Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.
статья по психологии (5 класс)

Шапарь Ольга Игоревна

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.

В отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей. (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, В.В. Лебединский,  Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг).(2, 24, 50)

Психологическая коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление тревоги, беспокойства, страхов, агрессии.  При этом одной их главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохраненные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия напряжения, уменьшение тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребенка.

Задачей психокоррекционной работы является развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и нормализуя его взаимодействие, прежде всего с близкими для него людьми.(22)

Психокоррекция наиболее эффективна для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, страхи, тревожность и т.д.).

Учеными (Л.С. Брусиловским, В.Ю. Завьяловым, К. Швабе, Юновой, М.И. Чистяковой, А.И. Захаровым, Н.Л. Кряжевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной и др.) разработаны системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции (психогимнастика, музыкотерапия, игротерапия и т.п.).  (21, 33)

Одним из невербальных методов групповой психотерапии является психогимнастика, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе.  Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний с помощью мимики, движений, пантомимы.

В основе психогимнастики лежит система приемов, разработанная чешским психологом Юновой.

В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.  Во время занятий психогимнастикой используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства, лучше понимать чувства других.  У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта и т.д.), снимаются невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и т.д.).  (48)

Обзор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К. Швабе (1974). (24, 28, 29)

Ученые выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения; регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, повышение социальной активности, облегчение формирования новых отношений и установок.  (23)

В.М. Бехтерев отмечает, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.(19)

Г.П. Шипулин (1928) отмечал благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность. (Н.С.  Самойленко, В.А. Гринер,  Е.В. Чаянова).(29)

Средством динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой коммуникативной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста является игротерапия.  Существуют достаточно разработанные теории игры.  Среди психологических теорий игры можно выделить систему взглядов А.И. Захарова, а также теорию Л.С. Выготского.(10)

Л.С. Выготский говорил о том, что игра – это источник развития, в ней создаются «зоны ближайшего развития».

А.И. Захаров подчеркивает, что игра носит психотерапевтическую функцию.  В ней травмирующие жизненные ситуации переживаются в условном, а значит в ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.(10)

В основе игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом.  Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.  Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д. и тем самым стимулируют и укрепляют многие сущностные черты своего характера.  Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.  В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры-драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов.  Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются, согласно ролям, но живущей в игровом поле сюжетной импровизации.(10,17)

В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, тревожность, агрессивность.

Коррекция личности ребенка в игротерапии осуществляется в результате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также – детьми и взрослыми.

В качестве показателей эффективности игротерапии, учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в: положительно-личностных изменениях и сдвигах в самосознании детей, в увеличении общего числа и пропорций, положительно окрашенных  самооценок и отношений к себе, в укреплении «эго» и чувства «я» и т.д.; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в игре свои способности и намерения.  (10)

Среди эффективных направлений помощи в эмоциональном развитии детей был указан метод анималотерапии – использования домашних животных.

Н.Л. Кряжевой разработана «Программа анималотерапии» для детей 4-10 лет.  Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения.  Наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт присоединения, расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы.(15)

Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.  Наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей ребенка, необходимых для успешной адаптации в социуме.(15)

«Программа анималотерапии» предназначена для коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации и общении – страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.  (15)

Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной разработана комплексная программа тренингов с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми.  Программа строится на комплексном подходе к воспитанию, обучению и коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения детей. (21)

Эти  и другие методы работы являются достаточно эффективными при коррекции эмоциональных нарушений.  Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше.  Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности в формировании личности ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром».

Сказкотератия в коррекционной школе - это метод для развития творческих способностей детей, для знакомство их с окружающим миром....

Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП

В работе рассматривается понятие  психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...

Освещение опыта работы профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей.

Гузачева Лариса Михайловна Педагог-психолог МБУСОССЗН       Чернянского района « Социально--реабилитационный центр для  несовершеннолетних».В 2013году окончила Воронежский эко...

Программа психологической коррекции эмоционального состояния

Вашему вниманию предлагается программа психокоррекционных занятий с ребенком с умеренной депрессией и склонностью к суициду....

Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.

В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...