Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран
муниципального района Шаранский район
Республики Башкортостан»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО Руководитель ______ __________________ Протокол от «_31_» __09_ 2015 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______Г.Ф.Зиннурова «____»________2015г. | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета школы Протокол от « 26» августа 2015 г. № 1____ | Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1 с.Шаран» _______В.Г. Раянов Приказ от «22» августа 2015 г. № 185 |
Рабочая программа
по истории и культуре Башкортостана
в 6 классе
на 2015-2016 учебный год
Общее количество часов – 35
Количество часов в неделю – 1
Плановых контрольных уроков – 3
Административных контрольных уроков - 2
Программа общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова
Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003 6 класс.
Учитель: Тамилина Светлана Германовна
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов. Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова Учебник: «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003
|
Пояснительная записка
Программа составлена на основе :
1)Федерального компоненте государственного стандарта общего образования:
Приказ МО Российской Федерации №21089 от 05.03.2004( ред.от 19.10.2009) «Об утверждении Федерального Компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования».
2)Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
3)Закона РБ «Об образовании в РБ»
4)Учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»
При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 6 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Цели и задачи курса:
- Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
- Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
- Способствовать возрождению и развитию национальных культур
- Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
- Формировать творческое мышление у школьников
Учащиеся 6 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай, М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.
Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
- по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;
Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:
- представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;
- о письменности башкир; о шэжэрэ
- о традициях и обычаях башкир
- о театрализованных обрядах и театрах
- об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир
- о роле живописи
- о культуре местного населения
Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
Общая характеристика учебного процесса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
- Урок, сочетающий урок с объяснением;
- Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
- Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
- Лекция с элементами беседы;
- Работа с документами;
- Пересказ текста учебника в связной монологической форме;
- Описание и анализ иллюстраций.
- Просмотр видеофильмов
- Подготовка сообщений на данную тему
- Подготовка реферата
- Работа над исследовательской работой
УМК:
Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова
Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003 6 класс.
Межпредметные связи:
Башкирский язык и литература, география, история
Электронные пособия:
- Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)
2.Башкорт эдэбиэте
3. Рус мэктэбендэ башкорт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)
Требования к уровню усвоения предмета
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Литература для ученика
Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003, 6 класс.
«Рассказы по истории Башкортостана»
Дополнительная литература
- Башкирские богатырские сказки.Уфа,Китап,1988г.
- Башкирские музыкальные инструменты.Уфа,Китап,1989г.
- Башкирские народные сказки.Уфа,Китап, 1980.
- Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997
Календарно-тематическое планирование уроков. 1ч в неделю. Всего - 34ч
№ | Содержание темы | Количество часов | Дата проведения | Корректиров ка | Практическая работа | Оснащение урока | Примечания |
1 | Повторение пройденного. Духовная и материаль-ная культуры | 1 | Просмотр видеопособия «Дружная семья» | Учебник, магнитофон. Картинки к теме | |||
2 | Башкиры в составе Золотой Орды. | 1 | Выполнение тестовых заданий | Учебник, книга | Статья из журнала «Панорама Башкортостана» | ||
3 | Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана | 1 | Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение» | Учебник,статья Р.Асылгужина «Расселение народов Исторического Башкортостана» из журнала «Ватандаш» | Статья из журнала «Ватандаш» №2 2010г., стр.48-70 | ||
4 | Феодальное башкирское общество, его структура | 1 | Беседа на тему: «Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края» | Учебник, | Тест | ||
5 | Основание г. Уфы. Колонизация края. | 1 | Сообщение уч-ся на тему: «Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале» | Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.75-90, | Набор фотографий «Уфа с высоты птичьего полёта» | ||
6 | Участие башкир в военных походах России | 1 | Учебник, | Статьи из журнала «Панорама Башкортостана» | |||
7 | Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений | 1 | Беседа на тему: «Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша» | Учебник, | Статьи из журнала «Панорама Башкортостана» | ||
8 | Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость. | 1 | Просмотр презентации | Учебник, книги | М.Бурангулов «Сэсэн аманаты», С.Галин «Башкорт халкынын ауыз – тел ижады» | ||
9 | Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие | 1 | Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы» | Учебник, книга | «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», Табынцы». | ||
10 | Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия | 1 | Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов» | Учебник, книга | «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов». | ||
11 | Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства | 1 | Слушание их фонохрестоматии песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал». | Учебник, книга | Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал». | ||
12 | Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель | 1 | Слушание их фонохрестоматии легенды Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора» | Учебник, книга | «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора». | ||
13 | Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века | 1 | Беседа на тему: «Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев» | Учебник, книга | Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев». | ||
14 | Легенды о небесных светилах и явлениях природы | 1 | Слушание из электронного учебника(тема № 29) легенды «Етегэн йондоз» | Учебник, книга | «Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица». | ||
15 | Топонимические легенды | 1 | Слушание их фонохрестоматии легенды:«Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица» | Учебник, книга | |||
16 | Г. Хусаинов «Семь родов». | 1 | Беседа на тему: «Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства» | Учебник, книга | Легенда | ||
17 | А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету». | 1 | Сообщение на тему: «Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны» | Учебник, книга А.Бикчантаева, памятник А.Матросову в г.Уфе | Сообщение на тему «Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны» Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове). | ||
18 | Произведения поэтов Башкортостана о родном языке | 1 | Слушание фонохрестоматии, легенды | Учебник, стихи Б. Бикбая, З. Биишевой, Р. Гарипова, Р. Шакура, Р. Бикбаева | «Башкортостан», Статьи из журнала «Панорама Башкортостана» | ||
19 | Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях. | 1 | Просмотр электронной книги | Учебник, статья из книги А.Хабирова | статья из книги А.Хабирова .Цикл рассказов «Сказания Голубой речки». | ||
20 | А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок». | 1 | Слушание фонохрестоматии, | Учебник, рассказ «Жаворонок» | Тест по творчеству А.Карная | ||
21 | С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко». | 1 | Слушание из фонохрестоматии, сообщение на тему : «Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко». | Учебник, рассказ «Гнедко» | Рисунки учащихся | ||
22 | К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров». | 1 | Беседа на тему: «Героизм защитников Родины» | Учебник, рассказ «Высота тридцати батыров». | Тест по творчеству К.Мэргэна | ||
23 | Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей | 1 | Просмотр презентации «;. Тукай» | Учебник, произведения «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе». | Презентация « Г.Тукай» | ||
24 | Скотоводство – основное занятие древних башкир | 1 | Сообщение на тему : «Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира”,слушание мелодии “Азамат” («курай» дискы, №39) | Учебник, сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса. | Рисунки:Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира. Фотографии из интернета “Кумысолечебницы Башкортостана» | ||
25 | Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи | 1 | Просмотр видеопособия «Искусство башкирских ремесел» | Учебник, набор открыток, диск «Искусство башкирских ремесел» | Видеопособие «Башкирские ремесла» | ||
26 | Земледелие. Орудия труда. Бортничество. Орудия труда. | 1 | Просмотр видеофильма «Башкирский мёд» | Учебник, выставка орудий труда музга, кирем, дымник | Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь. Видеопособие «Башкирский мёд», В.Власов «Башкорт балы» | ||
27 | Лесные промыслы. Обработка дерева | 1 | Беседа на тему : «Резьба по дереву» | Учебник, Выставка посуды: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и бересты, коры и лыка. | Атлас РБ | ||
28 | Понятие о религии. Роль религии в истории народов. | 1 | Сообщение учащихся на тему : «Коран – священная книга мусульман» | Учебник, Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века. | Статьи из газеты «Киске Оф0», Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам. | ||
39 | Архитектура ислама. Мечети | 1 | Беседа «Мечети» | Учебник, фотографии мечети, книга «Башкортостан» | Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой. | ||
30 | Письменность башкир | 1 | Беседа о творчестве поэта XIII в. Кул Гали | Учебник, диск «Государственная символика Башкортостана : от тамги до герба» | Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет», Дастан «Кысса и Йусуф» | ||
31 | Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник | 1 | Просмотр видеопособия «Шежере- генеалогическое древо» | Учебник, компьютер | Видеопособие «Шежере -генеалогическое древо» | ||
32 | Театрализованные обряды и театр | 1 | Инсценировка обряда “Кэкук сейэ” | Учебник, обряды“ Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник | Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”. | ||
33 | Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись | 1 | Просмотр видеопособия «Башкирские ремесла» | Учебник, Башкирская юрта | Видеопособие «Башкирские ремесла», Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 5 класса
Рабочая программа для 5 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 9 класса
Рабочая программа по ИКБ...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 7 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 8 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 9 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе...
рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 8 класс
Планирование составлено на основе примерной учебной программыобъединенного предмета «История и культура Башкортостана».Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час (согласно учебному п...