«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».
статья по теме
Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientacionnaya_rabota_mashkova.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров»
Ответственный
за профориентационную работу
ГОУ СОШ №494: Л.И.Машкова
«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».
Пояснительная записка:
Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям. На сегодняшний день назрела необходимость создать единую систему качественного взаимодействия семьи, образовательного учреждения, окружного профориентационного центра и профессиональных образовательных учреждений по проблемам профессионального самоопределения подростков.
Для достижения решения проблем профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных учреждений необходимо приступить к осуществлению следующих направлений деятельности:
- проведение информационно-разъяснительной и просветительской работы в семье по профессиональному самоопределению ребенка;
- составление личного профессионального плана подростка, который позволит им реализовать свои планы на будущее в полной мере;
- осуществление взаимосвязи семьи, школы с профориентационными центрами в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении подростков.
Цель мероприятия: активизация родительской общественности по проблемам профессионального самоопределения подростков, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.
Задачи:
- Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.
- Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.
- Формировать у родителей культуру понимания профессионального выбора подростка.
- Оказывать помощь в выборе дальнейшего пути получения образования с учетом ситуации на рынке труда.
Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. В этом учебном году группа педагогов нашего учреждения объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах. По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей мы отметили, что вопрос профессионального самоопределения учащихся актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества. В целях накопления материала по проблеме были изучены методическая литература, передовой опыт учителей новаторов. Представляются результаты этой работы в виде докладов на МО, выступлений на педагогическом совете школы, методических рекомендаций для коллег. И теперь мы готовы поделиться своим опытом профориентационной работы с родителями.
Вся работа строится на системе взаимодействия "Школа- семья - социум"
Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям
- проведение родительских собраний, (общешкольные, классные);
- лектории для родителей.
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся и т.д.
Уверена, что многие из них проводятся в любом образовательном учреждении. Так, например, тематика родительских собраний и лекториев для родителей может проводиться по темам: «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Семья выбирает будущее (профориентация подростка)», «Образование и карьера» и др. Тематика их может быть разнообразна. Родительские лектории станут интереснее, если пригласить специалистов центра занятости, представителей учебных заведений, которые расскажут о возможных путях помощи семье в выборе будущей профессии, поделятся информацией о востребованности тех или иных профессий. Конечно, специалисты должны быть готовы к тому, что родители придут со своими вопросами и сомнениями, убеждениями, запросами и требованиями помощи ребёнку. Их консультации должны быть убедительны и компетентны.
Должна сказать, что в каждой школе найдутся родители, готовые выступить на школьном или классном собрании, поделиться секретами своей профессии. В нашей школе мама ученицы 6-го класса не только проводит лектории для родителей, но и регулярно организовывает экскурсии для учащихся 8-9 классов в Полиграфический Колледж №31 г.Москвы. Неоднократно, ученики 10-11 классов приглашались в Московский Психолого-Педагогический Университет, московский Государственный Индустриальный Университет в рамках «Недели профориентации». Учащиеся узнают, чем отличается учеба в университете от обучения в школе и как стать специалистом своего дела.
Особенно интересным и увлекательным считаю следующую форму, когда родители вместе с учителем проводят факультативные занятия. В нашем учреждении в начальной школе проходят факультативные занятия «Мир профессий». Интересны и увлекательны занятия, когда вместе с мамами и папами ребята учатся творить рекламные объявления, получать знания о таких профессиях как швея, художник-оформитель, художественная роспись и др. Даже если это не урок практической направленности, а беседа о той или иной профессии, занятия не пройдут даром. Ребята с удовольствием посещают уроки, занятия. Принимают участие в городских и окружных конкурсах.
И в заключении хотелось сказать, что важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для родителей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Всё это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, что часто приобретает первостепенное значение. Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает необходимость совместной профориентационной работы школы и родителей.
Список литературы:
- Н.И. Дереклеева «Родительские собрания 5-11 классы» Москва «Вако» 2005
- В.Р. Шмидт «Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников» Москва «Сфера» 2007
- С.И.Вершинин,,М.С.Савина «Основы прфориентации» Москва «Академия» 2009
- Н.С. Пряжников «Мотивация трудовой деятельности» Москва «Академия» 2009
- С.Н.Чистякова «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» Москва «Академия» 2007
- Н.С. Пряжников «Профориентация» Москва «Академия» 2008
Креативность
Индивидуальность
Вариатив
ность
Оптималь ность
Доброволь
ность
Принципы взаимодейст вия:
Сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков
Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка
Анализ теоретического материала и психологических исследований по проблеме профессионального самоопределения выявил, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детс...
Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"
В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...
Проблемы профессионального самоопределения подростков
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессионалу. Глубокое знание профессионального предмета и его объекта, свободное владение профессиональным...
Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков
Выступление на родительском собрании...
ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
С проблемой недостаточной мотивации учащихся к предмету или к образовательной деятельности в целом сталкивается большинство преподавателей и родителей. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению ...