Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика в лицах" 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьного предмета «Физика».
Элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, проявляющих интерес к изучению физики, с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Основная задача курса – формирование представлений о развитии физики как науки и об людях, которые внесли определенных вклад в её развитие.
Данная программа предусматривает темы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов, связанных с практическими нуждами человека, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.
Большая часть времени курса отводится проектной деятельности учащихся. В рамках изучения данного спецкурса большое внимание отводится проблеме написания реферативных работ – как одному из видов работы в литературными источниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdou_fizika_v_litsakh_7.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №50
«РАССМОТРЕНО» на заседании МС протокол № __ от ____________ Председатель МС _______________ Е.К. Пустовойт | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР «___» ______________________ ______________ Т.М. Туманова | «УТВЕРДЕНО» директор МУ СОШ №50 ______________ Э.Б. Годованюк приказ № __ от ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя физики высшей квалификационной категории
Зеленина Олега Юрьевича
по курсу ПДОУ «Физика в лицах»
7 класс
Учебная нагрузка: 1 час в неделю
30 часов в год
2012–2013 учебный год
Пояснительная записка к элективному курсу «Физика в лицах»
На современном этапе развития образовательной системы происходит ее реорганизация с целью индивидуализации процесса обучения. Сегодня проблема решается путем перехода школы к профильному обучению. Существует много вопросов: каким образом будет осуществляться этот переход, каково будет содержание профильного обучения и т.д. Однако жесткое профилирование имеет ряд минусов. Некоторые педагоги высказывают мнение, что ученики 8-9 классов еще не могут осознанно выбрать свой профиль. Чтобы осознанно подойти к выбору дальнейшего профиля, а возможно, и будущей профессии, я предлагаю ввести в курс основной школы элективные курсы, которые позволили бы учащимся раскрыть свои способности и сформировать межпредметные связи.
Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».
Элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, проявляющих интерес к изучению физики, с учебной нагрузкой 1 час в неделю (во втором полугодии). Основная задача курса – формирование представлений о развитии физики как науки и об людях, которые внесли определенных вклад в её развитие.
Данная программа предусматривает темы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов, связанных с практическими нуждами человека, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.
Большая часть времени курса отводится проектной деятельности учащихся. В рамках изучения данного спецкурса большое внимание отводится проблеме написания реферативных работ – как одному из видов работы в литературными источниками.
Цели и задачи курса.
Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов, работе с справочной литературой и другими источниками информации.
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Методы и средства обучения.
В спецкурсе используются эвристические исследовательские методы обучении: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Основные формы организации учебных занятий.
В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
консультация с учителем;
работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;
подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать и понимать:
роль ученых в изучение различных по своей сути явлений природы; методы научного познания;
особенности проведения физических исследований;
роль человека в изменении окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
описывать изучаемые физические явления и процессы;
показывать роль данных явлений и процессов для человека и развития общества в целом;
приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях;
понимать роль личности в развитии научных представлений;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.
Формируемые компетенции у учащихся.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход.
Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние 10 лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Что будет с обществом в середине XXI века, трудно представить. А нынешним детям жить в это время. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.
Компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:
- Ценностно-смысловые
- Общекультурные
- Учебно-познавательные
- Информационные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
- Компетенции личностного самосовершенствования
Ценностно-смысловая компетенция – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Мы часто даем такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д.
Очень интересный аспект информационной компетентности – вторичное извлечение информации, когда она представлена несколькими источниками. Задача учащихся – сориентироваться в большом объёме информации и сделать правильный выбор.
Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов (докладов, рефератов, сообщений, эссе), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.
Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в классах II ступени обучения. При подготовке к написанию творческой работы и публичного доклада с применением презентации возникают определённые трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого. Группа учащихся делится на подгруппы, каждой из них даётся текст творческой работы другой группы, которую они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходного текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого доклада (проекта), они потом стремятся избежать ошибок в собственных работах; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа творческого проекта в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения) учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы.
Социально-трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Общепредметные компетенции. Общепредметные компетенции относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и др.
Предметные компетенции. Предметные компетенции – имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.
Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Учебные разделы и темы | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Вводное занятие. Постановка целей и задач курса. | 8.10 | |
2 | Атомистическое учение. Роль работ Демокрита в развитии преставлений о строении вещества. | 15.10 | |
3 | Клавдий Птолемей. Значение работ Птолемея в области оптики и астрономии. | 22.10 | |
4 | Николай Коперник и Галилео Галилей и значение их работ в изучении строения Солнечной системы. | 12.11 | |
5 | Явление инерции. Галилео Галилей и Исаак Ньютон. | 19.11 | |
6 | Основоположник современной классической механики – Исаак Ньютон. Значение его работ в области механике. | 26.11 | |
7 | Давление. Блез Паскаль и открытый им закон. | 3.12 | |
8 | Эванджелиста Торричелли. Атмосферное давление и проблема его измерения. | 10.12 | |
9 | Практическое применение работ Б. Паскаля. Гидравлический пресс и гидравлический насос. | 17.12 | |
10 | Архимед и его работы в области физики. | 24.12 | |
11 | Двигатели внутреннего сгорания. Рудольф Дизель – изобретатель ДВС. Значение изобретения ДВС для развития общества. | 14.01 | |
12 | Андре Мари Ампер и его работы в области электричества и магнетизма. | 21.01 | |
13 | Алессандро Вольта – изобретатель первого гальванического элемента. | 28.01 | |
14 | Георг Ом и значение его закона для развития физических воззрений на электрический ток. | 4.02 | |
15 | Существуют ли границы классической механики? Альберт Эйнштейн и специальная теория относительности. | 11.02 | |
16 | Антуан Анри Беккерель и открытие радиоактивности. | 18.02 | |
17 | Пьер Кюри и Мария Складовская-Кюри. Работы в области открытия и изучение радиоактивных элементов. | 25.02 | |
18 | М.В. Ломоносов и Д.М. Менделеев и его значение их работ в области физики и химии. | 4.03 | |
19 | Эмилий Христианович Ленц и его труды в области электричества и электромагнетизма | 11.03 | |
20 | Пётр Леонидович Капица. | 18.03 | |
21 | Игорь Васильевич Курчатов – "отец" советской атомной бомбы. | 25.03 | |
22 | Жорес Иванович Алфёров. | 1.04 | |
23 | Проектная деятельность в обучении учащихся физике. | 8.04 | |
24 | Выбор темы исследовательского проекта. Постановка проблемы исследования. | 15.04 | |
25 | Работа с литературой по теме проекта. | 22.04 | |
26 | Уточнение темы и составление плана научно-исследовательской работы. | 29.04 | |
27 | Работа с литературой по теме проекта. | 6.05 | |
28 | Работа с литературой по теме проекта. | 13.05 | |
29 | Оформление готового проекта к защите. Составление презентации по теме проекта. | 20.05 | |
30 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Защита реферативных работ. | 27.05 |
Литература для учащихся:
1. Большая детская энциклопедия. Физика. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.
2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике, 7-9 класс. М.: ВАКО, 2006.
3. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.
4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарев А.В. Факультативный курс физики 7 кл.: Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1985.
5. Маковецкий П.В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов. М.: Наука, 1984.
6. Степанов С.В. Лаборатория L-микро. Механика. Физика в ученическом эксперименте. М.: МГИУ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика и химия вокруг нас" 8 класс
Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».Основная задача курса – формировать представления о явлениях и закон...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...
Рабочая программа факультативного курса Дополнительные главы математики
Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (пр...
Методическая разработка Рабочая программа по курсу дополнительного образования "Подвижные игры".
Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональную деятельность все...
Рабочая программа общеразвивающего курса дополнительного образования "Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)"
Данный элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.Программа рассчитана на 140 часов обучения для у...