АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
статья по психологии
Аннотация: данная статья посвящена результатам исследования уровня и особенностей психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Основными задачами исследования являлось определение актуальных проблемных зон в структуре профессионального самоопределения учащихся, особенности представлений учащихся о будущей профессиональной деятельности на разных этапах обучения в школе, а также выявление уровня осведомленности учащихся о структуре и требованиях рынка труда, в том числе в рамках выбранных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bodnya_a.i.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Бодня А.И.
Бодня Анастасия Игоревна - педагог-психолог,
ГБОУ школа №207 с углубленным изучением английского языка,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: данная статья посвящена результатам исследования уровня и особенностей психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Основными задачами исследования являлось определение актуальных проблемных зон в структуре профессионального самоопределения учащихся, особенности представлений учащихся о будущей профессиональной деятельности на разных этапах обучения в школе, а также выявление уровня осведомленности учащихся о структуре и требованиях рынка труда, в том числе в рамках выбранных профессий.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, эмоциональная готовность.
CURRENT PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
Bodnia A.I.
Bodnia Anasnasia Igorevna – teacher- psychologist,
State budgetary educational institution school 207with advanced teaching of English,
Saint-Petersburg
Abstract: this article is devoted to the results of a study of the level and characteristics of students' psychological readiness for professional self-determination. The main objectives of the study were to identify current problem areas in the structure of students' professional self-determination, features of students' ideas about future professional activities at different stages of schooling, and also to identify students' awareness of the structure and requirements of the labor market, including within the framework of selected professions.
Keywords: professional self-determination, professional choice, emotional readiness.
УДК 159.9.072
Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самоопределения личности в целом. На этапе взросления подросток сталкивается с необходимостью выбора дальнейшего пути, как образовательного, так и жизненного. Потребность в самопознании является ключевой для юношей и подростков, самоопределение служит инструментом развития и социализации личности (Е.А. Климов, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и др.) [3, 4]. В настоящее время актуальность исследования проблемы профессионального самоопределения связана, в том числе, с изменяющимися требованиями рынка труда, сегодня работодатели заинтересованы в мотивированных специалистах, четко представляющих себе задачи и перспективы своей профессиональной деятельности.
Тем временем, исследования показывают, что, несмотря на многообразие источников информации о профессиях и различные программы диагностики и развития сферы профессионального самоопределения учащихся, общая картина неутешительна. Старшеклассники в значительной мере оказываются не готовыми к выбору профессии или направления подготовки.
Таким образом, одной из целей нашего исследования являлось выявление основных проблемных зон в сфере профессионального самоопределения учащихся и определение приоритетных задач в организации профориентационной работы в школе.
В исследовании приняли участие 231учащийся среднего звена (7-9 классы) и 142 старшеклассника (10-11 классы).
Методы диагностики.
Исследование особенностей и структуры профессионального самоопределения учащихся осуществлялось с помощью анкетирования, метода незаконченных предложений, а также с использованием психодиагностических методик, направленных на изучение профессиональной направленности личности.
Результаты исследования
Результаты исследования позволяют увидеть, что выбор профессионального пути в той или иной степени осуществили около половины респондентов, находящихся на разных ступенях обучения. Так, лишь 41% девятиклассников отмечают, что они представляют себе, чем хотели бы заниматься в будущем, в 11-х классах этот процент выше – 55%. Учитывая, что исследование проводилось во второй половине учебного года, практически половина выпускников школы не готовы сделать осознанный выбор специальности и, как следствие, определиться с направлением дальнейшего обучения.
Важно отметить динамику самоопределения учащихся в отношении осознания своих способностей и склонностей. Отрицательный ответ на вопрос «Знаете ли вы о том, какие ваши способности и черты характера позволят вам быть успешным в профессии?» в выборке учащихся среднего звена встречается в минимум 13% и максимум 24% случаев, в то время как к старшей школе уже 32% десятиклассников и 36% учеников 11 класса отмечают, что не знают своих способностей или не задумывались о том, что позволит им стать успешным в своем профессиональном будущем. Данные результаты могут свидетельствовать о возрастании неопределенности в ситуации оценки и планирования своей будущей деятельности. Чем ближе выпуск из школы, чем ближе момент необходимости осуществления непосредственного выбора дальнейшего пути, тем больше сомнений у выпускников.
Более трети учащихся всех ступеней обучения (средней и старшей школы) указывают на то, что члены семьи не принимают активного участия в вопросах выбора и освоения профессии ребенком. Ориентируясь на результаты по всей выборке учеников, мы можем отметить, что наибольшее участие (по субъективной оценке респондентов) в проблеме профориентации принимают родители шестиклассников, в то время как в средней и старшей школе этот показатель не превышает 68%.
Функции, задачи и обязанности представителя выбранной (или привлекательной для учащихся) специальности достаточно четко представляют себе, в целом, около половины респондентов. При этом данный показатель в 11 классах ниже, чем на более ранних этапах обучения (8, 9, 10 классы).
В ходе сопроводительной беседы с обучающимися выявилось, что около половины ребят выбирают себе или рассматривают в качестве возможной профессию исключительно исходя из ее внешней привлекательности, не представляя себе собственно содержание труда. Так, например, несколько человек в качестве предполагаемой профессии назвали профессию психолога, отметив при этом, что они не очень любят общаться с людьми, но считают, что психолог не имеет личных проблем и хорошо зарабатывает.
А профессию бухгалтера выбирают учащиеся, которые одновременно указывают на неготовность к работе, требующей длительного сосредоточения внимания.
Диаграмма 1. Осведомленность учащихся о требованиях ВУЗа
Обращает внимание, что 26% учащихся 10 классов и 23% учащихся 11 классов фактически к концу учебного года не знают о требованиях и условиях поступления по тому или иному направлению подготовки, предъявляемых ВУЗами. Согласно данным, полученным в ходе обсуждения, это зачастую связано с тем, что ребята рассматривают одновременно разные направления обучения, иногда не связанные друг с другом, что не позволяет им полноценно сориентироваться в требованиях конкретного ВУЗа.
При ответах на вопрос анкеты «Чем привлекательна для вас профессия, которую вы выбрали (планируете выбрать)?» на первый план выходит фактор заработной платы (вариативность ответов от 26% до 54% по общей выборке). Согласно полученным данным, наименьшее внимание при выборе профессии респонденты уделяют востребованности профессии и возможности реального трудоустройства. Более того, треть и более учащихся 9-11 классов не представляют себе структуру и требования рынка труда, не могут сориентироваться в том, какие именно профессии являются более востребованными в настоящее время (36%, 32% и 29% в 9-11 классах соответственно). В том числе, от 26% до 32% учащихся 9-11 классов не знают, насколько востребована конкретно выбранная или рассматриваемая ими профессия.
В качестве наиболее привлекательного фактора при выборе профессионального пути, как мы помним из полученных результатов, выступает уровень заработной платы. Данный показатель отмечался испытуемыми как «плюс» профессии. Анализируя ответы на вопрос о «минусах» профессии, о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться при работе в той или иной сфере труда, мы можем увидеть, что более 50% учащихся (от 56 до 64% по общей выборке) не имеют представления о том, что эти минусы существуют (ответ «никаких минусов в этой работе нет»), не говоря уже об их конкретизации.
В целом, от 48% до 55% учащихся 8-11 классов не сформировали представление о том, чего они хотели бы добиться в будущей профессиональной деятельности, причем наивысший показатель неопределенности представлений показали будущие выпускники 11 классов (55%).
Результаты также показали, что основным источником знаний о профессиях и ситуации на современном рынке труда для учащихся является интернет. При этом, исходя из представленных выше данных о степени осведомленности учеников в вопросах профориентации, мы можем предположить, что самостоятельный поиск информации в сети и других источниках не дает достаточно успешного результата.
От 62% до 77% учащихся испытывают потребность в дополнительной помощи в вопросах выбора своего профессионального будущего, указывают на необходимость получения большего объема знаний и хотели бы получать информацию в различной форме, иметь возможность задавать вопросы и более глубоко погружаться в мир профессий.
Необходимо отметить, что более трети (от 32% до 54% по общей выборке) респондентов не знакомы и не имели опыта общения с представителями интересующей их профессии. В то же время они убеждены, что встречи со специалистами из разных сфер трудовой деятельности помогли бы им более осознанно осуществить свой выбор и снять повышенный уровень тревожности в связи с ситуацией неопределенности при выборе профессии.
Оценка эмоциональной готовности к ситуации профессионального выбора.
Также нами проводился контент-анализ параметров самоопределения на основе результатов работы учащихся по методу незаконченных предложений.
Для выявления отношения к профессиональному выбору использовался метод незаконченных предложений. Учащимся было предложено в развернутой форме закончить следующие фразы: «Когда я думаю о будущей профессии…», «Когда меня спрашивают о моих планах на будущее…», «Я хотел бы…», «О мире профессий я знаю…»
В общей сложности ответы учащихся были разделены на 4 категории: «негативное восприятие ситуации профессионального выбора», «положительное восприятие ситуации профессионального выбора», «положительные установки на будущее» и «осведомленность».
Категорию «Осведомленность» мы условно разделили на два вектора: «информированность» и «неопределенность».
Таблица 1. Эмоциональная готовность к ситуации выбора
Категория/класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Негативное восприятие ситуации профессионального выбора | 19 чел 26,4% | 31 чел 44,9% | 28 чел 37,8% | 17 чел 25,7% |
Положительное восприятие ситуации профессионального выбора | 27 чел 37,5% | 23 чел 33,3% | 21 чел 28,4% | 23 чел 34,8% |
Положительные установки на будущее | 56 чел 77,7% | 43 чел 62,3% | 49 чел 66,2% | 47 чел 71,2% |
Информированность | 17 чел 23,6% | 16 чел 23,1% | 17 чел 22,9% | 26 чел 39,4% |
Неопределенность | 41 чел 54,9% | 32 чел 46,4% | 36 чел 48,6% | 18 чел 27,3% |
Как можно видеть из вышеприведенных данных, значительное число учащихся испытывает негативные эмоции, когда речь идет о вопросах, касающихся их профессионального самоопределения (от 26% до 45% по общей выборке). Основываясь на полученных ранее показателях, можно предположить, что отрицательное отношение к ситуации выбора профессии связано, преимущественно, с недостатком информации, низким уровнем готовности к осуществлению профессионального выбора, высоким уровнем неопределенности в субъективных оценках своих способностей, склонностей и желаний и, вследствие этого, возрастанием тревоги.
Говоря о современных проблемах профессионального самоопределения, Пряжникова Е.Ю. отмечает, что в каждом виде труда есть свои «незримые составляющие», именно поэтому так важно помочь подросткам проникнуть в саму суть профессии, чтобы сделать осознанный выбор [6, с. 111]. Действительно, для уверенного выбора учащимися дальнейшего образовательного и профессионального маршрута, им необходима более полная и структурированная информация о содержании и условиях труда, о современных реалиях рынка труда. Одним из дополнительных путей достижения положительного результата может стать личное общение с представителями различных профессий.
Таким образом, мы можем выделить основные проблемные зоны и приоритетные задачи организации профориентационной работы в школе.
Проблемные зоны | Задачи |
| 1. Расширение знаний учащихся о себе с помощью составления индивидуальных профилей учащихся.
4.Совместный анализ рынка образовательных услуг. 5. Формирование способности к осознанному выбору на основе сопоставления личностных качеств и профессионально значимых качеств профессионала. 6. Активизация социальной позиции. |
Список литературы/ References
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения, Текст. / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 43-52.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд. - М., 2005. 520 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
- Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции, 29-30 июня 2011 г. М.: Институт стратегических исследований, 2011. С. 113–117.
- Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111–122.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2008. 144 с.
- Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. 479 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».
Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе
Необходимость определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЖИЗНИ
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре к...
Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"
Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная цель сборника – интеграция межвед...
Актуальные проблемы профессиональной деятельности молодых педагогов в ходе модернизации образования в Фурмановском районе.
Статья раскрывает основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги в школе. Автор статьи озвучивает пути решения проблемы....