Рабочая программа по истории и культуре СПб, 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._rab_programma_2014-15_spb.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга
Рекомендовано к использованию
Педагогическим советом
ГБОУ гимназии № 105
Протокол № __ от «___» _________ 2014 года
Рабочая программа учебного курса
«История и культура Санкт-Петербурга»
для 9 « Б » класса
основного общего образования
(базовый уровень)
Составитель
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
гимназии №105
Курепанова Т.Н.
2014-2015 учебный год
Программа учебного курса
«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
для учащихся 9 классов (34 часа, 1 час в неделю, базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой.
Идея содержания программы.
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.
Цель программы.
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
Задачи программы.
1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками информации о городе;
- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
4. Совершенствовать общеучебные умения
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Общая характеристика программы учебного предмета
«История и культура Санкт-Петербурга»
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — город-музей», «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Программа курсов имеет ценностно- и практикоориентированный характер.
Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.
Содержание программы учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программе, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.
Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер:
• образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из вариантов введения учебной программы в учебный план школы;
• педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).
Программа учебного курса для всех возрастных групп содержит обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.
Концепция краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга.
Перед любым педагогом стоят три глобальных вопроса: Зачем ребенку изучать свой город, край? Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения?
Зачем необходимо ребенку изучать свой город, край?
Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и имел представление о возможных путях самореализации в нем:
• понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавал проблемы окружающего микромира;
• осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
• воспринимал наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия (наследие города создавалось, используя накопленный Человечеством опыт, однако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отечественное и всемирное наследие);
• интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовал культурный потенциал Санкт-Петербурга (востребовал его).
Таким образом, цель педагогического коллектива, учителей краеведения - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве.
«Создание условий» для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает системный подход в краеведческом образовании.
Система краеведческого образования подразумевает:
• целенаправленный образовательный процесс, включающий учебную, внеклассную и внешкольную краеведческую деятельность учащихся (взаимодействие школы, семьи и других социокультурных учреждений города);
• целенаправленную учебную краеведческую деятельность, включающую учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и фрагментарное введение краеведческого материала в другие учебные предметы; бинарные и интегрированные уроки, задания;
• программу учебного предмета, рассчитанную на несколько лет, позволяющую ученику последовательно осваивать знания о городе и крае, необходимые ему для осознания ценности окружающего мира и возможностей города для самореализации каждого горожанина (то есть для реализации цели краеведческого образования).
Система краеведческого образования в рамках образовательной программы школы.
Важнейший компонент в системе школьного краеведческого образования — краеведческий учебный предмет, программу которого осваивают все учащиеся. Поэтому небольшой по количеству часов краеведческий курс — своеобразный камертон системы. Ориентируясь на него, отбирается местный материал в другие учебные дисциплины, во внеклассную и внешкольную работу, определяются виды познавательной деятельности учащихся.
Краеведческий компонент в других предметных областях позволяет ученикам рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает и степень осознания значимости наследия края.
Краеведческий компонент в учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку. Во-первых, это могут быть краеведческие темы, сюжеты, которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т. д. Этот материал может изучаться как синхронно с краеведческим курсом, так и асинхронно.
Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в другие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов. (Например, местный материал используется для составления упражнений по русскому языку, математических задач, текстов по иностранному языку и т. д.)
Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся по освоению краеведческого материала, а также в развитии умений, в формировании познавательного интереса к изучению края играет внеклассная работа. Краеведческий блок в ней должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.
В соответствии с целями краеведческого образования внеклассные мероприятия можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся мероприятия, на которых участники являются «потребителями» информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т. д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроке.
Вторая группа мероприятий — продолжение ученической деятельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлекательных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяют ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности. Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края, содействуют самореализации ребенка.
Следующая группа мероприятий позволяет применять знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, завершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность Учеников (защита рефератов, олимпиады, конкурсы) и позволяющие выразить свое отношение к городу, краю (акции по благоустройству, охране окружающей среды, восстановительные работы).
В этой группе мероприятий выделяются и долгосрочные: поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации (СМИ)).
Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала также неразумна, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в образовательной программе, в котором намечаются уроки межпредметных связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внеклассные мероприятия (в том числе экскурсии, поисковые экспедиции, практическая деятельность школьников и т. д.).
Необходимым условием для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их жизненном пространстве является связь школы с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды. Возможные направления взаимодействия:
• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений дополнительного образования, является Дворец творчества юных);
• участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
• использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками);
• вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации;
• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).
Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?
Окружающий горожанина мир чрезвычайно многогранен. В нем соединяются Природа и Культура. Рельеф местности, водоемы, климат — создание Природы. Заводы, банки, транспорт, здания, мосты, живописные и музыкальные произведения, традиции повседневной жизни и многое другое — творение Человека.
В содержании учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» многогранность города выражается следующими содержательными линиями:
• природный ландшафт, топография, облик города;
• город — «зеркало» и «арена» истории;
• город — центр образования, просвещения и науки;
• город — центр экономики;
• город — центр художественной культуры;
• город — местожительства горожан.
В процессе формирования окружающего мира немаловажную роль играет Время. Любая эпоха вносит свои коррективы в облик, экономику, повседневную культуру Города. Каждое поколение людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков. Вследствие этого системообразующим понятием в краеведческих учебных курсах, способствующим освоению ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие».
Исходя из существующих в научной литературе определений понятия «наследие», наиболее оптимальным для школьного курса истории представляется следующее: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции памятников и традиций (музеи, библиотеки, театры и т. д.), которыми пользуются современные жители края. «Памятник» и «традиция» являются основными дидактическими единицами в учебном краеведческом курсе, именно их изучают дети.
Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник наследия» - это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, уличные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фотографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.
Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокладываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предметы быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участниками этого созидательного процесса являются современные жители города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет наследием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Именно поэтому современные городские сооружения, события, традиции тоже становятся важными объектами изучения.
Условно можно выделить следующие группы памятников:
Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития экономики края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жизни людей. Среди них: памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).
Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятники истории и культуры условно можно разделить на недвижимые и движимые.
Недвижимые памятники - это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами.
Движимые памятники истории и культуры - это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).
Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным образом была связана с этими памятниками, о местных традициях(образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семейных, этических и др.) исчезнувших и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.
Каким образом организовать процесс освоения памятников наследия и культурных традиций?
Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и краем. В учебной и внеклассной работе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также, по возможности, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:
• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;
• делают открытия в знакомом городском окружении, используя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;
• приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;
• развивают умения «видеть» детали городской среды, самостоятельно их «расшифровывать», «читать» и, главное, «оценивать»;
• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности.
При таком подходе город может превратиться для ребенка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.
Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозируемые результаты её освоения учащимися 9 классов
Задачи | Прогнозируемые результаты |
1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность выявить уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым, увидеть перспективы дальнейшего развития города | Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается: • в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; • в желании следить за событиями, происходящими в городе; • в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т. д. |
2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания: — об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга (что необходимо для понимания непрерывности этого процесса); — о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки и т. д. (что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций); — о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия — представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), (что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры); — о специфике Петербурга — «морские ворота России», бывшая столица, «культурная столица», «город-музей» (что необходимо подростку для восприятия себя как жителя Великого Города); — о значении города как центра края отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира | Выпускники 9 класса — грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе; — указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия; — называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.)> объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время; — называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны; — называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей XXI в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; — разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и XXI в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горожанина в жизни города; — раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна; — объясняют возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей; — объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга; — указывают основные периоды развития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира |
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: • ориентироваться по карте города; • ориентируются в реальном городском пространстве; • воспринимают разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации; • применять знания в учебной и повседневной ситуации | Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем: — находят на карте нужные объекты; — прокладывают оптимальные маршруты; — читают карты как источник информации. Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве (по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам): — объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения; — регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам. Умеют: — извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета); — узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города; — самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки); — «добывать» информацию от родственников, горожан как от источников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью). Умеют: — разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания (из повседневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета); — применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т. д.) |
4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся. | Умеют: — сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; — работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом; — работать с наглядным материалом; — обосновывать, аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку); — извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы |
5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению | Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается — в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города; — в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»); — в их повседневной жизни; — в участии их в городских акциях |
9 класс
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Раздел 3. ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) - всего 24 часа
Петроград – Ленинград: 1917— 1941 гг. (13 ч.)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.) 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда: гражданская война, военный коммунизм, НЭП, первые пятилетки. 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».
Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация. Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.
Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств. Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.
Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие). Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители (дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов, балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров (студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»; режиссер И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие).
Петроград – Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры, громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев (коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.
Образ города в художественной литературе, музыке.
Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) – 5 часов
Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (Отбор материала с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).
Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы (О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.
Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.
«Великий город с областной судьбой…» (1945-1991 гг.) – 10 часов
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Карта и облик города. Рост территории города с 1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам.
Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (Отбор материала с учетом межпредметных связей с историей России, воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события (открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; награждение Ленинграда орденами или другие).
Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда (мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости (фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования. (типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.) Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых (ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.
Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода (поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих; деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.) Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки» или другие). Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.
Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы (массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта, и другое). Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан (источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев (дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.) Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.
Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке
Наш край в ХХ вв. – 2 часа
Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.
Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.
Экономическое развитие края (строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог)
Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием, промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.
Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.
Состояние культурного наследия на территории края (крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества; традиции народов, населявших наш край.)
Раздел IV. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время) - 3 часа.
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.
Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни (Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)
Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.
Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия, в том числе и иностранные фирмы. Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. Развитие международного туризма. Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. Разнообразие научных учреждений в Петербурге: их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы. Проблема защиты интеллектуальной собственности.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан: художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. Молодежная субкультура, центры массовой культуры в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург – место жительства современных горожан. Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций, в том числе традиций поведения горожан. Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан. Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан. Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства.
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА – 1 час.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ_ПЕТЕРБУРГА» 9 КЛАСС ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:
№ | Раздел | Тема | Количество часов | |
Темы раздела | раздела | |||
1 | ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) – 30 часов | Введение | 1 | 30 |
Петроград - Ленинград (1917-1941 гг.) | 12 | |||
Ленинград в годы Великой Отечественной войны. (1941-1945 гг.) | 5 | |||
«Великий город с областной судьбой…» (1945-1991 гг.) | 10 | |||
Наш край в XX веке | 2 | |||
2 | НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время) | Исторические события и их значение: 1991 – настоящее время | 1 | 3 |
Санкт-Петербург – место жительства горожан | 1 | |||
Санкт-Петербург – город больших возможностей для самореализации | 1 | |||
3 | Итоговое обобщение | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 34 |
Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
2. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
Дополнительная литература к разделу 3
- Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
- Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
- Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
- Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
- Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
- На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
- Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
- Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
- Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.
- 1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
- 2. Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
- Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
- Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
- Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
- Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
- Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.
- Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
- Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.
- Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.
- Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.
- Периодическая печать I960—1980-х годов.
- Семейные архивы.
- Средства массовой информации.
- Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.
- Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.
Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»
9 класс 2014-2015 учебный год (34 часа).
Раздел | Тема | Неделя учебного года Дата. | Тема урока | Кол-во час | Учебник: Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З., Шейко Н. Г., Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга. Ч.3 – СПб, СМИО Пресс, 2008 Домашнее задание. | В помощь учителю |
Введение | 1 час | 1 неделя
| Введение: мир – Россия – наш край – наш город. ХХ век и его культурное наследие. | 1 час | Стр. 4-6 | |
РАЗДЕЛ 3. ГОРОД СОВЕТС-КОГО ВРЕМЕНИ (1917 -1991) – 30 часов | Петроград – Ленинград (1917-1941 гг.) (12 часов) | 2 неделя | Петроград - Колыбель Октября. | 1 час | § 1 | 1. Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917 – 1937 гг. – Л., 1986. 2. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. – СПб., 1999. 3. Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. – СПб., 2000. 4. Шерих Д. Из Петрограда – в Ленинград. 1924. – М., 2004. 5. Гранин Д. Тайный знак Петербурга. – СПб., 2002. |
3 неделя | В истории города – история страны. | 1 час | § 2 Творческое задание | |||
4 неделя | Облик Ленинграда – «зеркало» эпохи | 1 час | § 3 Работа над творческим проектом | |||
5 неделя | Ленинград – экономический центр социалистического государства. | 1 час | § 4 Работа над творческим проектом | |||
6 -7 недели | Ленинград – центр советского образования и просвещения | 2 часа | § 5 Работа над творческим проектом | |||
8 неделя | Научные центры и учёные социалистического Ленинграда. | 1 час | § 6 Работа над творческим проектом | |||
9-10 недели | Старые и новые традиции в художественной культуре. | 2 часа | § 7-8 Работа над творческим проектом | |||
11 неделя | Место жительства – Петроград – Ленинград (1921-1941 гг.) | 1 час | § 9 Работа над творческим проектом | |||
12 неделя | Жизнь горожан в советском Петрограде-Ленинграде. | 1 час | § 10 Работа над творческим проектом | |||
13 неделя | Довоенный Петроград-Ленинград. | 1 час | Стр. 119, 285-288 | |||
Ленинград в годы Великой Отечественной войны. (1941-1945 гг.) – 5 часов | 14 неделя | Идет война народная… | 1 час | § 11 Творческое задание | 1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. – Л., 1989. 2. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. – СПб., 1998. | |
15 неделя | «Весь израненный, в снежном инее…» | 1 час | § 12 Творческое задание | |||
16-17недели | «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто» | 1 час | § 13-14 Творческое задание | |||
18 неделя | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 1 час | Стр. 174, 288-290 | |||
«Великий город с областной судьбой…» (1945-1991 гг.) – 10 часов | 19 неделя | Подвиг восстановления (1944-1957гг.) | 1 час | § 15 | 1. Ваксер А.З. Ленинград послевоенный 1945-1982. – СПб, Остров, 2005. 2. Лебина Н. Б., Чистиков 2. Сквозь века. Промышленность и промышленная политика Санкт-Петербурга, СПб, 2006.
Семейные архивы учеников. | |
20 неделя | «Следы» истории… . | 1час | § 16 | |||
21 неделя | Ленинград – город новостроек. | 1 час | § 17 | |||
22 неделя | Ленинград – «город славы трудовой». | 1 час | § 18 | |||
23 неделя | Ленинград – центр образования, просвещения, науки. | 1 час | § 19 | |||
24-25 недели | Город творческой интеллигенции. | 2 часа | § 20-21 | |||
26-27 недели | Ленинградцы: их быт и проблемы. | 2 часа | § 22-23 | |||
28 неделя | Обобщение Тестовые задания. | 1 час | Стр. 290-292 | |||
Наш край в XX веке – 2 часа | 29 неделя | Ленинградская область в советское время. | 1 час | § 24 | ||
30 неделя | «Наш край в XX веке» | 1 час | Стр. 259 | |||
РАЗДЕЛ 4. Неоконченная страница истории (1991 – настоящее время) – 3 часа | 31 неделя | Санкт-Петербург - один из многих городов мира. | 1 час | § 25 | 1. Коцюбинский Д. Новейшая история одного города. Очерки политической истории Санкт-Петербурга. 1989 – 2000. – СПб.-М., 2004. 2. Собчак А. А. Из Ленинграда в Петербург. Путешествие во времени и пространстве. – СПб., 2002. Семейные архивы учеников. Устав города. План развития города Периодическая печать | |
32 неделя | Санкт-Петербург – город больших возможностей. | 1 час | § 26 | |||
33 неделя | Санкт-Петербург – место жительства горожан. | 1час | § 27 | |||
Итоговое обобщение – 1 час | 34 неделя | Итоговое обобщение. | 1 час | Стр. 285-304 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 5 класса
Рабочая программа для 5 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 9 класса
Рабочая программа по ИКБ...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 7 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса...
Рабочая программа по истории и культуре СПб, 8 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края 5 класс
Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края . разработана на основе программы АГИПКРО, состоит из 34 часов, программа адаптированна на возрастную группу 5 классников....