабрично-заводская, лесная промышленность. Изменения в социальной структуре общества.

Зарождение революционного движения в крае. Включение Башкортостана в единый общероссийский социально-экономический и культурный процесс.

Башкирские исторические песни и предания (6 часов)

Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. М Лоссиевский, М. Уметбаев о необходимости знания башкирами своей родословной, преданий и песен.

Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года. Отражение всенародного характера войны в песнях-преданиях Кахым-турэ». Образы царя и Кахым-турэ в них. Песни и предания об участии женщин в этой войне (песня «Иремель», предание «Рассказ башкирца Джантюри»). Песня «Кутузов».

    Песни о начальниках кантонов и их историческая основа. Песни и предания, проклинающие начальников («Кулуй кантон», «Тухват кантон»), песни сатирического («Кагарман кантон»), и лирического («Сибай») содержания.

    Историко-архитектурный комплекс «Караван-сарай» в Оренбурге и одноименная народная песня.

  Песни о беглых (о людях бунтарского духа, сбежавших от службы, из ссылки). Схожесть судеб героев этих песен. Социальный смысл слова «беглый». Судьба героев песен и преданий «Буранбай», «Бииш».

Песни об армейской службе и военных походах. Трагическая судьба солдата (песня «Армия»). Песни о военных походах 1839, 1853 годов в Среднюю Азию («Сыр-Дарья», марш «Перовский»). Песни о русско-японской войне («Порт-Артур», «Гайса-ахун»).

    Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. Образ сэсэна в народном творчестве. Его мудрость, остроумие и находчивость. Кубаир «Айтыш-состязание Акмурзы сэсэна с Кубагуш сэсэном». Баик сэсэн - певец героической истории башкир. Габит сэсэн Аргинбаев – хранитель кубаиров «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал». Шафик сэсэн Тамьяни – певец родного Урала.

М. Бурангулов – народный сэсэн Башкортостана. Собиратель народного творчества. Запись эпоса «Урал батыр» Традиции сэсэнов в западном Башкортостане.

Краткая характеристика творчества сэсэнов Н. Юмрани, Ш. Шарифуллина, Г. Галиева, А. Гатиатуллина.

Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Роль русских ученых и краеведов (С. Г. Рыбаков, Л. Н. Лебединский).

Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. Мифологический эпос «Урал батыр» как фундаментальный памятник мировой культуры. Древние мотивы кубаира. Янбирде и Янбике как первые люди на земле. Осознание нераздельности человека и природы. Антропоморфизм, анимизм. Этиологические мотивы. Проблема бессмертия.

Краткая характеристика сказаний против властителей Золотой Орды, Ногайского и Казанского ханств. «Идукай и мурадым», «Таргын и кужак» (отрывки). Сказание «Ек –Мергэн». Архаические мотивы и историческая основа сказания. Трагической и героическое. Образ Тугызак-эби. Образ Ек-Мэргэна – предводителя западных башкир в в борьбе против Казанского ханства. Пленение и освобождение батыра. Фольклорный и литературный стили сказания.

Сказание «Алдар и Зухра». Тема объединения степных и лесных башкир, дружбы башкир с другими народами. Прославление мирной жизни народов и осуждение попыток раздора. Образы Зухры, Алдара и Авлии.

Башкирская литература на рубеже 19-20 веков (6 ч.)

Этапы развития башкирской литературы.

Творческий путь М. Акмуллы . Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни.

Стихотворение «Назидания» как кодекс ислама. Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта.

Мухаметсалим Уметбаев  как поэт и ученый. Книга «Ядкар». М. Уметбаев – поэт, публицист, фольклорист, языковед, историк, этнограф. Краткая характеристика его основных работ. Стихи поэта: «Страна юмран», «Жалоба», «Пройденная жизнь - оставшаяся память», отражение в них бедственного положения башкирского народа, осуждение колониальной политики царизма.

Мажит Гафури  – классик башкирской литературы. Биография поэта. Дореволюционная поэзия М. Гафури. Отношение поэта к революции 1905г. («Стихи радости», «Завещание 1906 года к 1907 году»). Проблема народа и поэта в поэзии М. Гафури («Я и мой народ», «Красное знамя»).

Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести: Закир и Галима – это Ромео и Джульетта на башкирской земле.

Шайхзада Бабич . Биография поэта. Ш. Бабич и башкирское национальное движение. Мотивы разочарования и надежды в начальный период творчества («Несчастлив я», «Жалоба»). Народ и поэт в стихах Ш. Бабича («За народ», «За кого»). Судьба стихотворения «Жду». Прославление Башкортостана в стихах «Кураю», «Марш войска», «Башкортостан», «Мы» (по выбору). «Хитап башкирскому народу по случаю соглашения с большевиками». Трагическая гибель поэта. Учреждение премии им. Ш. Бабича.

Современная печать (2 ч.)

Современная печать и проблемы развития культуры в республике. Роль республиканских газет и журналов: «Башкортостан», «Кызыл тан», «Молодежная газета», «Агидель», «Башкортостан укытыусыхы», «Башкортостан кызы», «Аманат» в жизни общества. Новые издания: «Ватандаш», «Шонкар», «Акбузат», «Тулпар», «Тамаша», «Йэшлек», «Умет» и проблемы культуры.

Деятельность издательств «Китап» им. З. Биишевой, «Башкортостан», «Башкирской энциклопедии» и их роль в развитии культуры.

Библиотечное дело в конце XIX – начале XX века. Национальная библиотека имени З. Валиди как информационно-библиографический и методический центр. История организации и становления. Отделы и фонды. Сеть библиотек в настоящее время.

   Русские писатели и краеведы о Башкортостане (П. М. Кудряшов, А. С. Пушкин, В. И. Даль, Л. Н.Толстой, Г. И. Успенский, Н. А.Крашенинников).

Изобразительное искусство Башкортостана в послевоенный период (1950-19часов)

Периодизация истории развития башкирского изобразительного искусства: дореволюционный, довоенный, в период Великой Отечественной войны, после войны.

Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период. Проведение выставок – «смотров», «творческих отчетов», посвященных знаменательным событиям. Декада башкирской литературы и искусства в Москве в 1955году, республиканская выставка 1957г., юбилейная в 1969 г. в г. Москве и Ленинграде; автономных республик России в 1971г., зональные (1

Укрепление в республике художественного образования, связей башкирских художников с мастерами искусства других народов.

Национальные темы и традиции народного искусства в творчестве художников небашкирской национальности - Ф. А. Кащеева, А. А. Кузнецова, П. П. Салмасова.

      Жизнь и творчество народного художника СССР, академика А.Лутфуллина.

 Произведения с широким обобщением военных событий, с использованием новых художественных средств и приемов: «Ожидание», «Прощание», «Проводы на фронт»; портретные работы «Мать погибшего героя»: «Ветеран», «Мелодии кубыза», «Сабантуй». Философская глубина портрета «Старуха на черном фоне».

      Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его произведениях: «Май. Березняк», «Вечерний сеанс», «Зимнее окно», «Черемуха», «День Победы», «Родина», «Май. Красная площадь», «Весна. Ключарево», «Зима на окраине», «Уфимский романс с минаретом».

      В. П. Пустарнаков. Произведения на тему войны: «Пулеметная рота», триптих «Родина», «Лето 1945 года», «Передний край обороны», «Прифронтовой эвагоспиталь», «Пастбище».

      Р. М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра: «Жертвы шариата», «Праздник в ауле», «На просторах Урала», «В нефтяном крае», «После трудового дня».

     А. С.Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях: «Осень в родном краю», «Степь». «Красный дом», «Весна на ферме», «Лето. Полдень», «Степь».

            Башкирское танцевальное и хореографическое искусство (5 часов)

Башкирская народная хореография. Обрядовые, трудовые, военно-исторические, шуточные, лирические танцы.

     Жизнь и творчество Файзи Гаскарова. Его роль в возрождении башкирского танца. Башкирский государственный академический ансамбль народного танца им. Ф.Гаскарова. История создания. Творческий путь коллектива. Наиболее яркие исполнители. История создания профессионального хореографического искусства в республике. Понятие о балете как части хореографического искусства. Терминология: балет, балерина, балетмейстер, хореография, кордебалет, пантомима.Развитие искусства балета в республике. Балет «Журавлиная песнь» Л. Степанова.

     Нариман Сабитов – композитор и дирижер. Жизнь и творчество. Балеты «Страна Айгуль», «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь». Балеты для детей «Буратино» и др.Звезды башкирского балета. Творческие портреты З. Насретдиновой, Р. Нуриева.Башкирский балет сегодня. Репертуар. Известные исполнители. Балетный фестиваль им. Рудольфа Нуреева.

Итоговый урок (1 ч.)

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование  разделов  и тем

Всего часов

Уроки

Контрольные  уроки

Примечание

1.

Повторение пройденного материала.

1

2.

Башкортостан на рубеже  18-19вв.

7

3.

Башкирские  исторические песни и предания.

6

4.

 Башкирская литература.

6

5.

Современная  печать.

2

6.

Изобразительное искусство в послевоенный период.

7

1

7.

Башкирское  танцевальное и  хореографическое искусство.

5

     

Обучающиеся  VIII класса по истории и культуре Башкортостана  должны знать:

- по истории Башкортостана: основные исторические события Башкортостана XIX века, отражение исторических событий в социально-экономическом и политическом развитии;

- Государственные символы Республики Башкортостан;

- По литературе:  этапы развития башкирской литературы, основные произведения крупных представителей башкирской литературы XIX века (Акмулла, М. Уметбаев), жизнь и творчество Мажита Гафури и Шйхзады Бабича.

Уметь:

анализировать произведения литературы, изобразительного искусства, произведения драматургии;

- сопоставлять произведения искусства с реальными историческими событиями;

- работать с документами (приложением);

- грамотно оформлять сообщения  и рефераты на заданную тему и защитить.

Требования к уровню усвоения предмета

         Обучающиеся 8 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

    -       по истории: основные даты и  события в истории Башкортостана XVII-XVIII вв.,

о башкирских восстаниях в XVII – XVIII в.в., об известных предводителях народных движений,

    -о башкирской литературе на рубеже 19-20 веков: основные произведения крупных    

     представителей башкирской литературы, (М.Карима, Х.давлетшиной, М.Гафури, Д.Юлтыя,

     З.Биишевой, Р.Гарипова, Н.Наджми, Н.Мусина, Р.Бикбаева), некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть  осведомленными  о русско-башкирских литературных связях.

    -об изобразительном искусстве, о современной живописи;

    -по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных  театров РБ, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Шушнур»

Муниципального района Краснокамский район РБ

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

естественного,

физико-математического  цикла

(наименование ШМО)

Протокол №  1

от «30»08. 2017 г.

Руководитель ШМО  ______/Соина Р.М./

          «Согласовано»

     заместитель директора  по УВР

     _______В.В.Петрова

                           «31» 08.2017г.

«Утверждаю»

Директор:

  ________И.Г. Аллаяров

       Приказ

         от «31 »08.2017 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По      истории и культуре Башкортостана______________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс    8___________________________________________________________

Учитель   Александрова Лилия Ахмадхановна____________________________

Количество часов: всего   _35    часов; в неделю __1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Александровой Лилии Ахмадхановны, протокол №1, от 30.08.2016,___________

приказ № 39/34 от 31 .08.2016г.___________________________________________              

                 (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Календарно-тематическое планирование  1 час в неделю   35 часов в год.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт.

Примечание

1.

История в  песнях. Вооружение башкир. Письменность

1

02.09.

2.

Территория. Общественно-политическая  структура

1

09.09.

3.

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года

1

16.09.

4.

Участие башкир в заграничных походах русских войск

1

23.09.

5.

Усиление колонизации края

1

30.09.

6.

Отмена крепостного права и создание Уфимской  губернии

1

07.10.

7.

Экономическое развитие края во второй половине XIX века

1

14.10.

8.

Зарождение революционного движения в крае

1

21.10.

9.

Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года

1

28.10.

10.

Песни об армейской службе

1

11.11.

11.

Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора

1

18.11.

12.

Собиратели и исследователи  башкирского фольклора

1

25.11.

13.

Башкирский народный эпос «Урал батыр»

1

02.12.

14.

Сказание «Алдар и Зухра»

1

09.12.

15.

Этапы  развития  башкирской  литературы

1

16.12.

16.

Творческий путь М. Акмуллы

1

23.12.

17.

Мухаметсалим Уметбаев как поэт и ученый

1

30.12.

18.

Мажит Гафури– классик башкирской литературы

1

21.01.

19.

Отрывки из  повести М.Гафури «Черноликие»

1

28.01.

20.

Шайхзада Бабич

Биография поэта

1

03.02.

21.

Современная печать и проблемы развития культуры в республике

1

10.02.

22.

Библиотечное  дело  в конце XIX-начале XX века

1

17.02.

23.

Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период

1

24.02.

24.

Национальные темы и традиции народного искусства в творчестве художников

1

03.03.

25.

Жизнь и творчество народного художника СССР, академика

А. Лутфуллина

1

10.03.

26.

Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его произведениях

1

17.03.

27.

В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны.

1

24.03.

28.

Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра

1

07.04.

29.

А.С.Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях

1

14.04.

30.

Контрольная работа  по теме: «Литература. Живопись»

1

21.04.

31.

Башкирская народная хореография

1

28.04.

32.

Жизнь и творчество Файзи Гаскарова

1

05.05.

33.

Развитие искусства  балета  в республике

1

12.05.

34.

Звезды башкирского балета

1

19.05.

35.

Итоговый урок по  курсу «История и культура Башкортостана»

1

26.05.

Итого:

К/Р-1 ч.

35 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программа по культуре Башкортостана

1.      ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3....

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...