Проблемы профессионального самоопределения подростков
статья по технологии
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессионалу. Глубокое знание профессионального предмета и его объекта, свободное владение профессиональными технологиями, коммуникабельность, мобильность и инициативность – лишь некоторые характеристики молодого человека, способного демонстрировать качества конкурентоспособного работника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_professionalnogo_samoopredeleniya_podrostkov.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Бебешина Наталья Михайловна
МБОУ СОШ №3 город Чехов Московской области
Проблемы профессионального самоопределения подростков.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессионалу. Глубокое знание профессионального предмета и его объекта, свободное владение профессиональными технологиями, коммуникабельность, мобильность и инициативность – лишь некоторые характеристики молодого человека, способного демонстрировать качества конкурентоспособного работника. Стремительно развивающиеся сферы общественной жизни, инновационные процессы всех сфер и областей деятельности ориентируют государственные институты образования приоритетом обучения выделить не профессиональный диплом как документ, а практические навыки выпускника.
Учитывая уровень требований, необходимый личности, стремящейся к самореализации, национальная образовательная политика в блоке «Школа – это центр взаимодействия» одним из основных направлений выделяет систему профессиональной ориентации школьников.
На практике школьные педагоги сталкиваются с важнейшей проблемой – учащиеся не готовы обозначить не только предполагаемую сферу профессиональной деятельности, но и возможный профиль обучения на среднем уровне общего образования в 10-11 классах. Следовательно, выпускные классы основной школы нуждаются в специальной сопроводительной методической работе.
Замечательным вариантом педагогической помощи является возможность включения в учебные планы 8-9 классов курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «технология» [1].
Реализовать программу в полном объеме удобнее педагогу, имеющему психологическое образование. Профессиональная подготовка указанной категории работников предполагает компетентность в области профессиональной диагностики. Однако не следует огорчаться, если нет возможности преподавания дисциплины в рамках учебной программы по тем или иным причинам (курс не обозначен учебным планом образовательного учреждения или педагог-психолог имеет плотную и объемную нагрузку или в школе нет данной штатной единицы в случае малой комплектности обучающихся). Если школа богата профессионалами, если в ней трудятся не равнодушные педагоги, если классные руководители характеризуются желанием инноваций, возможен процесс внедрения модульного освоения элементов программы.
На что стоит обратить внимание для формирования личностного профессионального профиля в процессе организации профессиональной ориентации учащихся [2, с.5]:
-Наиболее продуктивными являются занятия, предусматривающие формирование активной деятельной позиции учеников.
-Создание проблемных ситуаций повышает мотивацию и стимулирует интерес учащихся.
-Процедуры самостоятельной диагностики позволяют раскрепостить индивидуальные особенности, избегая факторов социальной желательности («хочу казаться лучше, чем есть на самом деле»).
В минимальный набор диагностических процедур следует включить:
- потребностно-мотивационная сфера: «Опросник профессиональной готовности», «Экспресс-методика для выявления интересов» [3, с. 112]
- характерологические особенности: методика «Кто я?», методика самооценки личности [3, с.118]
- эмоционально-волевая сфера: методики «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля» [3, с.120]
- коммуникативная сфера: методики «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений» [3, с.142]
Следует принять во внимание, что в случае преподавания отдельных модулей курса, преподавателю не рекомендуется браться за реализацию изучения психофизиологичекой сферы (поведенческие проявления основных свойств нервной системы) индивидуальных ресурсов личности.
Предлагаемый набор методик легок в обрабатывании результатов, при внимательном контроле со стороны учителя возможен вариант самостоятельной реализации учащимися. При условии дополнения диагностических процедур тематическими классными часами, профессионально ориентированными экскурсиями, анализом спектра профессиональных учебных учреждений результат не заставит себя ждать и практически каждый выпускник основной общей школы будет ориентирован на собственный профессиональный план.
Список использованных источников:
- Программа курса «Технология. Твоя профессиональная карьера». 8-9 классы.- В.П. Бондарева, М.С. Гуткин, Т.Н. Занковская. – 4-е издание. Москва «Просвещение», 2009.
- Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учеб. для обшеобразоват. учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф.Михальченко, А.В. Прудило и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов; под. ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология Sandplay в профессиональном самоопределении подростков
Здесь представлен сценарий психологической игры методом песочной терапии на тему "Путь в профессию"....
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...
Профессиональное самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
Рекомендации организаторам профориентационной деятельности....
«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».
Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЖИЗНИ
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре к...