Основные направления психологической подготовки в спорте
статья на тему

Конькова  Александра Алексеевна

Социализация личности в спорте

Обеспечение командной деятельностив спорте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_psihologicheskoy_podgotovki.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления психологической подготовки в  спорте

психологическая подготовка это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успеш ной деятельности спортсменов и команд.

Социализация личности в спорте. Занятия спортом сопряжены с включенностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение' например, становится на путь профессионального спорта или* То-товит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спортом с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта. Не каждому спортсмену удается привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т.п. Социальный статус разных видов спорта порой весьма неодинаков в мире, в данной стране или у представителей данной национальной культуры в связи с географическим и климатическим положением, уровнем развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий населения и т.п.

Статус — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. Один и тот же субъект может иметь различный статус в разных группах. Примером статуса может служить авторитет как признание окружающими опыта, знаний, заслуг индивида.

От того, насколько сможет спортсмен реализовать себя, свои способности в тех или иных конкретных социальных условиях, во многом зависят его спортивная карьера и спортивные результаты. От тренера и спортсмена, менеджеров и спонсоров требуется высокая подготовленность в решении вопросов социальной поддержки занятий спортом, создания имиджа спортсмена и команды, обеспечения зрительских симпатий и т.д. Необходимо создавать такие социальные условия, которые обеспечивали бы благоприятное включение спортсмена в занятия спортом, его социализацию (то есть усвоение и активное воспроизводство социального опыта), формирование высокого личностного смысла занятий спортом, привлекательности их для самого спортсмена.

Личностный смысл — обусловленное опытом, индивидуализированное отношение конкретного человека к различным событиям жизни и предметам, значимым для его жизнедеятельности. Различие личностных смыслов у разных людей связано с мотивами их деятельности, с оценкой и самооценкой, со статусом и лежит в основе развития индивидуальности.

Для решения проблем социализации в разных странах созданы и используются многочисленные культурные и материальные предпосылки, однако немало забот в данном направлении психологической подготовки ложится непосредственно на плечи самих тренеров и спортсменов.

Обеспечение динамики командной деятельности в спорте. Успехи в целом ряде видов спорта, так называемых "командных," напрямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов, взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственности. Предмет особых забот тренеров, менеджеров и спортсменов — оптимальные межличностные отношения, в которых особую роль играют взаимная требовательность, взаимное уважение, способность преодолевать конфликтные преграды, умение в необходимый момент предстать перед соперниками единым сплоченным коллективом.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах их взаимного влияния в процессе совместной деятельности и общении, возникающие в результате восприятия других людей и оценок их поведения, надежд, неосознаваемых мотивов и т.п. Межличностные отношения выступают как основа формирования психологического климата в коллективе.

Совместимость — предпосылка бесконфликтною общения, благоприятная оценка и принятие позиций партнеров, обеспечивающие согласованность совместной деятельности и удовлетворенность ее результатами. Лучшей проверкой совместимости служат различные ограничения средств, времени, пространства, количества участников, необходимых для совместного решения задачи.

В психологической подготовке спортсменов и команд решаются вопросы совместимости, лидерства. Особый предмет заботы тренера — обеспечение взаимной адаптации спортсменов ил* звеньев в команде как по срокам, так и по стилю взаимодействия. Извечной проблемой является обеспечение условий реализации индивидуальных качеств спортсменов, желательных ДД5 разнообразия игровых действий, но иногда выступающих пре  создания, коллективного стили.

Индивидуальность социально значимая неповторимость, уникальность личности, проявляющаяся в особенностях ее темперамента, характера, способностей, в том числе познавательных процессов. Предпосылками становления индивидуальности служат задатки (врожденные анатомо-физиологические особенности индивида) и воспитание кг формирование личности, обеспечивающее реализуемость задатков в социальной среде.

Психологическая подготовленность команды во многом за висит от степени ее сплоченности, когда достигнуто уверенно взаимодействие и одновременно найден оптимальный путь peaлизации индивидуальности спортсменов.

Еще раз напомним о том, что ключевым моментом психологической подготовки в командных видах спорта является свое временное обеспечение необходимого взаимодействия, управление динамикой командной деятельности. Одним из часто используемых средств для обеспечения заданной динамики командной деятельности является отбор, в том числе и по психическим параметрам.

Развитие личности и психических процессов спортсмена. Данное_направление психологической подготовки спортсмена ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия, предстартовых состояний, психической устойчивости, надежности спортсмена.

Специализированное восприятие — специфичный для каждого вида спорта тип восприятия условий, существенных для результата деятельности (например, «чувство мяча» в спортивных играх, «чувство снега» у лыжников, «чувство дистанции» у боксеров). Специализированное восприятие формируется по мере развития спортивной формы на основе комплексного взаимодействия различных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного. Часто один из этих анализаторов играет в специализированном восприятии ведущую роль.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Серьезные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает большими возможностями для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно завышенные требования к спортсмену по части достижения высоких результатов на соревнованиях, неумелый волевой контроль, недостаточный учет и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит, в частности, к отставанию уровня психической надежности от физических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы подготовки к ГИА по химии

Методическая разработка по основным направлениям деятельности учителя химии в подготовке учащихся к ГИА....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Семинар-практикум педагогов-психологов «Основные направления и рекомендации коррекционной работы специалистов психологической службы».

ПЛАНрайонного семинара-практикума педагогов-психологов и социальных педагоговна базе УВК «школа-лицей»№2 п.Советский30.10.2014г. Тема семинара: «Основные направления и рекомендации коррекционной ...

Рекомендации родителям "Основные принципы психологической поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ"

Родительская помощь ребенку в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и создания благоприятной атмосферы доброжелательности....

Основные направления физической подготовки по легкой атлетике.

Основные направления физической подготовки по легкой атлетике....

Основные направления психологической безопасности в школе

На сегодняшний день проблема школьного буллинга волнует весь мир. Прежде чем говорить о проблеме насилия в школе и способах ее преодоления, необходимо хотя бы кратко рассмотреть само это понятие ...

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР....