ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
опыты и эксперименты по психологии (7 класс) на тему
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого- педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи, проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhoanaliz_uroka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический анализ урока.
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого- педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи, проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся ( система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3) закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений,
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Основные направления
психологического анализа урока
Психологический анализ структуры урока
- какое место занимает урок в системе других уроков по данной теме?
- целесообразность структуры урока в соответствии с темой, целью, задачами и особенностями класса.
Организация деятельности учащихся и развитие когнитивных (познавательных) предпосылок учения.
1. Организация внимания и восприятия учащихся на уроке. Избирательность и сосредоточенность их психологической деятельности на различных этапах урока. Факторы и условия, определившие работоспособность учащихся:
- содержательность, практическая значимость и научная достоверность, новизна и доступность учебного материала;
- готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;
- актуализация имеющихся у детей знаний и представлений для работы над материалом урока, пробуждение опосредованных интересов к конечным целям и результатам деятельности;
- подготовленность учителя к уроку, его увлеченность предметом и процессом познания, манера и способы общения с классом;
- наличие или отсутствие на уроке факторов, снижающих работоспособность учащиеся: усталость учащиеся, монотонность речи учителя, неполная нагрузка сильных учеников, не свойственный некоторым ученикам темп работы и стиль общения педагога.
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся
Какие факторы побуждали учащиеся к активной мыслительной деятельности? Какими мыслительными операциями они пользовались в работе и развитие каких качеств мышления достигалось на уроке?
- создание на уроке проблемных ситуаций разного характера;
- организация и выполнение творческих заданий с ключевыми знаниями урока;
- предложение заданий, требующих известных способов в нестандартных ситуациях;
- эмоциональный отклик учащихся на ситуацию в форме удивления, недоумения, вопросов к учителю и др.
- постановка перед классом или учениками вопросов, требующих рассуждения, доказательства, опровержения, самостоятельности и критичности мышления;
- организация дискуссии, беседы, диалога при равенстве позиций учителя и учащихся;
- целесообразная организация коллективной, групповой и индивидуальной познавательной деятельности учащихся;
- создание учебных ситуаций, требующих умения анализировать, сравнивать и обобщать существенные признаки и свойства явлений;
- готовность учителя к корректной реакции на недостатки в мыслительных операциях детей (выявление лишь внешних или несущественных для решения задачи элементов и свойств изучаемых объектов);
- включение в познание игровых элементов;
- отбор и концентрация учебной деятельности;
- целесообразные задания для самостоятельной работы учащихся;
- взаимодействие учителя и учащихся при выполнении заданий;
- проигрывание ситуаций, дидактический театр.
3. Развитие устной и письменной речи учащихся.
Какими методами и приемами обеспечивалась активизация речи учащиеся?
- речь учителя как образец для подражания и восприятия;
- словарная работа, усвоение семантики языка;
- виды и характер заданий для самостоятельного устного или письменного решения;
- привлечение учащихся к речевому восприятию изучаемого материала;
- самостоятельная формулировка выводов, постановка вопросов.
4. Развитие творческого и воссоздающего воображения школьников.
Какими приемами осуществлялась активизация воображения учащиеся?
- полнота, сочетающаяся с лаконичностью, точность и красочность, описание объекта (героя, события, природного явления);
- задания для свободного комбинирования представлений на основе различных наглядных пособий;
- наглядное моделирование;
- зарисовки на основе имеющегося описания (словесные, графические).
5. Организация запоминания изучаемого материала.
Какими средствами осуществлялось первичное закрепление в памяти изучаемого материала? Как обеспечивалось сохранение знаний в памяти?
- установление связи нового учебного материала с ранее пройденным, наличие установки на длительность запоминания;
- многократное вариативное повторение;
- использование опорных сигналов и схем;
- постановка вопросов на воспроизведение основных правил и законов по ходу изложения материала, решение задач;
- включение в восприятие материала практического действия;
- организация и проведение повторения, выделение главного и существенного в новом материале;
- характер домашнего задания ( творческий, воспроизводящий, на способ действия).
Организация деятельности и общения учащихся на уроке и формирование мотивационных предпосылок учения
Какими методами и приемами создавались ситуации на уроке, порождающие и формирующие мотивационную готовность к учению?
- отбор и концентрация учебной информации;
- наличие проблемных ситуаций, поражающих познавательную потребность;
- постановка вопросов, ответы на которые требуют синтеза, сравнения знаний разных тем и предметов;
- планирование отдельной последовательности и степени сложности в самостоятельной работе учащихся;
- обеспечение свободы выбора задач и заданий;
- создание ситуации успеха, особенно для слабоуспевающих ребят;
- использование воспитательных возможностей педагогической оценки;
- перенос активности учащихся с послеурочного этапа на предурочный;
- доверительность и открытость общения на уроке;
- организация взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки учащихся результатов деятельности.
Управление состоянием учащихся на уроке и формированием личностных качеств
Какие психические состояния проявлялись у детей на уроке?
- интеллектуальные: удивление, изумление, любознательность, пытливость, заинтересованность, интеллектуальная активность; безразличие, пассивность;
- эмоциональные: жизнерадостность, бодрость; вялость, скука, раздражительность;
- волевые: уверенность, решительность, настойчивость; неуверенность, нерешительность и т.п.
Какие причины и условия способствовали возникновению психических состояний и формированию личностных качеств?
- содержание урока и его организация;
- взаимодействие учителя и учащихся на уроке (взаимопонимание, взаимоотношения, стиль и способы общения);
- научность и достоверность знаний;
- выявление причинной обусловленности общественных и природных явлений, влияние природных и социальных законов и закономерностей на жизнь и труд человека;
- создание ситуаций для проявления сочувствия и сопереживания, взаимопомощи, ответственности и других нравственных качеств;
- преимущество диалоговой формы общения на уроке (собеседование);
- наличие монолога (в форме защиты точки зрения и т.д.).
1V. Резервы повышения результативности урока
В результате анализа урока в предложениях необходимо указать на имеющиеся резервы повышения качества обучения и воспитания, которыми могут быть:
- творческий уровень деятельности и общения на уроках;
- оптимальное сочетание типов и видов самостоятельных работ;
- структурирование учебного материала и организация усвоения на основе прогноза;
- введение обобщающих понятий и модели знаний;
- организация деятельности учащихся в зоне ближайшего развития с учетом актуального уровня знаний.
Программа психологического анализа урок
Анализ деятельности школьников
1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую?
2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др./, какие и как решались задачи, как использовалась внешняя речь для выполнения задания?
3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного нахождения решения.
4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, было ли соотнесение конкретного и обобщенного в ответах школьников, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.
5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники, какие умственные действия учащихся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания выполняемых действий.
6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано?
7. Действенность эмоций; отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.
8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если отношение менялось, то с чем это связано?
9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отметить случаи, когда эмоции изменяли поиски решения задачи.
Анализ деятельности учителя
1. Информационная функция учителя; характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д./, умение прогнозировать усвоение информации школьниками.
2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника.
3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.
4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке.
5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистических отношений.
6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок, разнообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя.
Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся
1. Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспективное и оперативное их значение.
2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности.
3. Характеристика отношения учащихся к предмету.
4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем. Наличие элементов сотрудничества.
5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.
Предложения к совершенствованию урока
В соответствии с результатами анализа урока сформулируйте конкретные предложения: по улучшению управления учебной деятельностью учащимися; по формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению; по совершенствованию выполнения учителем системы профессио-нально значимых функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ урока-мастерской «Вторичное использование печатной продукции в качестве основного материала для творческих работ в технике «Плетение»
Актуальность урока Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно развивающейся и легко адаптирующейся личности, в новых экономических условиях, начиная от определения потребностей в про...
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В слайд-презентации раскрываются основные виды анализа занятия...
Основные принципы анализа и устранения речевой патологии
Основные принципы анализа и устранения речевой патологии...
Анализ урока по физической культуре для первых классов: "Отработка основных элементов игры "пионербол"
Анализ урока...
Самозащита как один из основных требований анализа ФГОС
Самозащита как один из основных требований анализа ФГОС...
Основные виды анализа современного урока
Основные виды анализа современного урока...