Рабочая программа по истории и культуре СПб, 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._rab_programma_2014-15_spb.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга
Рекомендовано к использованию
Педагогическим советом
ГБОУ гимназии № 105
Протокол № __ от «___» _________ 2014 года
Рабочая программа учебного курса
«История и культура Санкт-Петербурга»
для 8 « Б » класса
основного общего образования
(базовый уровень)
Составитель
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
гимназии №105
Курепанова Т.Н.
2014-2015 учебный год
Программа учебного курса
«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
для учащихся 8 классов (34 часа, 1 час в неделю, базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой.
Идея содержания программы
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.
Цель программы:
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга»
1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками информации о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
4. Совершенствовать общеучебные умения
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Общая характеристика программы учебного предмета
«История и культура Санкт-Петербурга»
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — город-музей», «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Следовательно все программы курсов имеют ценностно- и практикоориентированный характер. Вместе с тем каждая из них решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.
Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.
Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург — город-музей» — с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» — с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.
Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер:
• образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из вариантов введения учебной программы в учебный план школы;
• педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).
Программы учебных курсов для всех возрастных групп содержат обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.
Концепция краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга.
Перед любым педагогом стоят три глобальных вопроса: Зачем ребенку изучать свой город, край? Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения?
Зачем необходимо ребенку изучать свой город, край?
Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и имел представление о возможных путях самореализации в нем:
• понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавал проблемы окружающего микромира;
• осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
• воспринимал наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия (наследие города создавалось, используя накопленный Человечеством опыт, однако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отечественное и всемирное наследие);
• интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовал культурный потенциал Санкт-Петербурга (востребовал его).
Таким образом, цель педагогического коллектива, учителей краеведения - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве.
«Создание условий» для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает системный подход в краеведческом образовании.
Система краеведческого образования подразумевает:
• целенаправленный образовательный процесс, включающий учебную, внеклассную и внешкольную краеведческую деятельность учащихся (взаимодействие школы, семьи и других социокультурных учреждений города);
• целенаправленную учебную краеведческую деятельность, включающую учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и фрагментарное введение краеведческого материала в другие учебные предметы; бинарные и интегрированные уроки, задания;
• программу учебного предмета, рассчитанную на несколько лет, позволяющую ученику последовательно осваивать знания о городе и крае, необходимые ему для осознания ценности окружающего мира и возможностей города для самореализации каждого горожанина (то есть для реализации цели краеведческого образования).
Система краеведческого образования в рамках образовательной программы школы.
Важнейший компонент в системе школьного краеведческого образования — краеведческий учебный предмет, программу которого осваивают все учащиеся. Поэтому небольшой по количеству часов краеведческий курс — своеобразный камертон системы. Ориентируясь на него, отбирается местный материал в другие учебные дисциплины, во внеклассную и внешкольную работу, определяются виды познавательной деятельности учащихся.
Краеведческий компонент в других предметных областях позволяет ученикам рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает и степень осознания значимости наследия края.
Краеведческий компонент в учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку. Во-первых, это могут быть краеведческие темы, сюжеты, которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т. д. Этот материал может изучаться как синхронно с краеведческим курсом, так и асинхронно.
Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в другие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов. (Например, местный материал используется для составления упражнений по русскому языку, математических задач, текстов по иностранному языку и т. д.)
Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся по освоению краеведческого материала, а также в развитии умений, в формировании познавательного интереса к изучению края играет внеклассная работа. Краеведческий блок в ней должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.
В соответствии с целями краеведческого образования внеклассные мероприятия можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся мероприятия, на которых участники являются «потребителями» информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т. д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроке.
Вторая группа мероприятий — продолжение ученической деятельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлекательных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяют ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности. Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края, содействуют самореализации ребенка.
Следующая группа мероприятий позволяет применять знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, завершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность Учеников (защита рефератов, олимпиады, конкурсы) и позволяющие выразить свое отношение к городу, краю (акции по благоустройству, охране окружающей среды, восстановительные работы).
В этой группе мероприятий выделяются и долгосрочные: поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации (СМИ)).
Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала также неразумна, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в образовательной программе, в котором намечаются уроки межпредметных связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внеклассные мероприятия (в том числе экскурсии, поисковые экспедиции, практическая деятельность школьников и т. д.).
Необходимым условием для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их жизненном пространстве является связь школы с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды. Возможные направления взаимодействия:
• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений дополнительного образования, является Дворец творчества юных);
• участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
• использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками);
• вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации;
• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).
Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?
Окружающий горожанина мир чрезвычайно многогранен. В нем соединяются Природа и Культура. Рельеф местности, водоемы, климат — создание Природы. Заводы, банки, транспорт, здания, мосты, живописные и музыкальные произведения, традиции повседневной жизни и многое другое — творение Человека.
В содержании учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» многогранность города выражается следующими содержательными линиями:
• природный ландшафт, топография, облик города;
• город — «зеркало» и «арена» истории;
• город — центр образования, просвещения и науки;
• город — центр экономики;
• город — центр художественной культуры;
• город — местожительства горожан.
В процессе формирования окружающего мира немаловажную роль играет Время. Любая эпоха вносит свои коррективы в облик, экономику, повседневную культуру Города. Каждое поколение людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков. Вследствие этого системообразующим понятием в краеведческих учебных курсах, способствующим освоению ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие».
Исходя из существующих в научной литературе определений понятия «наследие», наиболее оптимальным для школьного курса истории представляется следующее: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции памятников и традиций (музеи, библиотеки, театры и т. д.), которыми пользуются современные жители края. «Памятник» и «традиция» являются основными дидактическими единицами в учебном краеведческом курсе, именно их изучают дети.
Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник наследия» - это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, уличные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фотографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.
Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокладываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предметы быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участниками этого созидательного процесса являются современные жители города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет наследием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Именно поэтому современные городские сооружения, события, традиции тоже становятся важными объектами изучения.
Условно можно выделить следующие группы памятников:
Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития экономики края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жизни людей. Среди них: памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).
Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятники истории и культуры условно можно разделить на недвижимые и движимые.
Недвижимые памятники - это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами.
Движимые памятники истории и культуры - это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).
Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным образом была связана с этими памятниками, о местных традициях(образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семейных, этических и др.) исчезнувших и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.
Каким образом организовать процесс освоения памятников наследия и культурных традиций?1
Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и краем. В учебной и внеклассной работе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также, по возможности, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:
• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;
• делают открытия в знакомом городском окружении, используя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;
• приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;
• развивают умения «видеть» детали городской среды, самостоятельно их «расшифровывать», «читать» и, главное, «оценивать»;
• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности.
При таком подходе город может превратиться для ребенка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.
Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозируемые результаты её освоения учащимися 8-х классов
Задачи | Прогнозируемые результаты |
1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность выявить уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым, увидеть перспективы дальнейшего развития города | Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается: • в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; • в желании следить за событиями, происходящими в городе; • в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т. д. |
2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания: — об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга (что необходимо для понимания непрерывности этого процесса); — о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки и т. д. (что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций); — о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия — представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), (что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры); — о специфике Петербурга — «морские ворота России», бывшая столица, «культурная столица», «город-музей» (что необходимо подростку для восприятия себя как жителя Великого Города); — о значении города как центра края отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира | Выпускники 8 класса — грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе; — указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия; — называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.)> объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время; — называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны; — называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей XXI в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; — разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и XXI в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горожанина в жизни города; — раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна; — объясняют возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей; — объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга; — указывают основные периоды развития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира |
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: • ориентироваться по карте города; • ориентируются в реальном городском пространстве; • воспринимают разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации; • применять знания в учебной и повседневной ситуации | Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем: — находят на карте нужные объекты; — прокладывают оптимальные маршруты; — читают карты как источник информации. Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве (по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам): — объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения; — регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам. Умеют: — извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета); — узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города; — самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки); — «добывать» информацию от родственников, горожан как от источников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью). Умеют: — разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания (из повседневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета); — применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т. д.) |
4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся. | Умеют: — сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; — работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом; — работать с наглядным материалом; — обосновывать, аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку); — извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы |
5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается — в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города; — в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»); — в их повседневной жизни; — в участии их в городских акциях |
8 класс
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XIX век– начало ХХ вв.)
Наследие Петербурга (1801 – 1854 гг.)
СТОЛИЦА КРЕПОСНИЧЕСКОЙ РОССИИ (первая половина XIX века)
– 16 часов
Введение. Характеристика исторического периода. Источники.
Карты и облик Санкт-Петербурга. Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал, бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк) и городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). Облик города по изобразительным источникам. Уникальность планировки и облика исторического центра Петербурга, сохранившаяся до наших дней (ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура, фонтаны и скверы). Район проживания учащихся на карте города.
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог. Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.
Санкт-Петербург – столица Российской империи. Санкт-Петербург – «дом» императорской семьи. (Памятники императорам Александру 1 и Николаю 1, императорские дворцы, великокняжеские дворцы.) Императорский двор: придворные чины, придворные кавалеры и дамы, императорская свита. Особняки, напоминающие об известных аристократах. Памятники, напоминающие о том, что Петербург был центром управления Российской империи. (здания Сената и Синода, Главного штаба, министерств). Государственные деятели первой половины Х1Х в. и памятные места, связанные с их деятельностью. (Сперанский, Аракчеев). Петербург – военная столица, памятники, напоминающие об этом. (топонимы, храмы, здания казарм.) Столица – центр православной религии. (кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.)
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки. Учебные заведения для дворянских детей. (гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт или институт корпуса инженеров путей сообщения). Учебные заведения для детей из «разных чинов» (училища, Технологический институт). Первая в России Публичная библиотека и деятельность сотрудников библиотеки (директор А. Оленин; сотрудники И. Крылов или другие). Новый Эрмитаж – музей. Частные коллекции петербуржцев. Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. Научные центры России в Петербурге (Академия наук, Пулковская обсерватория, Главная физическая обсерватория, Медико-хирургическая академия). Памятные места города (мемориальные доски, памятники, топонимы), рассказывающие о деятельности ученых первой половины XIX в.
«Наступление» на образование, просвещение во второй трети Х1Х в.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. «Золотой век» русской культуры в Петербурге. Аристократические салоны и их роль в развитии художественной культуры. Памятные места, напоминающие о деятелях художественной культуры того времени (поэты А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, Н. Гнедич; художники К. Брюллов, П. Федотов; скульпторы М. Козловский, Б. Орловский; композитор М. Глинка и другие). Развитие театрального искусства в столице. (Александринский и Михайловский театры – здания, репертуары, актеры). Всемирно известные петербургские памятники архитектуры и их создатели (К. Росси, В. Стасов и другие).
Художественная культура Петербурга в середине Х1Х в.: разнообразие художественных стилей в литературе, архитектуре.
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Начало промышленного переворота в Петербурге. Технические изобретения первой половины Х1Х в. (паровой двигатель и другие). Новее и старинные промышленные предприятия (казенный паровозо- и вагоностроительный Александровский завод; казенный кораблестроительный Ново-Адмиралтейский завод; казенный завод «Арсенал», частный завод Берда). Развитие торговли. (международный порт на Стрелке Васильевского острова, Пассаж, магазины, рынки.) Государственный банк и его роль в развитии экономики. Предприниматели, чья деятельность содействовала расцвету петербургской экономики.
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Условия жизни петербуржцев: (*) управление столицей, проблемы городской жизни, новшества в городском хозяйстве. (учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение; открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта и другое). Отличия в быте различных слоев петербуржцев. (источники дохода; нравственные ценности, жилье, одежда, еда, досуг и развлечения «служилых» людей из знатных и обедневших дворян, купцов, работных людей). Дворянский стиль поведения – образец для подражания. Праздничные традиции в столице.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕТЕРБУРГ (1854-1917 гг.) - 15 часов
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ). Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХ1 в. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Нереализованные градостроительные планы начала ХХ в.
Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. Памятные места бывшей столицы, напоминающие о праздновании 200-летия города, 300-летия царствующей династии Романовых. Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской революции; Февральской буржуазной революции 1917 г. ( Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей и района расположения школы: площадь у Нарвских ворот, площадь Восстания и другие.)
Санкт-Петербург – Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах Александре П, Александре Ш, Николае П.) Мариинский дворец – место заседаний Государственного совета, Таврический дворец – место заседаний Государственной думы.
Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и иностранным владельцам. (Обуховский, Путиловский заводы, завод Нобеля, фабрика Бормана, предприятие Сименса-Шукерта или другие.) Технические достижения в промышленности (внедрение дизелей, выплавка высококачественной стали, использование электроэнергии на производстве и другие). Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград – центр внешней и внутренней торговли. (новый торговый порт на Гутуевском острове; Сортировочная – крупнейший в России транспортный узел; торговые фирмы; биржи; первый универсальный магазин – современный ДЛТ). Петербург – финансовая столица (банки на Невском проспекте, кредитные общества). Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города (Н. Путилов, П. Обухов, А. Штиглиц, Ф. Сан-Галли, Нобели, Елисеевы, Ратьковы-Рожновы или другие).
Экономический кризис в Петрограде – последствие 1914 – 1917 гг.
Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения (гимназия Мая или другие, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы). Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения (телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра 111, музея А. Суворова и другие). Разнообразие книжных издательств – центров просвещения. Народные дома – центры просвещения (Народный дом Нобелей, Народный дом графини Паниной). Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им. (Д. Менделеев, В. Вернадский, Ю. Шокальский, Ф. Бредихин, А. Крылов, А. Карпинский, Н. Склифосовский, А. Воейков, Ф. Эрисман, И. Павлов и другие).
Санкт-Петербург – Петроград – центр художественной культуры. Художественная культура «разночинного» Петербурга второй половины Х1Х в. Разнообразие художественных стилей. Вклад петербургских Мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, связанные с их деятельностью (поэт Н. Некрасов, писатель Ф. Достоевский; дирижер Мариинского театра Э. Направник, балетмейстер театра М. Петипа; композитор Н. Римский-Корсаков; актриса М. Савина; художник И. Репин и другие). Особенности петербургской архитектуры второй половины Х1Х в. и ее создатели (творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, М. Месмахера или других.)
«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности (поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие). Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).
Новые виды художественной культуры – фото- и киноискусство (фотоателье К. Булла, «Аквариум», старинные кинотеатры на Невском проспекте).
Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство (тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Особенности быта обитателей доходного дома (типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях). Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна (различия в источниках дохода, типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях). Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом (ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.). Праздничные традиции в столице. Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.
Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.
Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей
НАШ КРАЙ В Х1Х – начале ХХ в. – 2 часа
Наш край – часть Балтийского региона, западные и северные соседи и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны.
Развитие нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. (*Отбор материала по усмотрению учителя: изменение сухопутных и водных путей, роль железных дорог в жизни края; основные занятия жителей края.) Отрицательное воздействие Человека на Природу.
Быт жителей уездного города (Тихвин или другой города). Рост городов вокруг царских загородных резиденций (Гатчина, Павловск, Царское Село, Петергоф). Дачные пригороды столицы (Коломяги, Озерки, Парголово, Сестрорецкий Курорт, Куокола, Автово, Красное Село, Колпино, Всеволожск или другие).
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ – 1 час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ_ПЕТЕРБУРГА, ВТОРОЕ СТОЛЕТИЕ» 8 КЛАСС ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Столица крепостнической России (первая половина XIX века) | 16 |
2 | Капиталистический Петербург (вторая половина XIX - начало XX вв. | 15 |
3 | Наш край в XIX –начале XX вв. | 2 |
4 | Итоговое обобщение | 1 |
Итого | 34 |
Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХIX века) – СПб.СМИО Пресс. 2011
2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011
3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
Дополнительная литература.
1. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. — СПб., 2000.
- Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.
- Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
- Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М., 1985.
- Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - Л., 1991.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
- Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
- От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
- Февральская революция. Историческая справка // Преподавание истории в школе. 2001, № 5
- Физиология Петербурга. - М., 1991.
- Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970
Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»
8 класс 2014-2015 учебный год (34 часа).
Раздел | Тема | Неделя учебного года. ДАТА | Тема урока | Кол-во час | Учебник: Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З., Шейко Н. Г., Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга. Ч.2. – СПб, СМИО Пресс, 2008 Домашнее задание. | В помощь учителю |
РАЗДЕЛ: ВТОРОЕ СТОЛЕТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА | 1 неделя | Вводный урок. Век девятнадцатый – второе столетие Санкт-Петербурга | 1 час | Стр. 4-6 | ||
Тема 4. Столица крепостнической России Наследие Петербурга с 1801 по 1854 гг. - 16 часов | 2 неделя | Карта Санкт-Петербурга в середине Х1Х столетия (топография города) | 1 час | § 1 | 1. Гордин А. М., Гордин М. А. Пушкинский век. – СПб., Люб. изд. 2. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. Драма междуцарствия. – СПб., 2006 3. Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703 – 1917). – СПб., 2001. 4. Зодчие Санкт-Петербурга. Х1Х – н. ХХ в. – СПб., 1998 5. Антонов Б. И. Императорская гвардия в Санкт-Петербурге. – СПб., 2001. 6. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России. ХУ111 – начало ХХ вв. – СПб., 1999. | |
3 неделя | Место действия – Санкт-Петербург. Императорский город. | 1 час | § 2 Творческое задание | |||
4 неделя | Здесь решалась судьба России… Столица – центр управления империей. | 1 час | § 3 Работа над творческим проектом | |||
5 неделя | Здесь решалась судьба России… История, запечатлённая в памятниках. | § 4 Работа над творческим проектом | ||||
6 неделя | Санкт-Петербурга – центр российского образования и просвещения. | 1 час | §5 Работа над творческим проектом | |||
7 неделя | Санкт-Петербург – центр российской науки. | 1 час | § 6 Работа над творческим проектом | |||
8 неделя | Литературный Петербург | 1 час | § 7 Работа над творческим проектом | |||
9 неделя | Театральный и музыкальный Петербург | 1 час | § 8 Работа над творческим проектом | |||
10 неделя | Санкт-Петербург – город Мастеров кисти и резца. | 1 час | § 9 Работа над творческим проектом | |||
11 неделя | Город архитектурных шедевров. | 1 час | § 10 Работа над творческим проектом | |||
12 неделя | Деловой Петербург | 1 час | § 11 | |||
13 неделя | Такие разные петербуржцы, а проблемы общие… | 1 час | § 12 | |||
14 неделя | Повседневная жизнь петербуржцев | 1 час | § 13 | |||
15 неделя | Петербургские традиции | 1 час | § 14 | |||
16 неделя | Обобщение по теме "Наследие Петербурга (1801-1854 гг.)" | 1 час | Не задано | |||
Тема 5. Капиталистический Петербург (вторая половина XIX – начало XX вв.) - 15 часов | 17 неделя | Изменение на карте и в облике города. | 1 час | § 15 | 1. Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. Панорама столичной жизни. Книга 1-я (Серия: Былой Петербург. – СПб., 2005. 2. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. – СПб., 2000. 3. Штиглиц М. Промышленная архитектура Петербурга. СПб., 1995. 4. Физиология Петербурга. – СПб., 1991. 5. Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. – СПб., 1994. 6. Зодчие Санкт-Петербурга. Х1Х – начало ХХ в. СПб., 1990. 7. Муравьева И. А. Век модерна. Серия: Былой Петербург. Панорама столичной жизни. Ч. 1, 2 – СПб, 2004. 2. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов. – Л., 1991. 5.Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. – СПб., 2002 | |
18 неделя | Столица империи в период перемен. | 1 час | § 16 | |||
19 неделя | Санкт-Петербург – промышленный центр России и Европы | 1 час | § 17 | |||
20 неделя | Санкт-Петербург – финансовая и торговая столица России | 1 час | § 18 | |||
21 неделя | Город учебных заведений и центров просвещения. | 1 час | § 19 | |||
22 неделя | Город технических новинок и научных открытий. | 1 час | § 20 | |||
23 неделя | Памятные литературные места города. | 1 час | § 21 | |||
24 неделя | Петербургский театральный, музыкальный мир и ... кино | 1 час | § 22 | |||
25 неделя | Центры художественной культуры в столице. | 1 час | § 23 | |||
26 неделя | Многоликий архитектурный облик Петербурга. | 1 час | § 24 | |||
27 неделя | Петербургские жители. | 1 час | § 25 | |||
28 неделя | Многоликий Петербург | 1 час | § 26 | |||
29 неделя | В свободное от работы время. | 1 час. | § 27 | |||
30 неделя | Последние десятилетия столицы Российской империи. | 1 час | § 28 | |||
31 неделя | Обобщение по теме "Петербург второй половины XIX - начала XX вв." | 1 час | Не задано | |||
Тема 6. Наш край в XIX – начале XX вв. | 32 неделя | Жизнь нашего края в Х1Х – начале ХХ вв. | 1 час | § 29 | ||
33 неделя | Вокруг Петербурга. | 1 час | § 30 | |||
34 неделя | Повторительно-обобщающий урок к курсу. | 1 час | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 5 класса
Рабочая программа для 5 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 9 класса
Рабочая программа по ИКБ...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 7 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 9 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края 5 класс
Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края . разработана на основе программы АГИПКРО, состоит из 34 часов, программа адаптированна на возрастную группу 5 классников....