Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 5 класса
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Вояды
Администрации муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано: на заседании ШМО зам.директора по УВР протокол №____ от _______________ / Фаршатова А.А./ «__»_________20__г. | Утверждаю: Директор МБОУ ООШ с. Вояды _____/ Миргалиев И.З./ Приказ №_________ «__»__________20__г. |
Рабочая программа
по истории и культуре Башкортостана
в 5 классе
на 2011-2012 учебный год
общее количество часов – 34
количество часов в неделю – 1
Составила: Фаршатова Альфия Анваровна
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов. Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова Учебник: «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005 2011 год |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»
При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Цели и задачи курса:
- Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
- Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
- Способствовать возрождению и развитию национальных культур
- Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
- Формировать творческое мышление у школьников
Учащиеся 5 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
- по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (М.Гафури, М.Карим, З.Биишева, Р.Нигмати, Ф.Исянгулов, Д.Юлтый), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.
Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:
Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
Общая характеристика учебного процесса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
- Урок, сочетающий урок с объяснением;
- Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
- Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
- Лекция с элементами беседы;
- Работа с документами;
- Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
- Раскрывать содержание иллюстраций.
- Просмотр видеофильмов
- Подготовка сообщений на данную тему
- Подготовка реферата
- Работа над исследовательской работой
УМК:
Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова
Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005 5 класс.
Межпредметные связи:
Башкирский язык и литература, география, история
Электронные пособия:
- Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)
2.Баш7орт 262би2те
3. Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)
Требования к уровню усвоения предмета
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Литература для ученика
Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2005, 5 класс.
«Рассказы по истории Башкортостана»
Дополнительная литература
- Башкирские богатырские сказки.Уфа:Китап,1988г.
- Башкирские музыкальные инструменты.Уфа:Китап,1989г.
- Башкирские народные сказки.Уфа:Китап, 1980.
- Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997
- (ки2т –хыял ас7ысы,йома7- зи3ен ас7ысы -)ф0: Китап,2007.
- Власов В.Н. Мед Башкортостана.-Уфа: Китап,1983
- Валеев И.И. Педагогика М.кАрима,-Уфа: Китап,2002
- Уфа с высоты птичьего полёта(фотографии)
- Из Башкортостана с любовью( фотографии)
- Жемчужины природы Башкортостана-Уфа: Китап,2000
Календарно-тематическое планирование
1ч в неделю
Всего -34ч
№ | Содержание темы | Коли- чество часов | Сроки проведения уроков в начале учебного года | Коррек- тировка | Практическая работа | Оснащение урока | Примечания |
1 | Повторение пройденного материала в I –IV классах | 1 | 7.09 | Просмотр презентации «Республика Башкортостан» | Учебник, компьютер, диск, магнитофон, гимн РБ | Атлас РБ, статьи из журнала «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын» | |
2 | Повторение пройденного материала в I –IV классах | 1 | 14.09 | Просмотр презентации «Природа Республики Башкортостан» | Учебник, компьютер, диск электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №17) | Статьи из журнала «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын» | |
3 | История и культура народов Башкортостана | 1 | 21.09 | Просмотр книги « Народы Башкортостана» | Учебник, компьютер, диск «Вместе дружная семья» | Статьи из журнала «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын» | |
4 | Уфа-столица Башкортостана | 1 | 28.09 | Просмотр электронного учебника тема № 11 | Учебник, набор открыток «Уфа с высоты птичьего полёта», электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №11) | Статьи из журнала «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын», песни и стихи об Уфе | |
5 | Первые люди на Урале | 1 | 05.10 | Сообщение учащихся на тему « Первые люди на Урале» | Учебник, вырезки из республиканских газет «Киске )ф0» «Баш7ортостан» | Статьи из журнала «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын» | |
6 | Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана. | 1 | 12.10 | Работа с атласом РБ, Просмотр электронного учебника тема № 17,просмотр видеопособия «Пещера Шульганташ» | Учебник, видеопособие «Пещера Шульганташ» электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №17) | Статьи из журнала «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын» | |
7 | Древние башкиры. Территория их расселения. | 1 | 19.10 | Выполнение теста | Учебник, тест, карта Башкортостана | «Башкортостан с древнейших времен до наших времен»(сост. Р.А.Валишин)стр.10-12 | |
8 | Исторические сведения о башкирах IX –X веков | 1 | 26.10 | Просмотр рисунков и статьей из журнала « Панорама Башкортостана» | Учебник, словарь | «Башкортостан с древнейших времен до наших времен»(сост. Р.А.Валишин)стр.15-16, «.»сф2нди2ров « Олатай6ар6ы8 бар тарихы», легенды «Озеро водяного», «Кукушка», «Журавлиная песнь» | |
9 | Народное творчество. Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. | 1 | 09.11 | Книжка – малышка рисунков учащихся на тему,сообщение на тему «Собиратели и исследователи башкирских сказок А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов» | Учебник, книга « Башкирский детский фольклор» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 5-18 –се бит, собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов). | |
10 | Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. | 1 | 16.11 | Просмотр электронного учебника тема № 22 | Учебник, книга «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре» электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №22) | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре»5-79-сы бит | |
11 | Волшебные сказки, роль вымысла в них. | 1 | 23.11 | Слушание сказки из электронного учебника «Баш7орт 262би2те» | Учебник книга «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре»,электронный учебник «Баш7орт 262би2те» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 226--228–се бит, «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре» 81-216-сы бит, Сказки «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина». | |
12 | Бытовые сказки, их тематика | 1 | 30.11 | Слушание сказки из электронного учебника «Баш7орт 262би2те» | Учебник книга «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре» «»ки2тт2р» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 233-235 –с0 бит; Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей» | |
13 | Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр». | 1 | 07.12 | Слушание сказки из электронного учебника «Баш7орт 262би2те» | Учебник книга «»ки2тт2р» «Баш7орт халы7 2ки2тт2ре» | Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь» | |
14 | Шуточные сказки, кулямасы. | 1 | 14.12 | Книжка – малышка учащихся «Кулямасы» | Учебник ,книга «Баш7орт халы7 к0л2м2ст2ре» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 235-238 –се бит; Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» | |
15 | Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. | 1 | 21.12 | Книжка – малышка учащихся «Кулямасы», чтение из электронного учебника (тема №22) кулямасов | Учебник, журнал «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын» | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 235-238 –се бит, статьи из журнала «Аманат», газеты«Й2ншишм2», «Йыйын»; Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку». | |
16 | Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания | 1 | 28.12 | Сообщение учащихся « Легенды и предания нашего края» | Учебник, книга «Баш7орт халы7 ижады»том 2 | С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 147-224 –се бит | |
17 | М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. | 1 | 18.01 | Тест | Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет М.Гафури , электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30) | Книги М. Гафури, басни «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка». | |
18 | М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе. | 1 | 25.01 | Инсценировка басни | Учебник, басни М. Гафури | Басни М. Гафури, рисунки учащихся к басням | |
19 | Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. | 1 | 01.02 | Инсценировка отрывка из рассказа « Философия Тимеркая» | Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет Ю. Юлтыя, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30) | Выставка книг Д. Юлтыя | |
20 | Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери». | 1 | 08.02 | Просмотр презентации « ?ы6ымды8 3орау6арына яуаптар» | Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет Р.Нигмати, презентация « ?ы6ымды8 3орау6арына яуаптар» электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30) | Произведения Р.Нигмати | |
21 | М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества. | 1 | 15.02 | Конкурс рисунков к повести « Таганок» | Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет М.Карима, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30) | Книга «М.Карим» | |
22 | З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье». | 1 | 22.02 | Инсценировка отрывка из рассказа «Мастер и подмастерье». | Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет З.Биишевой, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30) | Электронное пособие «З.Биишева» | |
23 | Ф. Исянгулов. Краткая биография и краткая характеристика его творчества. Рассказ «Мост Хамита». | 1 | 29.02 | Конкурс рисунков к повести «Мост Хамита» | Учебник, электронный учебник «Баш7орт 262би2те», портрет Ф.Исянгулова, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №30) | Здоровьесберегающая технология | |
24 | Музыкальные инструменты башкирского народа.Курай. | 1 | 07.03 | Сообщение на тему «Музыкальные инструменты башкирского народа», просмотр электронного учебника тема №20, Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». | Учебник, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №20) | Диск «Курай», Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Высказывания русских ученых, исследователей края (В. Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков). | |
25 | Кубыз. Его строение и разновидности. | 1 | 14.03 | Беседа «Р. Загретдинов, М. Зайнетдинов как известные кубызисты мира и республики.»,прослушивание кассеты | Учебник, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №20) | Здоровьесберегающая технология | |
26 | Домбра. Возрождение башкирской домбры. | 1 | 21.03 | Беседа «В. Шугаипов – мастер изготовления инструмента.» | Учебник, электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»( тема №20) | Здоровье сберегающая технология | |
27 | Музыкальные инструменты других народов Башкортостана | 1 | 04.04 | Учебник, картинки | Русских (гусли, балалайка), татар (чебызга, кубыз, карнай), марийцев (гусле, шиялтыш, тумыр, шувыр), чувашей (кесле, серме купас, сарнай, шахлич), удмуртов (чипчирган, крезь), украинцев (бандура, бубен, цимбалы). | ||
28 | Виды детских игр башкирского народа | 1 | 11.04 | Разучивание детских игр | Учебник, « Башкирские детские игры», Сулейманов А.М. «Башкирский детский фольклор» | « Баш7орт халы7 уйындары» (игры в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) и частушками. Зимние игры) | |
29 | Детские игры других народов Башкортостана | 1 | 18.04 | Разучивание детских игр | Учебник, Сулейманов А.М. «Башкирский детский фольклор» | Игровая технология | |
30 | Разучивание народных игр. | 1 | 25.04 | Разучивание детских игр | Учебник | « Баш7орт халы7 уйындары», статьи из журнала «Аманат», газеты «Й2ншишм2», «Йыйын» | |
31 | Особенности народного врачевания. | 1 | 02.05 | Сообщение на тему « Народная медицина» | Учебник, книга «Растения Башкортостана» | Использование в народной медицине средств растительного (можжевильник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос). | |
32 | Магические способы лечения | 1 | 10.05 | Обряды осоклау и кот койоу - отливание души. | Учебник, статья Э.Халиковой «Как лечились наши предки» их журнала «Ватандаш» | Статья их журнала «Ватандаш»№1,2000г. стр.196-198 | |
33 | Стихотворные заклинания | 1 | 17.05 | Разучивание стихотроворных заклинаний | Учебник | Здоровьесберегающая технология | |
34 | Повторение пройденного | 1 | 24.05 | Повторение изученных игр | Учебник | Здоровьесберегающая технология | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 9 класса
Рабочая программа по ИКБ...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 7 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 8 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 9 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 6 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе...
рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 8 класс
Планирование составлено на основе примерной учебной программыобъединенного предмета «История и культура Башкортостана».Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час (согласно учебному п...