Рабочая программа ПМ.05 Предоставление экскурсионных услуг
рабочая программа

Булах Анна Михайловна

Рабочая программа для специальности 43.02.10 Туризм ПМ.05 Предоставление экскурсионных услуг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm.05_turizm.rar31.45 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПМ.05 Предоставление экскурсионных услуг

для специальности

43.02.10 Туризм

базовая подготовка

Владикавказ

2015


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

3

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

10

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

12


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ.05)

«Предоставление экскурсионных услуг»

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО (ППСЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.10 Туризм (базовой подготовки) входящей в состав укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление услуг по сопровождению туристов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут;

ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте;

ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте;

ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте;

ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;

ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

Программа профессионального модуля может быть использована:

- в дополнительном профессиональном образовании по  программам  повышения квалификации и переподготовки по направлению 43.02.10 Туризм, на базе, среднего профессионального образования без опыта работы;

- в профессиональной подготовке на базе полного общего образования для углубления и расширения профессиональной подготовки по специальности  43.02.10 Туризм. 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- оценки готовности группы к турпоездке;

- проведения вводного инструктажа по технике безопасности туристов;

- сопровождения туристов на маршрутах;

- организации досуга туристов;

- контроля качества предоставляемых туристу услуг;

- составления отчета по итогам туристской поездки

уметь:

- проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;

- определять особые потребности туристической группы или индивидуального туриста;

- проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;

- использовать приемы эффективного общения;

- эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;

- взаимодействовать со службами быстрого реагирования;

- организовать досуг туристов;

- контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания;

- контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;

- проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия;

- проводить инструктаж об общепринятых специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;

- контролировать наличие туристов;

- обращаться за помощью в сопутствующие службы при наступлении чрезвычайных ситуаций;

- оформлять отчет о туристской поездке;

- оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов знать:

- основы организации туристской деятельности;

- правила организации туристских поездок, экскурсий;

- требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности;

- правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода;

- основы анимационной деятельности;

- правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах;

- приемы контроля качества предоставляемых услуг;

- инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов;

- правила поведения туристов при пользовании различного вида транспорта;

- правила оказания первой медицинской помощи;

- контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайных ситуаций;

- стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания;

- правила составления отчетов по итогам туристской поездки.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 108 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося –  48 часа;

- самостоятельной работы обучающегося – 24 час;

- производственной практики – 36 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Предоставление экскурсионных услуг»", в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Контролировать готовность группы, оборудования транспортных средств к выходу на маршрут

ПК 2.2

Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте

ПК 2.3

Координировать и контролировать действия туристов на маршруте

ПК 2.4

Обеспечивать безопасность туристов на маршруте

ПК 2.5

Контролировать качество обслуживания туристов принимающей

стороной

ПК 2.6

Оформлять отчетную документацию о туристской поездке

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности


3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1-2.6

Раздел 1. Особенности проведения экскурсий для различных групп населения.

40

26

10

12

ПК 2.1-2.6

Раздел 2. Освоение методики туристско-экскурсионного обслуживания

32

22

10

12

Учебная и производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

36

36

Всего:

108

48

24

36


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.05)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 ПМ 05.

Особенности проведения экскурсий для различных групп населения.

МДК 05.01

Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности.

Тема 1.1. 

Природно-климатические особенности республики

Содержание учебного материала

2

1,2

1.

Расположение республики, площадь, границы и приграничные территории.

2.

Климат, рельеф, природные ресурсы.

3.

Растительный и животный мир.

4.

Заповедные зоны.

Практическое занятие

2

2

1.

Особенности почвенно-растительного покрова.  Разновидности животных в РСО-Алания.

Тема 1.2.

Особенности исторического развития республики

Содержание учебного материала 

4

1,2

1.

Ранние сведения о республике.

2.

Освоение территории республики разными народами.

3.

Современный статус и туристско-рекреационный потенциал республики.

Практическое занятие

2

2

1.

Исследование развития альпинизма в РСО-Алания.

Тема 1.3.

Особенности общения и толерантности в поликультурной среде

Содержание учебного материала

2

1,2

1.

Региональные особенности делового общения в сфере туризма.

2.

Этика, религия, культура

3.

Особенности речевого взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий.

Практическое занятие

2

2

1.

Экскурсия в краеведческий музей  РСО-Алания.

Тема 1.4.

Использование легенд и нартского эпоса в экскурсиях по РСО-Алания

Содержание учебного материала

4

1,2

1.

Понятие фольклор, миф, легенда, придания.

2.

Легенды народов РСО-Алания.

3.

Методика использование легенд в экскурсиях по РСО-Алания.

Практическое занятие

2

2

1.

Изучение народно-героических песен осетин.

Тема 1.5.

Правила проведения

инструктажа туристской группы

 Содержание учебного материала

4

1,2

1.

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании.

2.

Порядок проведения инструктажа соблюдения правил туристской группы.

3.

Требования перед проведением туристского похода, экскурсии.

4.

Требования во время проведения туристского похода, экскурсии, экспедиции.

Практическое занятие

2

2

1

Укладка рюкзака. Проведение игры ―Что взять с собой в поход.

 Оформление туристского уголка группы, фотогазеты. Обсуждение похода в группе.

Раздел 2 ПМ 02

Освоение методики туристско-экскурсионного обслуживания

МДК 05.01

Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности

Тема 2.1.  

Методика подготовки экскурсий

Содержание учебного материала

2

1,2

1.

Введение в методику подготовки экскурсий.

2.

Этапы подготовки экскурсий.

3.

Определение цели и задачи экскурсии. Выбор темы.

4.

Отбор литературы и составление библиографии.

5.

Определение источников экскурсионного материала.

6.

Отбор и изучение экскурсионных объектов.

7.

Составление маршрута экскурсии. Объезд или обход маршрута.

8.

Подготовка контрольного текста экскурсии.

9.

Комплектования «портфеля экскурсовода».

Практическое занятие

4

2

1.

Проведение виртуальной экскурсии

Тема 2.2.  

Методика проведения экскурсий

Содержание учебного материала

2

1,2

1.

Специфика показа в экскурсии. 

2.

Классификация методических приемов.

3

Методические приёмы экскурсионного показа.

4.

Особенности экскурсионного рассказа.

5.

Методические приёмы экскурсионного рассказа.

Практическое занятие

2

2

1.

Техника воссоздания зрительной картины исторического события.

Тема 2.3.

Техника ведения экскурсии

Содержание учебного материала

4

1,2

1.

Использование путевой информации.

2.

Особые приемы проведения экскурсий.

3.

Усвоение методических приемов.

4.

Освоение техники проведения экскурсии.

5.

Знакомство экскурсовода с группой.

6.

Выход экскурсантов из автобуса. Расстановка группы у объекта.

7.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту,  от объекта к автобусу, между объектами.  Возвращение экскурсантов в автобус. Место экскурсовода. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов.

8.

Паузы в экскурсии. Техника использования «портфеля экскурсовода».

Практическое занятие

2

2

1.

Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

Тема 2.4.

Правила техники

безопасности при организации

туристской поездки, экскурсии

и туристского похода

Содержание учебного материала

4

1,2

1.

Организация туристских походов и обеспечение безопасности туристов при их проведении.

2.

Требования, предъявляемые к субъектам туристической деятельности при организации ими активного отдыха для туристов.

3.

Причины, способствующие возникновению несчастного случая. Системный анализ структуры обеспечения безопасности участников туристских походах на классификационной основе.

4.

Основные правила безопасности при движении.

5.

Передвижение по болоту, при преодолении водных препятствий, при преодолении горных склонов, при пожарной безопасности в лесах. Охрана природы. При устройстве привалов, ночлегов, очагов.

6.

Общие положения. Права и обязанности сторон.  Документы, регламентирующие деятельность по обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий.

Практическое занятие

2

2

1.

Эссе на тему «К чему влечет нарушения техники безопасности при поездке, экскурсии или походе».

Определение частых причин травматизма и несчастных случаев в туризме, и возможные способы их решения.

42

Самостоятельная работа при изучении  ПМ 

24

1.Требования безопасности перед проведением туристских маршрутов

2.Требования безопасности во время туристских маршрутов                                        

3.Требования безопасности в аварийных ситуациях                                

4.Требования безопасности по окончании туристских маршрутов

5. Травмоопасность. Факторы воздействия окружающей среды.

6. Физические перегрузки и нервно-психические факторы.

7. Личная безопасность и безопасность имущества.

8. Нарушения туристами установленных правил. Чрезвычайные ситуации.

Примерная тематика домашних заданий:

Разработать пакет документов для проведения экскурсии.

Составить тематический план, разработать маршрут, составить методическую разработку и текст экскурсии.

Изучить особенности проведения маршрута выходного дня.

Подготовить вступительную и заключительную части экскурсии.

Рефераты:

1. Обеспечение безопасности при перевозке организованных групп автомобильным транспортом

2. Обязанности учреждения, проводящего туристское мероприятие

3. Ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристских мероприятий

4. Туристские возможности родного края.

5. Условия развития туризма.

6. Виды и формы туризма. Внутренний и международный туризм.

7. Национальный туризм. Активный и пассивный туризм. Плановый туризм.

Производственная практика 

Виды работ

Техника ведения экскурсии

Освоение методики туристско-экскурсионного обслуживания

36

Всего

108

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов 1;

Оборудование учебного кабинета:

- 26 посадочных мест;

- рабочее место преподавателя;

- комплект образцов документов по бронированию;

- комплект учебно-методической документации.

Наименование мебели

и оргтехники

Учебная аудитория для чтения лекций

Учебные помещения для проведения занятий

практ.

занятий

лабор.

работ

1

Доска аудиторная на основе стального эмалированного листа для написания

1

150х150

90х120

-

2

Стойка-кафедра, ед.

1

-

-

2

Стойка-кафедра, ед.

1

-

-

3

Стол преподавателя, ед.

1

1

-

4

Стул преподавателя, ед.

1

1

-

5

Стол аудиторный ед.

13

13

-

6

Стулья аудиторные  ед.

26

26

-

7.

Компьютеры

14

14

8.

Мультимедийный комплекс, ед

1

-

-

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Акентьева С.И. Организация туристской индустрии.– М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
  2. Асанова И.М. организация культурно-досуговой деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
  3. Биржаков  М.Б. Введение в туризм/ Карельский Институт Туризма; Ленинградский Областной Университет им. А.С. Пушкина.- 9-е изд., перераб. и доп..- М.; СПб: Невский Фонд; Герда, 2007.
  4. Новиков В.С. Организация туристской деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
  5. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах / И.И. Бутко, [и др.]. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 332 с.

Дополнительные источники:

  1. Анисимов С. Кавказский край. М.-Л.: Гос. изд., 1928.
  2. История Северной Осетии: XX век. М.:  Наука, 2003. - 632 с: ил.
  3. Перевалы Центрального Кавказа. Сост. Левин Э. С. М.: ФиТ, 1938.
  4. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин: Владикав. научн. центр РАН и Правительство РСО-А; Северо-Осетинский ун-т гуманит. и социальных исслед. им. В.И. Абаева. Владикавказ: Ир, 2008 – 599 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ossetians.com/
  2. http://sevosetia.ucoz.ru/  
  3. http://www.virtan.ru/
  4. http://dic.academic.ru/


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1.

Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

Проверка документов, необходимых для выхода группы на маршрут, проведение проверки готовности транспортных средств при выходе на маршрут

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий.

ПК 2.2.

Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

Проведение инструктажа об общепринятых специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей, использование приемов эффективного общения

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий.

ПК 2.3.

Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

Определение особых потребностей туристической группы или индивидуального туриста

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий.

ПК 2.4.

Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

Эффективное принятие решений в сложных и экстремальных ситуациях,  взаимодействие со службами быстрого реагирования

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий.

ПК 2.5.

Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

Контроль качества предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг, оценка качества туристского и гостиничного обслуживания туристов

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий.

ПК 2.6.

Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

Оформление отчета о туристской поездке

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения проверяют у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения задач в сфере туризма;

оценка эффективности и качества выполнения задач.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

решение стандартных и нестандартных ситуаций.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

поиск необходимой информации для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

- использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности предприятий туризма

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

анализ инноваций в области туризма

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика в лицах" 7 класс

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьного предмета «Физика».Элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, проявляющих интерес к изучени...

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по профессиональному модулю 5 «Предоставление экскурсионных услуг»

Данные методические указания  помогут студентам  выполнить курсовую работу, т.е. закрепить полученные теоретические знания и практические умения по профессиональному модулю 5 «Предоставление...

Рабочая программа ПМ.01 Предоставление турагентских услуг

Рабочая программа  ПМ.01 Предоставление турагентских услуг для специальности 43.02.10 Туризм...

Рабочая программа производственной практики ПП ПМ.05 Предоставление экскурсионных услуг

Рабочая программа производственной практики для специальности 43.02.10 Туризм ПП ПМ.05 Предоставление экскурсионных услуг...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: экскурсионное бюро "Прокопьевск юбилейный"

Рабочая программа экскурсионное бюро «Прокопьевск юбилейный» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предполагает организацию внеур...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экскурсионная деятельность в школьном музее"

Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом особенностей данной ступени общего образования, а ...