Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Тамилина Светлана Германовна

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для  6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран

          муниципального района Шаранский район

Республики Башкортостан»

РАССМОТРЕНО

на заседании  школьного МО

Руководитель ______

 __________________

Протокол

от «_31_» __09_ 2015 г.

№ 1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

_______Г.Ф.Зиннурова

«____»________2015г.

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета  школы

Протокол              от

« 26» августа 2015 г.

№   1____

 Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №1 с.Шаран»

_______В.Г. Раянов

Приказ  от

 «22» августа 2015 г.

№ 185

Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана

в 6  классе

на 2015-2016 учебный год

Общее количество часов – 35

Количество часов в неделю – 1

Плановых контрольных уроков – 3

Административных контрольных уроков - 2

Программа общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

 Учебник «Родной  Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003 6 класс.

Учитель: Тамилина Светлана Германовна

        Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов.

Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: «Родной  Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003

                                                                                     

Пояснительная записка

Программа составлена на основе :

1)Федерального компоненте государственного стандарта общего образования:

Приказ МО Российской Федерации №21089 от 05.03.2004( ред.от 19.10.2009) «Об утверждении Федерального Компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования».

2)Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

3)Закона РБ «Об образовании в РБ»

4)Учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

        Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

        Культурное наследие любого народа  - это та основа, на котором базируется формирование личности.

        Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета  в 6  классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи курса:

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
  • Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
  •  Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур
  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
  • Формировать творческое мышление у школьников

Учащиеся 6 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать: 

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай,  М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть  осведомленными  о русско-башкирских литературных связях.

  • по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.)  декоративно-прикладного искусства и сферах его применения  (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать  исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  • представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;
  • о письменности башкир; о шэжэрэ
  • о традициях и обычаях башкир
  • о театрализованных обрядах  и театрах
  • об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир
  • о роле живописи
  • о культуре местного населения

Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Общая характеристика учебного процесса:

 В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий урок с объяснением;
  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
  • Лекция с элементами беседы;
  • Работа с документами;
  • Пересказ текста учебника в связной монологической форме;
  • Описание и анализ иллюстраций.
  • Просмотр видеофильмов
  • Подготовка сообщений на данную тему
  • Подготовка реферата
  • Работа над исследовательской работой

УМК:

         Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

 Учебник «Родной  Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003 6 класс.

Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история

Электронные пособия:

  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)

                                               2.Башкорт эдэбиэте

                                               3.  Рус мэктэбендэ башкорт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

   Литература для ученика

Учебник «Родной  Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.–Уфа : Китап,2003, 6 класс.

«Рассказы по истории Башкортостана»

      Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа,Китап,1988г.
  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа,Китап,1989г.
  3. Башкирские народные сказки.Уфа,Китап, 1980.
  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997

Календарно-тематическое планирование уроков. 1ч в неделю.  Всего - 34ч

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения

Корректиров

ка

Практическая работа

Оснащение урока

Примечания

1

Повторение пройденного. Духовная и материаль-ная культуры

1

Просмотр видеопособия

«Дружная семья»

Учебник, магнитофон. Картинки к теме

2

Башкиры в составе Золотой Орды.

1

Выполнение тестовых заданий

Учебник, книга

Статья из журнала

«Панорама Башкортостана»

3

Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана

1

Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение»

Учебник,статья Р.Асылгужина «Расселение народов Исторического Башкортостана» из журнала «Ватандаш»

Статья из журнала «Ватандаш» №2 2010г., стр.48-70

4

Феодальное башкирское общество, его структура

1

Беседа на тему: «Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края»

Учебник,

Тест

5

Основание г. Уфы. Колонизация края.

1

Сообщение уч-ся на тему: «Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале»

Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.75-90,

Набор фотографий «Уфа с высоты птичьего полёта»

6

Участие башкир в военных походах России

1

Учебник,

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

7

Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители  народных движений

1

Беседа на тему: «Известные предводители  народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша»

Учебник,

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

8

Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.

1

Просмотр презентации

Учебник, книги

М.Бурангулов «Сэсэн аманаты»,

С.Галин «Башкорт халкынын ауыз – тел ижады»

9

Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие

1

Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий:  «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы»

Учебник, книга

 «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», Табынцы».

10

Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия

1

Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов»

Учебник, книга

 «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».

11

Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства

1

Слушание их фонохрестоматии песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

Учебник, книга

Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

12

Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель

1

Слушание их фонохрестоматии легенды

Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора»

Учебник, книга

 «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора».

13

Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века

1

Беседа на тему: «Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев»

Учебник, книга

Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».

14

Легенды о небесных светилах и явлениях природы

1

Слушание из электронного учебника(тема № 29) легенды

«Етегэн йондоз»

Учебник, книга

«Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица».

15

Топонимические легенды

1

Слушание их фонохрестоматии легенды:«Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица»

Учебник, книга

16

Г. Хусаинов «Семь родов».

1

Беседа на тему: «Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства»

Учебник, книга

Легенда

17

А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».

1

Сообщение на тему: «Героизм  башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»

Учебник, книга А.Бикчантаева, памятник А.Матросову в г.Уфе

Сообщение на тему «Героизм  башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны» Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове).

18

Произведения поэтов Башкортостана о родном языке

1

Слушание фонохрестоматии, легенды

Учебник, стихи Б. Бикбая, З. Биишевой, Р. Гарипова, Р. Шакура, Р. Бикбаева

«Башкортостан»,

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

19

Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.

1

Просмотр электронной книги

Учебник, статья из книги А.Хабирова

статья из книги А.Хабирова .Цикл рассказов «Сказания Голубой речки».

20

А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».

1

Слушание фонохрестоматии,

Учебник, рассказ «Жаворонок»

Тест по творчеству А.Карная

21

С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».

1

Слушание из фонохрестоматии, сообщение на тему : «Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».

Учебник, рассказ «Гнедко»

Рисунки учащихся

22

К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров».

1

Беседа на тему: «Героизм защитников Родины»

Учебник, рассказ «Высота тридцати батыров».

Тест по творчеству К.Мэргэна

23

Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей

1

Просмотр презентации

«;. Тукай»

Учебник, произведения  «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».

Презентация

« Г.Тукай»

24

Скотоводство – основное занятие древних башкир

1

Сообщение на тему :  «Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира”,слушание мелодии “Азамат” («курай» дискы, №39)  

Учебник, сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса.

Рисунки:Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.

Фотографии из интернета “Кумысолечебницы Башкортостана»

25

Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи

1

Просмотр видеопособия «Искусство башкирских ремесел»

Учебник, набор открыток, диск «Искусство башкирских ремесел»

Видеопособие «Башкирские ремесла»

26

Земледелие. Орудия труда. Бортничество. Орудия труда.

1

Просмотр видеофильма «Башкирский мёд»

Учебник, выставка орудий труда музга, кирем, дымник

Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь. Видеопособие «Башкирский мёд», В.Власов «Башкорт балы»

27

Лесные промыслы. Обработка дерева

1

Беседа на тему : «Резьба по дереву»

Учебник, Выставка посуды: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и бересты, коры и лыка.

Атлас РБ

28

Понятие о религии. Роль религии в истории народов.

1

Сообщение учащихся на тему : «Коран – священная книга мусульман»

Учебник, Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века.

Статьи из газеты «Киске Оф0», Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.

39

Архитектура ислама. Мечети

1

Беседа «Мечети»

Учебник, фотографии мечети, книга «Башкортостан»

Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой.

30

Письменность башкир

1

Беседа о творчестве поэта XIII в. Кул Гали

Учебник, диск «Государственная символика Башкортостана : от тамги до герба»

Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет», Дастан «Кысса и Йусуф»

31

Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник

1

Просмотр видеопособия

«Шежере- генеалогическое древо»

Учебник, компьютер

Видеопособие

«Шежере -генеалогическое древо»

32

Театрализованные обряды и театр

1

Инсценировка обряда “Кэкук сейэ

Учебник, обряды“ Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник

Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.

33

Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись

1

Просмотр видеопособия «Башкирские ремесла»

Учебник, Башкирская юрта

Видеопособие «Башкирские ремесла», Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 7 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса...

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 8 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса...

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 9 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса...

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе

Рабочая программа  по истории и культуре Башкортостана в 7  классе...

рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 8 класс

Планирование составлено на основе примерной учебной программыобъединенного предмета «История и культура Башкортостана».Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час (согласно учебному п...