Рабочая программа ОП.02 Организация туристской индустрии
рабочая программа
Рабочая программа для специальности 43.02.10 Туризм ОП.02 Организация туристской индустрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmaop._02_turizm.rar | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
учебной дисциплины
ОП.02 Организация туристской индустрии
для специальности
43.02.10 Туризм
базовая подготовка
Владикавказ
2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 4 |
| 9 |
| 11 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППСЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.10 Туризм, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
Программа учебной дисциплины может быть использована в качестве основной профессиональной образовательной программы для профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, вариативной программы для специальностей сервисной деятельности и дополнительной образовательной программы для повышения квалификации специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл и является общеобразовательной дисциплиной.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- историю развития и роль мирового туризма в мировой экономике;
- основные термины и понятия, принятые в туристской деятельности, на русском и иностранном языках;
- инфраструктуру туризма;
- возможности информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме;
уметь:
- профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности, на русском и иностранном языках;
- осуществлять поиск и использование информации о состоянии и структуре рынка туристских услуг;
- пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности;
- использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов;
- консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями;
- предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 150 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание ОП.02 Организация туристской индустрии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Основы туристской индустрии | |||
Тема 1.1. Туризм как система | Содержание Терминология и понятийный аппарат туризма. Туризм как экономическая система. История развития мирового и отечественного туризма. Факторы, определяющие развитие туризма. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме: «История развития туризма в России» | 2 | 3 | |
Тема 1.2. Индустрия и инфраструктура туризма | Содержание Понятие и структура индустрии туризма. Туристский продукт. Характеристика организационных форм и видов туризма | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа Пользуясь статистическими и информационными источниками, подготовить анализ туристского потенциала региона | 2 | 3 | |
Тема 1.3. Характеристика состояния и структуры рынка туристских услуг | Содержание Структура рынка туристских услуг. Особенности развития российского туристского рынка | 2 | 1,2 |
Практическое занятие Круглый стол по теме: «Уровень развития туризма как сектора экономики в России» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме: «Современное состояние туристского рынка» | 2 | 3 | |
Тема 1.4. Туристские ресурсы | Содержание Понятие и виды туристских ресурсов. Особенности туристского потенциала России | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Круглый стол по теме: «Проблемы обеспечения качества туристского продукта в России» | 2 | 2 | |
Раздел 2. Правовое регулирование туристской деятельности | |||
Тема 2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма | Содержание Законодательство в сфере туризма. Международное регулирование туризма. | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Анализ рейтинга деятельности туристских экспортеров в России | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Мотивация и потребности туриста. | 2 | 3 | |
Тема 2.2. Защита прав потребителей | Содержание Потребительское право. Содержание Закона РФ «О защите прав потребителей». Принципы работы с потребителем | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Организация (этапы) продвижения туристского продукта | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Изучить Закон РФ «О защите прав потребителей», составить тезисный план | 4 | 3 | |
Тема 2.3. Содержание Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» | Содержание Общая характеристика Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Субъекты туристской деятельности | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Изучить закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (главы I-III). Составить тезисный план | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Изучить закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» | 4 | 3 | |
Тема 2.4. Правила оказания услуг в туризме | Содержание Содержание Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Содержание Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Содержание Правил оказания услуг общественного питания | 6 | 1,2 |
Тема 2.5. Туристские формальности | Содержание Понятие и виды формальностей в сфере туризма. Значение туристских формальностей | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Заполнение анкеты на получение Шенгенской визы | 2 | 2 | |
Тема 2.6. Общие положения о договорах | Содержание Понятие договора. Публичный договор. Виды условий договора. Порядок заключения, изменения и расторжения договора | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Составление договорного плана туроператора с турагентом | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме «Крупнейшие российские туроператоры», «Международные туроператорские компании» (на выбор) | 2 | 3 | |
Тема 2.7. Отдельные виды обязательств в туризме | Содержание Общие положения. Агентский договор. Договор возмездного оказания услуг. Работа с персональными данными туристов. Страхование в туризме | 4 | 1,2 |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме «Системы бронирования и резервирования на туристском рынке» | 2 | 3 | |
Раздел 3. Организация транспортного обслуживания в туризме | |||
Тема 3.1. Транспорт и его роль в туристском бизнесе | Содержание Транспортное обслуживание туристов. История развития транспорта в туризме | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Круглый стол по теме «Роль и место транспортных услуг на туристском рынке» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме «Наиболее популярные железнодорожные маршруты мира, автобусные туры» | 2 | 3 | |
Тема 3.2. Особенности организации транспортных туров | Содержание Особенности организации авиаперевозок туристов. Особенности организации железнодорожных туров. Особенности организации автотранспортных путешествий. Особенности перевозок пассажиров водным транспортом. | 4 | 1,2 |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме «Наиболее популярные круизные (водные) маршруты мира | 4 | 3 | |
Раздел 4. Услуги размещения и питания в туризме | |||
Тема 4.1. Индустрия гостеприимства | Содержание История развития гостиничной индустрии. Типология и классификация гостиниц в странах мира и России. Организация обслуживания в гостиничных комплексах | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Классификация средств размещения туристов | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Изучить нормативные документы: «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ», «Правила предоставления международных гостиничных услуг». Законспектировать основные положения | 4 | 3 | |
Тема 4.2. Особенности и значение анимационных мероприятий в гостиничной индустрии | Содержание Виды анимационных мероприятий. Специфические особенности гостиничной анимации. Важные факторы гостиничной анимации. Типология направлений и программ туристской анимации. | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Составление примерной анимационной программы для взрослых. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Составить примерную анимационную программу для детей | 4 | 3 | |
Тема 4.3. Организация питания на предприятиях индустрии гостеприимства | Содержание Организация ресторанного обслуживания. Организация банкетов и кейтеринга | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Круглый стол по теме «Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Разработать меню завтрака и ужина с учетом национальных и гастрономических предпочтений иностранных туристов | 4 | 3 | |
Тема 4.4. Специфика гостиничного обслуживания в туристско-рекреационных комплексах | Содержание Основные особенности туристско-рекреационных и туристско-гостиничных комплексов. Признаки классификации санаториев и курортов. Услуги, определяющие специфику обслуживания в туристско-спортивных комплексах. Средства размещения, используемые для сельского туризма. | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Круглый стол по теме «Развитие гостиничных комплексов в России. Перспективы развития мирового гостиничного комплекса» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме «Состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового рынка» | 4 | 3 | |
Раздел 5. Инновации в развитии туристской индустрии | |||
Тема 5.1. Традиции и инновации в различных видах туризма. | Содержание Различные подходы в классификации современного туризма. Особенности различных видов программного туризма. Специальные виды туризма | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Раскрыть понятие «классификация экскурсий». Охарактеризовать разделение экскурсий в соответствии с основными признаками | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Изучить экскурсионные туры по РСО-Алания. Составить свой маршрут | 4 | 3 | |
Тема 5.2. Перспективные инновационные проекты в туризме | Содержание Основные направления, определяющие перспективы инновационной проектной деятельности в сфере туризма. Специфические особенности инновационных процессов в туриндустрии. Основные рекомендации по созданию конкурентоспособного продукта культурно-познавательного туризма. Маркетинговые инновации в туриндустрии. | 4 | 1,2 |
Практическое занятие Круглый стол по теме «Интернет-технологии в туризме» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме «Инновационные туристические проекты в РСО-Алания» | 4 | 3 | |
ИТОГО | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета туризма.
Оборудование и оснащение учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- оборудованное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
аудиовизуальные, компьютерные (мультимедиа проектор, компьютеры, принтер, сканер) и телекоммуникационные (Интернет-ресурсы) и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
- Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
- Федеральный закон «Закон о защите прав потребителей» от 28.07.2012 N133-ФЗ
- Манильская декларация по мировому туризму. – 1989
- Гаагская декларация по туризму. – 1989
- Хартия туризма. – 1985
- Шенгенское соглашение ЕС «О едином визовом и туристском пространстве». – 1995
- Акентьева С.И. Организация туристской индустрии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
- Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие /Д.Г.Брашнов.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.-224с.- : Режим доступа: http://zhanium.com//
- Кусков, А. С. Туроперейтинг: учебник / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. - М.: Форум, 2009. - 400 с.: Режим доступа: http://zhanium.com//.
Дополнительная литература
- Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2011.
- Ворошилова Т.В. Новые информационные технологии в туризме. – М., 2012
- Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности : учеб. пособие для сред. проф. образования / А.Б. Косолапов. - М. : КНОРУС, 2010. - 288 с. Режим доступа: http://zhanium.com//
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- http:// www.cfin..ru/management/practice/manag_decision_
На сайте представлены основы понятия, процесс разработки и особенности управленческих решений в туризме.
На сайте представлены требования к безопасности туристского путешествия.
- http://www/ozpp.ru/zknd/turi/
На сайте представлен Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
- http:/rudocs.exdat.com/docs/index
На сайте представлена информация о менеджменте туристской и гостиничной анимации.
На сайте приведены примеры анимационных программ.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение | ||
профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности, на русском и иностранном языках | ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации | - тестирование; - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях; - опрос |
осуществлять поиск и использовать информацию о состоянии и структуре рынка туристских услуг; | ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации | |
пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности; | ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах | |
использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов; | ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта | |
консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями | ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя | |
предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения. | ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы) | |
Знание | ||
истории развития и роли мирового туризма в мировой экономике; | ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителя | |
основных терминов и понятий, принятых в туристской деятельности, на русском и иностранном языках; | ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности | |
инфраструктуры туризма; | ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации | |
возможностей информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме | ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (основные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - Наличие положительных отзывов преподавателей ; - демонстрация интереса к будущей профессии; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности | Наблюдение и оценка преподавателя на практических занятиях при выполнении практических заданий. Профориентационное тестирование |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - Правильный выбор и применение способов решения профессиональных задач; - грамотное составление плана исследовательской и практической работы; - демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения практических работ, заданий во время учебной, производственной практики | - Соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов практических работ; - экспертная оценка выполнения практической работы |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - Решение стандартных профессиональных задач; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Наблюдение и оценка преподавателя на практических занятиях при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - Эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные | Выполнение и защита реферативных работ |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - работа с различными прикладными программами | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Эффективное взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Самостоятельная работа с различными образовательными ресурсами | - Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; - выполнение и защита реферативных работ |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности | - Работа с различными прикладными программами; - интерес к специализированным профессиональным источникам информации | - Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; - тестирование |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных действий | Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности | - Тестирование; - проверка практических навыков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»
Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена на главный ориентир современной школы - воспитание полноценной личности: акт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)
Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...
Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы". Программа рассчитана на возраст обучающихся 12-14 лет. Сос...
Рабочая программа внеурочной деятельности по туристско-краеведческому направлению поискового отряда на базе "Музейной комнаты истории школы"
Программа направлена на организацию патриотического воспитания учащихся.Основная цель: создание условий для развития личности участников образовательного процесса путем включения её в многообразную де...