Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 5 класса
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Фаршатова Әлфиә Әнүәр ҡыҙы

Рабочая программа для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ikb_5_klass.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       основная общеобразовательная школа с. Вояды

           Администрации   муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено                                                     Согласовано:

на заседании ШМО                                            зам.директора по УВР

протокол №____ от                                           _______________ / Фаршатова А.А./

«__»_________20__г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ ООШ с. Вояды

_____/ Миргалиев И.З./

Приказ №_________

«__»__________20__г.

Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана

в 5 классе

на 2011-2012 учебный год

общее количество часов – 34

количество часов в неделю – 1

Составила: Фаршатова Альфия Анваровна

Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов.

Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: «Родной  Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005

                                                                                              2011 год

                                                        Пояснительная записка

Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

        Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

        Культурное наследие любого народа  - это та основа, на котором базируется формирование личности.

        Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета  в 5 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи курса:

  1. Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
  2. Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
  3.  Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
  4. Способствовать возрождению и развитию национальных культур
  5. Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
  6. Формировать творческое мышление у школьников

Учащиеся 5 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  1. по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования   и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
  2. по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (М.Гафури, М.Карим, З.Биишева,  Р.Нигмати, Ф.Исянгулов,  Д.Юлтый), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть  осведомленными  о русско-башкирских литературных связях.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать  исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Общая характеристика учебного процесса:

 В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  1. Урок, сочетающий урок с объяснением;
  2. Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
  3. Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
  4. Лекция с элементами беседы;
  5. Работа с документами;
  6. Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
  7. Раскрывать содержание иллюстраций.
  8. Просмотр видеофильмов
  9. Подготовка сообщений на данную тему
  10. Подготовка реферата
  11. Работа над исследовательской работой

УМК:

         Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

 Учебник «Родной  Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005 5 класс.

Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история

Электронные пособия:

  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)

                                               2.Баш7орт 262би2те

                                               3.  Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)

                 

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

                                                                                   Литература для ученика

Учебник «Родной  Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005, 5 класс.

«Рассказы по истории Башкортостана»

Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа:Китап,1988г.
  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа:Китап,1989г.
  3. Башкирские народные сказки.Уфа:Китап, 1980.
  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997
  5. (ки2т –хыял ас7ысы,йома7- зи3ен ас7ысы -)ф0: Китап,2007.
  6. Власов В.Н. Мед Башкортостана.-Уфа: Китап,1983
  7. Валеев И.И. Педагогика М.кАрима,-Уфа: Китап,2002
  8. Уфа с высоты птичьего полёта(фотографии)
  9. Из Башкортостана с любовью( фотографии)
  10. Жемчужины природы Башкортостана-Уфа: Китап,2000

Календарно-тематическое планирование

1ч в неделю

Всего -34ч

Содержание темы

Коли-

чество часов

Сроки проведения уроков

в начале учебного

года

Коррек-

тировка

Практическая работа

Оснащение урока

Примечания

1

Повторение пройденного материала в I –IV классах

  1

7.09

Просмотр презентации «Республика Башкортостан»

Учебник, компьютер, диск,

магнитофон, гимн РБ

Атлас РБ, статьи из журнала

«Аманат»,  газеты

«Й2ншишм2», «Йыйын»

2

Повторение пройденного материала в I –IV классах

  1

14.09

Просмотр презентации «Природа Республики Башкортостан»

Учебник, компьютер, диск электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №17)

Статьи из журнала

«Аманат»,  газеты

«Й2ншишм2», «Йыйын»

3

История и культура народов Башкортостана

  1

21.09

Просмотр книги « Народы Башкортостана»

Учебник, компьютер, диск «Вместе дружная семья»

Статьи из журнала

«Аманат»,  газеты

«Й2ншишм2», «Йыйын»

4

Уфа-столица Башкортостана

 1

28.09

Просмотр электронного учебника тема № 11

Учебник, набор открыток «Уфа с  высоты птичьего полёта», электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №11)

Статьи из журнала

«Аманат»,  газеты

«Й2ншишм2», «Йыйын», песни и стихи об Уфе

5

Первые люди на Урале

 1

05.10

Сообщение учащихся на тему

« Первые люди на Урале»

Учебник, вырезки из республиканских газет «Киске )ф0»

«Баш7ортостан»

Статьи из журнала

«Аманат»,  газеты

«Й2ншишм2», «Йыйын»

6

Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана.

  1

12.10

Работа с атласом РБ, Просмотр электронного учебника тема № 17,просмотр видеопособия «Пещера Шульганташ»

Учебник, видеопособие «Пещера Шульганташ»

электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №17)

Статьи из журнала

«Аманат»,  газеты

«Й2ншишм2», «Йыйын»

7

Древние башкиры. Территория их расселения.

 1

19.10

Выполнение теста

Учебник, тест, карта  Башкортостана

«Башкортостан с древнейших времен до наших времен»(сост. Р.А.Валишин)стр.10-12

8

Исторические сведения о башкирах IX –X веков

 1

26.10

Просмотр рисунков и статьей

из журнала « Панорама Башкортостана»

Учебник, словарь

«Башкортостан с древнейших времен до наших времен»(сост. Р.А.Валишин)стр.15-16, «.»сф2нди2ров

« Олатай6ар6ы8 бар тарихы», легенды «Озеро водяного», «Кукушка», «Журавлиная песнь»

9

Народное творчество. Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни.

1

09.11

Книжка – малышка рисунков учащихся на тему,сообщение на тему «Собиратели и исследователи башкирских сказок  А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов»

Учебник, книга

« Башкирский детский фольклор»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 5-18 –се бит, собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов).

10

Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей.

1

16.11

Просмотр электронного учебника тема № 22

Учебник, книга «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре» электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №22)

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре»5-79-сы бит

11

Волшебные сказки, роль вымысла в них.

1

23.11

Слушание сказки из электронного  учебника «Баш7орт 262би2те»

Учебник книга «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре»,электронный учебник «Баш7орт 262би2те»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 226--228–се  бит, «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре» 81-216-сы бит, Сказки  «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина».

12

Бытовые сказки, их тематика

1

30.11

Слушание сказки из электронного  учебника «Баш7орт 262би2те»

Учебник книга «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре» «»ки2тт2р»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 233-235 –с0 бит; Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей»

13

Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».

1

07.12

Слушание сказки из электронного  учебника «Баш7орт 262би2те»

Учебник книга «»ки2тт2р» «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре»

Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь»

14

Шуточные сказки, кулямасы.

1

14.12

Книжка – малышка учащихся «Кулямасы»

Учебник ,книга «Баш7орт халы7 к0л2м2ст2ре»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 235-238 –се бит; Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя»

15

Отражение находчивости и остроумия в кулямасах.

1

21.12

Книжка – малышка учащихся «Кулямасы», чтение из электронного учебника (тема №22) кулямасов

Учебник, журнал «Аманат»,  

газеты «Й2ншишм2», «Йыйын»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 235-238 –се бит, статьи из журнала «Аманат»,  

газеты«Й2ншишм2», «Йыйын»;

Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку».

16

Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания

1

28.12

Сообщение учащихся

« Легенды и предания нашего края»

Учебник, книга

«Баш7орт халы7 ижады»том 2

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 147-224 –се бит

17

М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана.

1

18.01

Тест

Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет М.Гафури , электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30)

Книги М. Гафури, басни  «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».

18

М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе.

1

25.01

Инсценировка басни

Учебник, басни М. Гафури

Басни М. Гафури,

рисунки учащихся к басням

19

Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества.

1

01.02

Инсценировка  отрывка из рассказа  « Философия Тимеркая»

Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет Ю. Юлтыя, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30)

Выставка книг Д. Юлтыя

20

Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери».

1

08.02

Просмотр презентации

« ?ы6ымды8 3орау6арына яуаптар»

Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет Р.Нигмати, презентация

« ?ы6ымды8 3орау6арына яуаптар» электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30)

Произведения Р.Нигмати

21

М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества.

1

15.02

Конкурс рисунков к повести « Таганок»

Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет М.Карима, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30)

Книга «М.Карим»

22

З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».

1

22.02

Инсценировка  отрывка из рассказа  «Мастер и подмастерье».

Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет З.Биишевой, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30)

Электронное пособие «З.Биишева»

23

Ф. Исянгулов. Краткая  биография и краткая характеристика его творчества. Рассказ «Мост Хамита».

1

29.02

Конкурс рисунков к повести «Мост Хамита»

Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет Ф.Исянгулова, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30)

Здоровьесберегающая технология

24

Музыкальные инструменты        башкирского народа.Курай.

1

07.03

Сообщение на тему «Музыкальные инструменты

башкирского народа»,

просмотр электронного  учебника тема №20,

Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист».

Учебник, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №20)

Диск «Курай», Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Высказывания русских ученых, исследователей края (В. Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков).

25

Кубыз. Его строение и разновидности.

1

14.03

Беседа

«Р. Загретдинов, М. Зайнетдинов как  известные кубызисты мира и республики.»,прослушивание кассеты

Учебник, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №20)

Здоровьесберегающая технология

26

Домбра. Возрождение башкирской домбры.

1

21.03

Беседа «В. Шугаипов – мастер изготовления инструмента.»

Учебник, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №20)

Здоровье сберегающая технология

27

Музыкальные инструменты других народов Башкортостана

1

04.04

Учебник, картинки

Русских (гусли, балалайка), татар (чебызга, кубыз, карнай), марийцев (гусле, шиялтыш, тумыр, шувыр), чувашей (кесле, серме купас, сарнай, шахлич), удмуртов (чипчирган, крезь), украинцев (бандура, бубен, цимбалы).

28

Виды детских игр башкирского народа

1

11.04

Разучивание детских игр

Учебник, « Башкирские детские игры», Сулейманов А.М. «Башкирский детский фольклор»

« Баш7орт халы7 уйындары» (игры в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) и частушками. Зимние игры)

29

Детские игры других народов Башкортостана

1

18.04

Разучивание детских игр

Учебник, Сулейманов А.М. «Башкирский детский фольклор»

Игровая технология

30

Разучивание народных игр.

1

25.04

Разучивание детских игр

Учебник

« Баш7орт халы7 уйындары»,

статьи из журнала

«Аманат»,  газеты

«Й2ншишм2», «Йыйын»

31

Особенности народного врачевания.

1

02.05

Сообщение на тему

« Народная медицина»

Учебник, книга «Растения Башкортостана»

Использование в народной медицине средств растительного (можжевильник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос).

32

Магические способы лечения

1

10.05

Обряды осоклау и кот койоу - отливание души.  

Учебник, статья Э.Халиковой «Как лечились наши предки» их журнала «Ватандаш»

Статья их журнала «Ватандаш»№1,2000г. стр.196-198

33

Стихотворные заклинания

1

17.05

Разучивание стихотроворных заклинаний

Учебник

Здоровьесберегающая технология

34

Повторение пройденного

1

24.05

Повторение изученных игр

Учебник

Здоровьесберегающая технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 7 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса...

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 8 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса...

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 9 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса...

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для  6 класса...

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе

Рабочая программа  по истории и культуре Башкортостана в 7  классе...

рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 8 класс

Планирование составлено на основе примерной учебной программыобъединенного предмета «История и культура Башкортостана».Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час (согласно учебному п...