ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья на тему
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_proforientatsii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Филатова Анна Павлиновна,
преподаватель,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат № 1» округ Муром
«ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЖИЗНИ»
«Если Вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет Вас».
К.Д Ушинский
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Наше учебное учреждение было образовано в 1976 году как межшкольный учебно-производственный комбинат. Целью его открытия было совершенствование трудового обучения, профессиональная подготовка учащихся школ города по востребованным профессиям и профессиональная ориентация учащихся.
В 2000 году УПК переименован в Межшкольный учебный комбинат № 1 г.Мурома. В настоящее время основной целью Учреждения является обеспечение адаптации обучающейся молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, осуществляемой в соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
МБОУ МУК № 1 решает следующие задачи:
- Обучение по технологии, профильное обучение, предпрофильная и профессиональная подготовка школьников;
- Организация общественно-полезного производительного труда обучающихся, воспитание сознательного отношения к труду;
- Осуществление профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений;
- Создание условий для развития личности.
Древние греки говорили «Познай себя и ты познаешь весь мир». Призыв «Познай себя», не утратив актуальности, вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня. На основе самопознания формируются представления о самом себе, создается «Я-концепция». Знание самого себя способствует готовности жить и работать в условиях рыночной экономики, конкурентоспособности на рынке руда.
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.
Заметим, что в законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…».
Принципы профориентационной работы:
- Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
- Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников.
- Систематичность и преемственность в профориентации с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
- Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся.
- Дифференцированный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.
Система профориентационной работы нашего комбината включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение.
- Профессиональная диагностика.
- Профессиональная консультация.
- Профессиональное воспитание.
Для грамотного проведения профориентационной работы необходимо учитывать, что воздействовать на потребности учащихся бывает очень сложно, еще сложнее их изменить.
В результате профориентационной работы с обучающимися происходит осмысление собственных потребностей, распределяются предпочтения, возникают интересы, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т.е. происходит самоопределение.
Ежегодно мы проводим анкетирование своих учащихся с целью узнать, какие требования они предъявляют к своей будущей профессии. Результаты этого исследования, думаю:
65% - хотят, чтобы их профессия была престижной, высокооплачиваемой
15% - соответствовала требованиям родителей;
15% - профессию было легко получить;
5% - профессия должна быть востребована на рынке труда.
Мы должны помочь в формировании ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся.
Важным звеном в профориентационной работе нашего комбината является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания - непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей, часто их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. С целью информирования родителей о новых профессиях, которые будут востребованы на рынке труда мы проводим собрания, на которые приглашаем специалистов отдела профподготовки и профориентации Центра занятости населения о.Муром.
Систематически проводятся семинары для классных руководителей 8-11 классов школ города по взаимной координации действий в плане профориентационной работы с учащимися.
В современном мире, когда основную часть времени взрослые проводят на работе, личностное самоопределение подростков в большей степени связано с профессиональным самоопределением. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Тогда как в действительности экономика развивается таким образом, что потребность в рабочих профессиях, особенно квалифицированных, не уменьшается, а растет. Это свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.
Наш комбинат занимаемся в соответствии с Уставом, Лицензией, свидетельством о государственной аккредитации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся 9, 10, 11-х классов общеобразовательных школ о. Мурома. Учащиеся старших классов получают образование по следующим профессиям:
- Токарь.
- Фрезеровщик.
- Слесарь механосборочных работ.
- Оператор ЭВМ.
- Швея.
- Продавец.
- Помощник воспитателя.
- Художник росписи по дереву.
- Исполнитель художественно-оформительских работ.
Вся работа по профориентации на комбинате планируется на учебный год и осуществляется как на уроке, так и вне его. Мероприятия по профориентации проводится для того, чтобы учащиеся могли более осознанно и правильно определить для себя дальнейшую дорогу, направление обучения и самое главное – будущую профессию.
Для этого, согласно календарно-тематическим и поурочным планам, каждый преподаватель и мастер производственного обучения проводят беседы о различных профессиях по принятой схеме (профессиограмме). Или же по заданию преподавателя отдельные учащиеся готовят доклады о тех или иных профессиях и знакомят с ними всех учащихся на уроке.
Кроме этого уже стали традиционными следующие работы и анкеты: «Разговор о профессии», «Профессии, которые я знаю», «Моя профессия», «Кем быть?», «Направления деятельности».
С целью профориентационной работы на комбинате проводятся:
- Дни открытых дверей для учащихся 9-х классов, которым предстоит обучаться в МБОУ МУК № 1;
- встречи учащихся 11-х классов с профконсультантом центра занятости г.Муром;
- встречи с представителями учебных заведений округа: МИ ВлГУ, МПСИ, медицинского и педагогического колледжа, которые помогают в выборе учебного заведения и профессии;
- экскурсии на предприятия города (особенно рабочие специальности токарь, фрезеровщик, слесарь, продавец);
- экскурсии на выставки художественного и декоративного творчества (по специальностям швея, художник росписи по дереву, помощник воспитателя);
- участие в выставке декоративного и технического творчества «Твори. Выдумывай. Пробуй», проводимых управлением образования о.Муром и областной выставке изобретателей и рационализаторов учащихся общеобразовательных учреждении.
С целью определения качества профессиональной подготовки и развития творческой активности учащихся межшкольного учебного комбината проводится ежегодный конкурс профессионального мастерства «Радуга профессий» среди учащихся межшкольных учебных комбинатов МУК № 1 и МУК № 2 округа Муром. Среди учащихся 11-х классов нашего комбината также ежегодно в апреле месяце проводится конкурса на звание «Лучший по профессии». Эти конкурсы призваны решить следующие задачи:
- Повышение интереса учащихся к трудовой деятельности.
- Развитие практических навыков.
- Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
- Активизация работы по профессиональной ориентации.
Каждый год учащиеся комбината принимают участие в окружной неделе профориентации. В рамках этой недели педагогическими работниками комбината проводятся следующие мероприятия:
- тестирование учащихся 10, 11-х классов с использованием профориентационных диагностик, с целью выяснения интересов, способностей и профессиональных возможностей учащихся;
- на теоретических занятиях учащиеся представили доклады о различных профессиях, а также о профессиях своих родителей;
- совместно с мобильным Центром занятости населения о.Муром была проведена диагностика профессиональных способностей учащихся 11-х классов;
- защита творческих проектов «Моя профессиональная карьера»;
- публичные лекции педагога-психолога ДООЦ г.Муром «Конкурентоспособная личность». На этой лекции учащиеся получили информацию о требованиях к личности современного работника, с учениками были проведены упражнения на развитие личностных качеств;
- круглый стол «Моя профессиональная карьера», участниками являются представителя бизнеса города, активисты общественных движений, предприниматели;
- урок-тренинг «Выбор профессии - первые шаги» для учащихся 10-х классов Ученики знакомятся с формулой выбора профессии, проходят диагностику профессиональных способностей, узнают о наиболее востребованных профессиях настоящего времени.
Для учащихся 9-х классов преподавателями и сотрудниками нашего комбината разработаны и проводятся следующие элективные курсы:
- Основы Web-дизайна
- Основы делового общения
- Введение в профессию «фрезеровщик»
- Основы выбора профессии
- Искусство продажи товаров
- Роспись по дереву
- Дизайн интерьера
- Основы рекламного дела.
Целью этих курсов является знакомство школьников с разнообразием профессий, они узнают квалификационные характеристики. Цель курса «Основы выбора профессии» - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры с учетом своих способностей, желаний и потребностей рынка труда.
К сожалению, в образовательных учреждениях в настоящее время уделяется мало внимания вопросам профессиональной ориентации обучающихся. Нет прочной нормативно-правовой базы профориентации: в Законе об образовании нет четких положений об организации профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. Часто профориентация ограничивается проведением тестов и оформлением небольших стендов. В бедственном положении находятся немногие сохранившиеся межшкольные учебные комбинаты. Исчезают школьные кабинеты и уголки профориентации. Все это препятствует профессиональному самоопределению старшеклассников и приводит к ошибкам в выборе профессии.
Проблема образа жизни может быть обозначена теперь уже в контексте самореализации человека в трудовой деятельности, но само решение данной проблемы во многом еще представляется делом самого человека. А зависит это от того, насколько он сам воспримет возможности своей профессиональной деятельности в качестве условия для полноценного личностного развития.
Список литературы
- Федеральный закон РФ «Об образовании»
- Бобровская А.Н. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение», Волгоград, «Учитель», 2009
- Кухарчук А.М. «Тесты для выбирающих профессию», Минск, «Современная школа», 2008
- Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения», Москва, Издательство НПО «Модэк», 2002 год
- Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. «Профессиональная ориентация молодежи», М.: Высшая школа, 1989 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».
Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"
Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная цель сборника – интеграция межвед...
Проблемы профессионального самоопределения подростков
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессионалу. Глубокое знание профессионального предмета и его объекта, свободное владение профессиональным...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация: данная статья посвящена результатам исследования уровня и особенностей психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Основными задачами исследования являлось опре...
Проблема профессионального самоопределения детей и молодежи в современном обществе.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможно...