Рабочая программа по внеурочной деятельности: экскурсионное бюро "Прокопьевск юбилейный"
рабочая программа (7 класс) по теме

Рабочая программа экскурсионное бюро «Прокопьевск юбилейный» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_prokopevsk_yubileynyy.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

               к приказу МБОУ «Школа № 62»

               от «31» августа 2015 г. № 155

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62» г. Прокопьевска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Экскурсионное бюро

«Прокопьевск юбилейный»

Направление: духовно-нравственное

 Класс: 7б

Количество часов: 34                                                                 

Составитель: Шубникова Е.А., учитель русского языка и литературы,

высшая  квалификационная категория

 

Прокопьевск 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа экскурсионное бюро «Прокопьевск юбилейный» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю. Программа направлена на  социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира,  на  межличностное общение  и  обмен духовными ценностями  в процессе  взаимодействия с  окружающими людьми. Рабочая программа включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы. Программа рассчитана на обучающихся 7 класса по 1 часу в неделю и реализуется в каникулярное время за 34 часа в год.

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Прокопьевск юбилейный» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Цель: создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

- систематизировать и расширять знания обучающихся об истории родного края;

- воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;

- формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;

- наглядные методы: демонстрации презентаций, кинофильмов. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы экскурсионного бюро  необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, лекции, беседы, диспуты, презентации, игры, викторины, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. 

Именно в школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой город, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Программа экскурсионного бюро дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности

В результате обучения по программе у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД

Ученик

- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Ученик получит возможность для формирования:

- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Прокопьевска, чувства сопричастности и гордости за свой город.

- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно  познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой города Прокопьевска;

- чувства гордости за свой город, за успехи прокопчан.

Регулятивные УУД:

Ученик  научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- описывать достопримечательности Прокопьевска.

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- устанавливать причинноследственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Ученик  получит возможность:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность:

- готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке  общего решения в совместной деятельности.

Учебно-тематический план

Содержание

курса

Кол-во

часов

Перечень универсальных действий

 обучающихся

Вводное

занятие

Наш город

«Этих дней не смолкнет слава»

Люди нашего края

Итоговое

занятие

1

18

8

6

1

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного  поведения, так и поведения окружающих людей; знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Вводное занятие. Прокопьевск юбилейный. 

Наш город (18)

«Наперекор времени». Фильм о Прокопьевске.

Этапы становления города Прокопьевска.

Предприятия города. Заводы и фабрики.

Их именами названы улицы города.

Экскурсия в краеведческий музей

Поездка в кинотеатр «Планета кино».

Экскурсия в музей трамвайного управления.

Посещение вернисажа.

Драмтеатр. Прошлое и настоящее.

Поездка в Зенковский парк.

Посещение Солнечного городка

«Этих дней не смолкнет слава» (8)

Прокопчане в годы войны.

Мемориальный комплекс «Память».

Отечественная война в истории моей семьи.

Памятник героям-комсомольцам.

«Знаешь ли ты своих героев».

Этот День Победы…

Люди нашего края (6)

Борис Волынов  в истории города и страны.

Герои угольного фронта.

Поэты Кузбасса о родине и о себе.

 «Прокопьевск – моя малая родина».

«Чтобы я сделал для своего города, если бы был мэром».

Итоговое занятие.

1

1

1

2

1

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

Беседа.

Просмотр кинофильма.

Беседа. Работа в парах.

Экскурсия на предприятие.

 

Сбор и оформление информации о улицах города.

Экскурсия. Дискуссия.

Просмотр кинофильма. Обсуждение. Диспут.

Экскурсия. Беседа об увиденном. Дискуссия.

Экскурсия. Практическая работа.

Заочная экскурсия.

Экскурсия.  Конкурс рисунков.

Экскурсия. Конкурс рисунков.

Беседа. Работа с дополнительной литературой.

Экскурсия. Беседа.

Проект.

Экскурсия. Беседа.

Викторина.

Конкурс рисунков.

Экскурсия. Диспут.

Лекция.

Заочная экскурсия.

Конкурс презентаций.

Проект.

Викторина.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

3

4

5

6

7

8

Воронин Д.В., Михайлова Л.А. Великая Отечественная война в письмах, в документах, фотографиях. Прокопьевск, 2005

Давыдов Н.И. Я был и буду горняком. Прокопьевск, 2006

Джесси Рассел. Прокопьевский трамвай, 2013

Медведев В.А. Прокопьевск.  На рубеже веков. Прокопьевск, 2002

Пиденко А. Герои угольного фронта. Новокузнецк, 2007

Победа была за нами. Под редакцией Донковцевой Г.Ф., Прокопьевск, 1995

Тулеев А. Жить одной судьбой. Кемерово, 2005

Хранители шахтерской памяти и славы. Составитель Давлетшина О.Ю. Кемерово, 2007

1

1

1

1

1

1

1

2. Печатные пособия

1

Мой  Прокопьевск. Фотоальбом, посвященный 80-летию Прокопьевска.  Новосибирск, 2011

1

3. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

Фильм «Наперекор времени»

1

5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

1

2

3

Классная доска

Стол учительский

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев

1

1

15+30

Результативность курса внеурочной деятельности

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы «Прокопьевск юбилейный» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств  личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;

- научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;

- приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;

- будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экскурсионная деятельность в школьном музее"

Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом особенностей данной ступени общего образования, а ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...