Коррекционно-развивающее занятие по патриотическому воспитанию "Если скажут слово Родина..."
план-конспект на тему
Работа дефектолога заключается в организации коррекционной помощи детям с недостатками развития мыслительной деятельности и учебных навыков. Но не менее важно, особенно в среде детского дома, и формирование и развитие этических, нравственных, эстетических, гражданских норм. Реализации этого направления дефектолгу помогают семинары различной тематики. Я представляю занятие по патриотическому воспитанию с детьми 2 класса, на котором вполне успешно получилось обощить понятийную базу по теме "Родина" посредством коррекции мыслительной деятельности и когнитивной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_skazhut_slovo_rodina.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название ОУ ГБОУ РМЭ "Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида" Дата, время и место проведения занятия 23.04.2015, 14.00, кабинет дефектолога Возраст и год обучения группы (учащегося) 2 класс, 2 год обучения Фамилия, имя, отчество (полностью) педагога, его категория, пед. стаж Кондрашова Лариса Ивановна, дефектолог первой квалификационной категории, 20 лет | |
Название темы | «Если скажут слово Родина…» |
Цель занятия Задачи | Обобщение понятия «Родина» посредством коррекции мыслительных процессов и когнитивной сферы. 1. Углубить понятийную базу по теме «Родина» за счет словарной работы. 2. Формировать умение работать с информацией по теме посредством придумывания нового финала сказки, словотворчества, просмотра фотоизображений и прослушивания песни. 3.Формировать умение слушать и слышать и отработать навыки словотворчества за счет работы со сказкой, словарной работы. 6. Корректировать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку с помощью подвижной игры, работы с пазлами и шнурками. 7. Корректировать навык установления причинно-следственных связей на основе просмотра фотоизображений и прослушивания песни, на основе понимания сказки, на основе построения речевых высказываний. 8. Корректировать речевое развитие и обогатить словарь детей на основе упражнения в подборе слов, составлении слов, придумывании новых слов. 9.Развивать чувство гордости за свою Родину. 10. Формировать познавательную активность в изучении прошлого и настоящего нашей Родины. |
Методы обучения | Практические: упражнения (словарная работа, словотворчество, подвижная игра, работа, работа со шнурками). Наглядные: демонстрация видеопрезентации. Словесные: беседа, прослушивание и анализ сказки.
|
Формы обучения | Группой |
Тип занятия | комбинированное |
Оборудование и основные источники информации. 1.Ноутбук, толковый словарь 2. Интернет-ресурс yotube.ru 3. Синицына Е. И. Умные сказки. – М.: Лист, 1997 г. – стр.145 Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. – Харьков, 2008 г. – стр. 60, 81 | |
Ход занятия.
- Испокон веков, то есть с давних-давних времен на Руси люди не просто приветствовали друг друга, а желали здоровья – здравствуйте все! А сегодня каждый из вас сможет поприветствовать всех своим личным, им самим придуманным приветствием – тем, что вы хотите пожелать. Например, я желаю всем радости, поэтому я говорю «радоствуйте». А Анжела пожелает всем добра Егор – улыбок Дима – удачи Вадим – счастья Алеша – тепла Вадим - успехов (слова в помощь детям: доброствуйте, улыбствуйте, счаствуйте, удачствуйте, теплоствуйте, успешствуйте) И вот с этого замечательного и нужного нам приветствия давайте начнем наше занятие.
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в пазлы (дети разбирают пазлы). А тему игры вы назовете сами. Вы видите, что пазлы это не простые, а с буквами. Что можно сделать с такими пазлами? – Составить слово (составляется слово «родина»). Вот о Родине мы и поговорим сегодня.
Упражнение 1. «Родина» - Ребята, что такое Родина? (Место, где человек родился – корень слова см., где живет – в значении «родная страна») - Работа со словарем. (Работаем вместе. Алгоритм работы со словарем – находим страницу с нужной, заглавной, буквой, далее определяем вторую букву и находим статьи сданным слогом, далее – по последующим буквам слова) - Что первое приходит на ум, когда вы слышите или произносите слово Родина? - Я предлагаю послушать песню «С чего начинается Родина», в которой автор слов Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер выразили отношение к Родине миллионов наших людей. Показ презентации «С чего начинается Родина?» - Какое самое главное чувство мы испытываем по отношению к Родине? (Любовь, гордость, уважение) - А как человек может проявить свою любовь к Родине? (Охранять природу, заботиться о животных, доброжелательно относиться к людям, получить профессию и быть ответственным и грамотным работником) - Но чтобы уметь всё это, чтобы что-то сделать для нашей Родины, сейчас вы должны….. продолжите мою фразу…(Хорошо учиться) - Тогда начнем прямо сейчас!!! Упражнение 2. «Родные слова» - Какие слова можно образовать от слова «родина»? (Родной, родинка, родник, родня, род). - О чем и о ком можно сказать «родной»? (Дом, край, сад, брат…) - О чем и о ком можно сказать «родная»? (Сторона, страна, сестра, улица, речь…) - О чем и о ком можно сказать «родное»? (Слово, небо, солнышко, поле…) - О чем и о ком можно сказать «родные»? (Люди, братья, сестры, лица, места…) А теперь на тему родных мест послушайте сказку. Упражнение 3. «Сказка» Росли вместе дружные сосны. Были они стройные, прямые. Ничто не страшило их: ни гроза, ни буря, ни метель. Всегда поддерживали они друг друга, не давая согнуться, упасть. Ветви их переплетались и как крепкие руки, лежали на плечах друг друга. И вот одна сосна решила…. Как вы думаете, что она решила? …. Что ей со всеми душно и тесно, что шелест ее хвойных игл теряется в общем шуме, что запах ее смолы совсем не выделяется, и шишки, которые роняет она на землю, смешиваются с другими, и трудно сказать, где ростки из ее семян. … Что же сделала сосна? Покинула она дружную семью. Выбежала из лесу и встала одна, на отшибе. Солнце ее палит, ветер гнет, дождь, град секут, а поддержать и защитить некому. … Что же стало с этой сосной? Искривился ее ствол, обломались ветви. Стоит она кривобокая, глаз не радует и для дела не годится. Беседа по сказке. - Как называется то место, где мы родились и выросли? (Родина.) - Что сделала сосна, когда ушла от своих сестер и из своего леса? (Покинула свою родину) – Почему всё это неприятное произошло с сосной? (Покинула свою родину, свои родные места, и не просто покинула, а посчитала свою родину недостаточно хорошей для себя. В этом ее беда.) - Ответ на эти вопросы – Почему жизнь вдали от Родины складывается не всегда хорошо? Ответ на этот вопрос мы найдем в нашей русской народной мудрости. Об этом очень много в нашем родном языке пословиц. Составление пословиц. Где родился, там и пригодился. На родной стороне и камушек знаком. Родной куст и зайцу дорог. Глупа та птица, которой свое гнездо немило. За морем теплее, а у нас светлее. Своя земля и в горсти мила. Человек без Родины – соловей без песни. С родной земли умри, а не сходи. Родину головой оберегают. - В любой русской сказке добро всегда побеждает зло. Поэтому и для этой сказки и несчастной ее героини давайте придумаем счастливый финал. Каждый из вас придумывает по одному предложению, при этом нужно учитывать то, что сказали предыдущие дети. (Каждый добавляет по одному предложению, педагог записывает и зачитывает финал). Упражнение 4. Физкультминутка. Русская народная игра «Зеленая репка» Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:
Упражнение 5. «Шнурочки» - Перед вами листы со шнурками. Прежде чем я скажу вам задание, хочу спросить вас, почему я выбрала для нашего занятия шнурки именно таких цветов? -Правильно, потому что это цвета нашего государственного флага. Наш флаг трехцветный, еще его называют триколор (от иностр. слова «колор» – что значит цвет, и цифры три, т.е три цвета). - А ваши шнурки – это дороги. Вы еще совсем юны, у вас впереди множество самых разных дорог, но вы должны не бездумно брести по первым попавшимся дорогам, а правильно выбрать верную дорогу. Потренируемся? Сейчас вы должны проложить свои дороги, как вам хочется – это могут быть прямые, изогнутые, круглые дороги. Но шнуры должны обязательно пересекаться друг с другом, образуя перекрестки дорог. - Что нужно сделать, чтобы пересеклись и как это можно сделать? Я вам буду задавать только количество точек пересечения. 1. Одна точка у красного и белого, одна точка у белого и синего. 2. Две точки у белого и синего, одна – у синего и красного. 3. Три точки у белого и синего, одна точка у белого, красного и синего. 4. Все три шнурка соединяются в одной точке. 5. Одна точка у белого и синего, одна точка у красного и синего, две точки у белого и красного. 6. Три точки у белого и синего. 7. Три точки у красного и синего, одна точка у белого и синего.
III. Итог занятия Как же звучит тема нашего занятия? А почему в конце фразы многоточие? (Потому, что она обязательно предполагает продолжение) Сейчас каждый из вас скажет «Если скажут слово Родина, я подумаю о….» Если скажут слово Родина, то я подумаю о тех 14 березках, что выросли вместе со мной под окном моего родного дома. Я хочу поблагодарить вас за занятие и угостить вас березовым соком. Береза – это очень родное русское дерево, это красота и чистота нашей Родины, и я хочу, чтобы с капельками этого целебного сока вы тоже стали еще здоровее, сильнее и красивее. | |
Актуализация (повторение изученного материала) | Обобщение понятия «Родина». Коррекция мыслительных процессов. Работа по развитию мелкой моторики рук (шнурки) и общей моторики (подвижная игра). |
Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков | Усвоение понятийного ряда слова «Родина» (словообразование, однокоренные слова,ассоциативный ряд) Словотворчество – дети должны научиться создавать новые слова и продолжение сказки. Формирование умения морального выбора в различных ситуациях и оценки данного выбора(собственного и других людей). Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения (сказка, беседа). Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (работа со шнурками). Организация контроля. 1. Постановка логических вопросов - анализ сказки. 2. Организация обратной связи – беседа по понятийному ряду слова «родина». 3. Самостоятельная работа – конструирование пазлов и составление слова, сочинение продолжения сказки. |
Итоги занятия | Рефлексия занятия и патриотического отношения к своей Родине -упражнение «Если скажут слово Родина, я подумаю о….» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие
Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...
Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"
Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...