Основные направления психологической безопасности в школе
консультация по психологии
На сегодняшний день проблема школьного буллинга волнует весь мир. Прежде чем говорить о проблеме насилия в школе и способах ее преодоления, необходимо хотя бы кратко рассмотреть само это понятие буллинга, его причины, структуру и виды проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_psihologicheskoy_bezopasnosti_v_obrazovatelnoy_srede_shkoly.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы.
Ключевые слова: агрессивное поведение, насилие в школе, психолого-педагогическая служба, социально-педагогическая деятельность, школьный буллинг.
На сегодняшний день проблема школьного буллинга волнует весь мир. Прежде чем говорить о проблеме насилия в школе и способах ее преодоления, необходимо хотя бы кратко рассмотреть само это понятие буллинга, его причины, структуру и виды проявления.
Понятие «буллинг» рассматривается от узкого - видеосъёмка драки до масштабного - насилие вообще. Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи. Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и соглашается с Роландом, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации; психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек»; по мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг - это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе» [4, 6].
Буллинг включает в себя четыре главных компонента: это агрессивное и негативное поведение; оно осуществляется регулярно; оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью; это поведение является умышленным.
Понятие школьного буллинга, его виды
Школьный буллинг – это насилие, которое происходит в школе либо за её пределами. Школа - это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой [3].
Буллинг имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени. Акты агрессии, направленные на одних и тех же жертв, создают между ними стабильные отношения, в которых буллинг на одном полюсе дополняется виктимизацией на другом полюсе. Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей. При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это - устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления [1].
Относительно форм, в которых выражается школьное насилие, у исследователей этого явления следующие точки зрения. Так, Д. Лэйн выделяет физическое и психическое насилие; И. Бердышев говорит о существовании словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием; Т. Мерцалова выделяет насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное [5, 7].
На мой взгляд, школьное насилие включает в себя различные действия обидчика по отношению к жертве, но все они направлены, как отмечает Малкина-Пых [5], на унижение посредством эмоционального, физического, экономического или сексуального насилия и агрессии. Рассмотрим содержание каждого из перечисленных видов насилия.
Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. В этом случае оружием служит голос. Выделяют следующие виды эмоционального насилия: насмешки, присвоение кличек, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений.
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества.
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает (во время раздевания, отправления естественных нужд и т. д.).
Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица. Также в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву [4].
Исследователь Мальцева [5] отмечает, что появилась новая разновидность школьного буллинга - кибербуллинг, т.е. жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства. Эти насмешки и издевательства одноклассников в виде писем, видео и фотографий влияют на ребёнка-изгоя не меньше, чем при традиционном школьном буллинге, и нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», заглядывающей на различные ссылки на всевозможных сайтах.
Причины насилия в школьной среде
Большая склонность к насилию, как подчеркивает И.Г. Малкина-Пых [4], обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей: неполные семьи, семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни, властные и авторитарные семьи, конфликтные семьи, семьи с генетической предрасположенностью к насилию.
Рассмотрим наиболее распространенные «семейные» причины возникновения буллинга, которые отмечают такие авторы как Л. Берковиц, Р. Берон и Д. Ричардсон, Л.К. Семенюк и др. [3].
1. Неприятие детей родителями.
2. Неуважение к личности ребенка.
3. Запрет на физическую активность.
4. Недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения со стороны родителей.
5. Влияние продуктов питания. Доказана взаимосвязь между повышением нервозности, агрессивности и употреблением шоколада, чипсов, гамбургеров.
6. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха [7].
Типичные черты преследователей или булли
Знаменитый норвежский психолог Дан Ольвеус отметил следующие типичные черты, которые могут быть инициаторами школьного буллинга. Это дети: уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя себе других одноклассников, им гораздо легче будет добиваться своих целей; легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением; не умеющие сочувствовать своим жертвам; физически сильные мальчики.
Также это могут быть учащиеся: желающие быть в центре внимания; уверенные в своем превосходстве над жертвой; с высоким уровнем притязания; мечтающие быть лидерами в классе; агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения; дети, не признающие компромиссы; со слабым самоконтролем; интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивления [1].
Типичные черты жертв школьного буллинга
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
- физические недостатки (носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений);
- особенности поведения (замкнутые дети (интроверты и флегматики), импульсивные, гиперактивные);
- особенности внешности (имеющие рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенную форму головы, вес тела и т. д.);
- плохие социальные навыки;
- страх перед школой;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
- болезни (эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи - дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.);
- низкий интеллект и трудности в обучении [1].
Последствия буллинга
По мнению большинства исследователей, занимающихся этой проблемой, посттравматическое стрессовое расстройство включает пять фаз своего развития:
- Фаза отчаяния, выражающаяся в повышенном уровне тревожности, когда ребенок еще плохо осознает все происходящее с ним.
- Фаза отрицания. Попытки вытеснить из памяти происшедшее с ним. Во время этой фазы у жертвы могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и даже бессонница.
- Фаза депрессии или навязчивости. Фаза смирения с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.
- Фаза прорабатывания того, что произошло с осознанием причины происшедшего.
- Фаза завершения, когда появляется лучик надежды на лучшее будущее [4].
Основные направления психолого-педагогической службы по преодоления школьного буллинга
Работа по преодолению и профилактике насилия в школе должна основываться на следующих психолого-педагогических принципах:
- системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство коррекции и диагностики;
- приоритетность коррекции каузального типа;
- учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащихся;
- комплексность методов психологического воздействия;
- активное привлечение ближайшего социального окружения к участию при психокоррекции [2].
Если силовые действия обидчика были вызваны его личными причинами (семейные неурядицы, неудачи в учебе, проблемы в отношениях с друзьями и т.д.), то можно включить обсуждение этой проблемы в школьную программу воспитания.
Социально-педагогическая деятельность с агрессивными детьми будет наиболее эффективна, если будут соблюдаться следующие условия: переключение внимания и активности ребят в конструктивное русло; профилактические беседы, направленные на осознание детьми необходимости мирного разрешения конфликтов; ролевые игры; поручения, помогающие приучить детей к чуткому и внимательному отношению друг к другу и окружающим людям; упражнения на выполнение действий по образцу, соблюдение правил, изобразительная и физическая деятельность; тренинги психологического характера; тренировка воли; самоотчеты (подведение итогов прошедшего дня и т.д.) [2,3].
Если в школе выявлена группа подростков с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести решительную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, оставлять их в школе, пока остальные ребята не разойдутся по домам. [6].
Для преодоления школьного буллинга необходимо работать также с родителями, обсуждая с ними его причины. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга - дети из неблагополучных семей. [3].
Эффективным средством в противостоянии насилию может быть Комитет по предотвращению буллинга, специально созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в решении проблемы. Учащиеся, члены такого комитета, обладают более полной информацией о данном явлении. Школьники, которые состоят в таких комитетах, часто своими действиями, посредническими навыками, могут реально изменить в лучшую сторону ситуацию в школе. В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учителей. [2].
Таким образом, буллинг - в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел ли место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям. Невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, как показывает практика, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в межвузовском сборнике научных трудов ФГБОУ ВПО "Саратовский университет имени Н.Г.Чернышевского "Экологическое образование как одно из основных направлений образовательной деятельности современной школы"
Публикация содержит материал из опыта работы МОУ "СОш №59 с углубленным изучением предметов"...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...
Основные направления психологической подготовки в спорте
Социализация личности в спортеОбеспечение командной деятельностив спорте...
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе...
Основные направления молодого специалиста в школе
Современное состояние проблем адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их сп...
Основные направления патриотического воспитания в школе
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-г...
Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.
Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР....